Ряды параллельных линий.
а) Параллельные
горизонтальные линии.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
||
1 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
||
• Параллельные
горизонтальные линии разделяют столбовидную фигуру на несколько
частей-ярусов, символизирующих уровни мироздания. См. Столбовидная фигура. |
||||||||
2 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
||
3 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
||
• В нижней части
столбовидной фигуры прочерчены ряды горизонтальных параллельных линий, обозначающих
нижний, земной мир.
См. Столбовидная фигура. |
||||||||
4 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-009 |
||
• Параллельные линии
являются одним из художественных элементов древних орнаментов, в том числе -
изображений, не обнаруживающих традиционные сочетания символических мотивов. См. Столбовидная фигура. |
||||||||
5 |
|
Женская фигурка |
П |
Бешеново, Сербия |
верхний палеолит (?) |
См. рис.
113-001. |
||
• В нижней части живота фигурки
прочерчены ряды горизонтальных параллельных линий, символизирующих земной
мир, землю, пашню, ниву. См. Антропоморфная (женская) фигура. |
||||||||
6 |
|
Женская
фигура "трипольская женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Берново-Лука, Западная Украина |
Трипольская культура, 6
- 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-002; 301-003. |
||
• Ряды параллельных горизонтальных
линий на животе фигурки могут обозначать лоно, недра, землю, ниву, ряды
хлебных всходов. Лексические
связи: чересло "тело, плоть, черево, живот", "чресла,
бёдра", "лоно, недро", "земля, поле, пашня"; чересл(о) "черта, линия", "знак". См. Женская
статуэтка. • Ряды расходящихся от
центральной оси параллельных линий могут обозначать перо птицы, перья. См. Женщина-птица.
|
||||||||
7 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-043. |
||
8 |
|
См. рис.
301-044. |
||||||
9 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная Украина |
Трипольская культура. 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-024; 301-039a |
||
• Горизонтальные параллельные
линии разделяют символическое поле фигуры на верхнюю и нижнюю части - на
верхний и нижний миры. |
||||||||
10 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-049. |
||
• Горизонтальные
параллельные линии разделяют символическое поле фигуры на три части - на
верхний, земной и подземный миры. |
||||||||
11 |
|
Женская
фигура "трипольская царь-девица", керамика. |
Н |
Сухостав, Центральная Украина |
Трипольская культура, 4
- 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-009. |
||
• Ряды параллельных горизонтальных
линий на животе фигурки обозначают лоно, недра, землю, ниву, ряды хлебных
всходов. Лексические
связи: чересло "тело, плоть, черево, живот", "чресла,
бёдра", "лоно, недро", "земля, поле, пашня"; чересл(о) "черта, линия", "знак". См. Женская
статуэтка. |
||||||||
12 |
|
Женская
фигура, керамика. |
Б |
Намазга-Тепе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
426-001. |
||
• На животе фигурки
прочерчены ряды параллельных линий, пересечённых по центру вертикальной
линией. • Ряды расходящихся от
центральной оси параллельных линий могут означать перо птицы, перья. См. Женщина-птица. Кроме того,
ряды горизонтальных линий в нижней части фигуры могут служить символами земли,
пашни, нивы, рядов хлебных всходов. |
||||||||
13 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
|
|
14 |
|
См. рис.
326-007. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Параллельные
вертикальные линии.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
|
1 |
|
Антропоморфное существо-птица, бивень мамонта. |
П |
Мезин, Черниговская обл., Украина |
23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-001; 100-004; 101-014. |
|
• Параллельные вертикальные
линии в нижней части фигуры могут обозначать перья, оперение птицы. См.
