ж) Человек-птица.
жа) Антропоморфное
существо - птица.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Антропоморфное существо-птица, бивень мамонта. |
П |
Мезин, Черниговская обл., Украина |
23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-014. |
2 |
См. рис.
101-001; 100-004. |
||||
3 |
См. рис.
101-014. |
||||
4 |
См. рис.
101-001; 100-004; 101-014. |
||||
5 |
См. рис.
101-014. |
||||
6 |
См. рис.
101-001; 101-014. |
||||
• Фигурки сочетают образ
антропоморфного существа и птицы. См. Антропоморфная (женская) фигура. |
|||||
7 |
Антропоморфная фигурка из меди. |
Н |
Карбуна, Молдавия |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
8 |
Антропоморфная фигурка из глины |
Н |
Трудешти, Молдавия |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-013. |
9 |
Н |
Городница-Городище, ЗападнаяУкраина |
См. рис.
301-021. |
||
10 |
Н |
Хэбэшешти, Молдавия |
См. рис.
301-013. |
||
11 |
|||||
12 |
|||||
13 |
|||||
14 |
Н |
Трушешти, Румыния |
См. рис.
301-019. |
||
15 |
Фигура с чертами человека (женщины) и
птицы. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
См. рис.
301-011. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
17 |
18 |
19 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
16 |
Антропоморфная фигурка-оберег из меди. |
Н |
Карбуна, Молдавия |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
17 |
Антропоморфная фигурка из глины. |
Н |
Городница-Городище, ЗападнаяУкраина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-021. |
18 |
|||||
19 |
"Алтарь" в виде антропоморфной
фигуры, глина. |
Н |
Трушешти, Румыния |
См. рис.
301-021. |
жб) Женщина-птица.
См. символы лексической
традиции: Девица, жена, мать, хозяйка > птица.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Фигурка небесной матери-птицы из Бурети,
бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-013 |
Своеобразные
очертания фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и
птицы. Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа,
матери-природы. См. Женская фигура с великими формами. |
|||||
2 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Берново-Лука, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-002; 301-003. |
Считается,
что женщина изображена "в полусидячем положении". Своеобразные
контуры фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и
птицы (курицы-наседки). См. Женская статуэтка. • "Птицеобразная" голова с явно обозначенным
клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. • Ряды расходящихся от
центральной оси параллельных линий в нижней части фигуры могут означать
перья, оперение птицы. См. Ряды параллельных линий. |
|||||
3 |
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
Н |
Лука-Врублевецкая, ЗападнаяУкраина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-021. |
4 |
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
См. рис.
301-019. |
|||
См. Женская фигура
с великими формами; Женская статуэтка. • Изображение
завитков-волют на бёдрах, а также ряды расходящихся от центральной оси
параллельных линий в нижней части фигуры могут означать перо, перья, оперение
птицы. См. Спиральный
завиток, волюта; Ряды
параллельных линий. |
|||||
5 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
Фигура
олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы;
соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская
фигура с великими формами; Женская
статуэтка. • "Птицеобразная" голова с едва обозначенным
клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. • Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на
троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон. |
|||||
6 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
7 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-008. |
8 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кукутени, Румыния |
См. рис.
301-004; 301-011. |
|
9 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Дрэгушени, Румыния |
См. рис.
301-007; 301-019. |
|
• На животе и груди фигурки
орнамент образует последовательный ряд символов: над косым крестом - знаком
земли, земного мира расположено изображение "ёлочки" - "древа
жизни". Птичья голова фигуры и орнаменты верхней части груди создают
образ птицы с распростёртыми крыльями, вознесённой над деревом. Подобная
композиция символов может означать птицу-солнце, распространившую над миром
свои крылья (перья) - солнечные лучи. См. символы
лексической традиции: Солнце > птица; Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. См. Птица с
распростёртыми, расправленными крыльями. См.
также Солнечный крылатый диск. |
|||||
10 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Ялангач-Депе, Туркмения. |
4 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-001; 326-003. |
|