Антропоморфная
(женская) фигура; Антропоморфное существо - птица. |
|||||||
2 |
|
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
Н |
Хэбэшешти, Румыния |
Трипольская культура, 6
- 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
|
• Верхняя
часть фигурки (голова) садержит орнамент в виде ямок-углублений, образующих
ряды параллельных линий, символизирующих волосы, косы - солнечные лучи. Солнечные лучи
ассоциируются с прядями волос, косами. См. символы лексической традиции: Лучи солнца
> перья, косы, пряди, волосы, борода. См. Голова с
орнаментом. |
|||||||
3 |
|
Женская фигура, керамика. |
Н |
Бырлалешти, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-014. |
|
• Женская фигура с пышными формами
и распростёртыми руками воплощает образ матери-природы, высшего небесного
существа. В данном случае, возможно, символизирует облако, тучу. Вертикальные
полосы означают небесные потоки, струи дождей. |
|||||||
4 |
|
Керамический
сосуд. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная Украина |
Трипольская культура. 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
|
• Вертикальные полосы в
верхней части сосуда символизируют небесные потоки, солнечные лучи. |
|||||||
5 |
|
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-040a. |
|
• Верхняя
часть фигуры (голова) содержит орнамент в виде рядов вертикальных параллельных
линий, символизирующих волосы, косы - солнечные лучи. См. Женская
статуэтка; Голова с орнаментом. |
|||||||
6 |
|
Бронзовая
бляха поясного набора. |
Ж |
Берестняги, Украина |
"Скифская" культура, VI в. до
н.э. |
См. рис.
501-010, 501-013. |
|
• Лик мифического существа с
завитками ресниц в углах глаз и вертикальными линиями волос. См. Глаз, глаза; Спиральный завиток, волюта. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ряды параллельных
косых линий могут означать потоки солнечного света или струи дождей, перо,
оперение или крылья птицы, а также ветви дерева или побеги растения
(ассоциируясь с символом "ёлочки"). Соответственно, изображение
параллельных косых линий может быть символом солнечного мира, высших, небесных
существ (в образе птиц).
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
|
1 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
|
• Ряды параллельных косых
линий на "голове" столбовидной фигуры. |
|||||||
2 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
|
• Ряды параллельных косых
линий на "теле" столбовидной фигуры. |
|||||||
3 |
|
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 23 тыс. до н.э. |
||
• Ряды параллельных косых
линий на рукояти (навершии) костяного орудия. |
|||||||
4 |
|
Навершие палицы
(жезла) в виде головы антропоморфного существа, кость. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до
н.э. |
См. рис. 101-013. |
|
• Изваяние содержит орнамент
в виде групп параллельных насечек, обрамляющих "голову" и
"тело" фигуры. См. Голова с орнаментом. |
|||||||
5 |
|
Навершие
палицы (жезла) в виде головы антропоморфного существа, кость. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до
н.э. |
См. рис. 101-013. |
|
• Параллельные насечки на
голове фигурки могут обозначать глаза. См. Глаз, глаза. |
|||||||
6 |
|
Навершие
палицы (жезла) в виде головы "кошачьего хищника", кость. |
П |
Авдеево, Курская область |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-002; 101-013. |
|
7 |
|
Антропоморфное существо-птица, бивень мамонта. |
П |
Мезин, Черниговская обл., Украина |
23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-001; 101-014. |
|
• Ряды параллельных косых
линий на голове фигуры могут означать волосы, или перья, оперение птицы. См.
Антропоморфная
(женская) фигура; Антропоморфное существо - птица; Голова с орнаментом. |
|||||||
8 |
|
Женская фигурка |
П |
Бешеново, Сербия |
верхний палеолит (?) |
См. рис. 113-001. |
|
• На груди фигурки (слева и
справа) прочерчены ряды параллельных косых линий, символизирующих солнечные,
небесные потоки. См. Антропоморфная (женская) фигура. |
|||||||
9 |
|
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
Н |
Лука-Врублевецкая, ЗападнаяУкраина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-019. |
|
См. Женская фигура
с великими формами; Женская статуэтка. • Ряды расходящихся от
центральной оси параллельных линий в нижней части фигуры, а также изображение
завитков-волют на бёдрах могут означать перо, перья, оперение птицы. См. Спиральный
завиток, волюта. |
|||||||
10 |
|
Солнечный
диск - оберег, медь. |
Н |
Карбуна, Молдавия |
Трипольская культура, 6
- 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
|
• Расходящиеся
от круга в центре радиусы-лучи в виде рядов параллельных линий, образуют
косой крест. См. Окружность, круг, диск, овал; Круг с радиусами - лучами; Крест линейный косой. |
|||||||
11 |
|
Керамический
сосуд, элемент орнамента |
Н |
Раковец, Западная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-028. |
|
• Внутри круга
- косой крест из пересекающихся параллельных линий и четыре крапины-щедрины.
См. Окружность, круг, диск, овал;
Крест
линейный косой. |
|||||||
12 |
|
Керамический
сосуд, элемент орнамента |
Н |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-023. |
|
•
Расходящиеся от круга в центре радиусы-лучи в виде рядов параллельных линий,
образуют косой крест. См. Круг с радиусами - лучами; Крест линейный косой. |
|||||||
13 |
|
Керамический
сосуд, элемент орнамента |
Н |
Дрэгушени, Румыния |
Трипольская культура, 4- 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-023. |
|
• Фигурная
свастика внутри овала - знак косого креста с расходящимися в разные стороны
параллельными линиями-лучами. См. Свастика фигурная;
Окружность,
круг, диск, овал. |
|||||||
14 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-042. |
|
• Ряды параллельных и
пересекающихся косых линий на животе фигуры образуют различные символические
знаки. См. Крест
линейный косой;
"Сетка"
из пересекающихся параллельных линий; "Ёлочка" - символ дерева, растения. В утилитарном
понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы,
которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками
солнечного света. См. символы речевой
традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. |
|||||||
15 |
|
Женская фигура "трипольская
царь-девица", керамика. |
Н |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5
- 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004; 301-011. |
|
• Тело фигурки покрыто
орнаментом из параллельных косых линий. |
|||||||
16 |
|
Женская фигура "трипольская
царь-девица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 -
4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004. |
|
• Тело фигурки покрыто
орнаментом из параллельных косых линий. |
|||||||
17 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Дрэгушени, Румыния |
Трипольская культура, 5
- 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-007; 301-019. |
|
• Тело фигурки покрыто
орнаментом из параллельных косых линий. |
|||||||
18 |
|
Керамический
сосуд, фрагмент орнамента |
Н |
Тудорово, Западная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-023. |
|
• Орнамент с вертикальными
и косыми параллельными линиями. Пересекающиеся ряды линий образуют косой
крест. См. Крест
линейный косой. |
|||||||
19 |
|
Глиняное пряслице. |
Н |
Паволочь, Центральная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-029. |
|
•
Радиусы-лучи и отходящие от них под косыми углами ряды параллельных линий образуют
графические символы птиц: композиция содержит изображения птиц, летящих с
четырёх сторон к центру (вершине) небесного пространства - к солнцу. См.
Круг с
радиусами - лучами; Птица с
распростёртыми крыльями. • Графический
символ птицы с распростёртыми крыльями имеет сходство с "ёлочкой" -
линейным символом дерева. См. "Ёлочка" - символ дерева, растения. |
|||||||
20 |
|
Глиняное пряслице. |
Н |
Троянов, Центральная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-029. |
|
21 |
|
Орнаменты на керамических сосудах. |
Н |
Брынзены, Молдавия |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-026. |
|
22 |
|
Трипольские орнаменты. |
Н |
|
Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-032. |
|
23 |
|
||||||
24 |
|
Керамический
сосуд, орнамент на донце. |
Б |
Ваулово, Ярославская область |
3 - 2 тыс. до н.э. |
См. рис.
402-001. |
|
• Изображение
солнечного круга с радиусами-лучами в виде рядов (пучков) параллельных линий
содержит также символы концентрических окружностей, обрамлённых точечным
орнаментом. См. Окружность, круг, диск, овал; Круг с радиусами - лучами: Концентрические окружности;
Точечные
(ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление;
Солнечный
круг с лучами в виде прямых линий. |
|||||||
25 |
|
Керамический
сосуд, орнамент на донце. |
Б |
Ваулово, Ярославская область |
3 - 2 тыс. до н.э. |
См. рис.
402-004. |
|
26 |
|
||||||
• Изображение
солнечного круга с лучами в виде рядов (пучков) параллельных линий,
образованных чёрточками-штрихами. См. Солнечный круг с лучами в виде прямых линий. |
|||||||
27 |
|
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-040a. |
|
• Ряды косых линий в
верхней и нижней части фигуры образуют символы "ёлочки". См. Женская
статуэтка; "Ёлочка" - символ дерева, растения. |
|||||||
28 |
|
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-040a. |
|
• Ряды косых линий в нижней
части фигуры образуют символ "ёлочки". См. Женская
статуэтка; "Ёлочка" - символ дерева, растения. • В средней части фигуры
(на груди) косые линии образуют крест. См. Женская
статуэтка; Крест линейный косой. |
|||||||
29 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
|
• Изображение головного
убора округлой формы с рядами прочерченных косых линий, расходящихся от
центра. Голова фигурки обрамлена косами. См. Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении;
Голова, покрытая волосами, головным убором;
Голова с орнаментом; Полукруг, сектор с лучами. |
|||||||
30 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Намазга-Тепе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
426-001. |
|
31 |
|
См. рис.
426-001. |
|||||
32 |
|
"Лунничное" украшение. |
|
Городище, Ярославская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
802-015. |
|
• Точечный
орнамент (зернь) - окаймление по наружному краю украшения. См.
Точечные
(ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление. • Замкнутое поле
двух полуовалов с расходящимися вверх и в стороны параллельными линиями
образует символический образ солнца, восходящего из-за горизонта.
См. Полукруг,
сектор с лучами. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
г) "Сетка"
из пересекающихся
(параллельных) линий; плетево, решётка, соты.
Символика
пересекающихся косых линий, образующих ряды четырёхугольников (плетево, решётку,
сеть, соты и т.п.) связана с образами высших небесных сущностей (см. Параллельные
косые линии), а также с образами
земного мира, земли, растительности, пашни, нивы. См.
Четырёхугольник.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
|
Фигурка «великой матери из
Виллендорфа", известняк, |
П |
Виллендорф, Австрия. 1908г. |
25 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 116-003 |
• Голова
фигурки содержит орнамент в виде сетки, образованный рядами параллельных и перпендикулярных
борозд. См. Голова с орнаментом. |
||||||
2 |
|
Женская голова, кость мамонта. |
П |
Брассампуи, Франция |
верхний палеолит |
См. рис.
117-002. |
4 |
|
Трипольские орнаменты. |
Н |
|
Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-032. |
5 |
|
|||||
6 |
|
Хассунские печати. |
Н |
Хассуна, Северная Месопотамия |
Хассунская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
323-008. |
7 |
|
|||||
8 |
|
Глиняная чаша. |
||||
• Ряды
пересекающихся линий на днище чаши образуют фигурный крест. См. Крест фигурный;
Орнамент на
донце сосуда. |
||||||
9 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-042. |
• Ряды скрещивающихся косых
линий на животе фигуры образуют ряды четырёхугольников, крестов. См. Крест
линейный косой;
Четырёхугольник. |
||||||
10 |
|
Орнаменты на керамических сосудах. |
Н |
Цвикловцы, Западная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-020. |
11 |
|
Брынзены, Молдавия |
См. рис. 301-026. |
|||
12 |
|
Гординешты, Молдавия |
||||
13 |
|
Родосское
блюдо, фрагмент орнамента. |
|
о. Родос. |
VI в. до н.э. {?} |
См. рис. 914-023. |
• Композиция
из завитков-волют и "пальметт" над изображением глаз сочетается с
решёткой (сетью) из четырёхугольников и точечно-накольчатыми кругами. См.
Спиральный
завиток, волюта; Кувшинка, лотос, лилия, "пальметта";
Глаз, глаза; Окружность,
круг, диск, овал. |
||||||
14 |
|
Полинезийские
орнаменты. |
|
Гернейские острова, Полинезия |
|
См. рис.
934-001. |
|
|
|
|
|
|
|