Символы
 

 


Символы-изображения.

Орнаменты.

Ряды параллельных линий.

 

а) Параллельные горизонтальные линии.

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-008

Параллельные горизонтальные линии разделяют столбовидную фигуру на несколько частей-ярусов, символизирующих уровни мироздания. См. Столбовидная фигура.

2

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-008

3

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-008

В нижней части столбовидной фигуры прочерчены ряды горизонтальных параллельных линий, обозначающих нижний, земной мир. См. Столбовидная фигура.

4

 

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-009

Параллельные линии являются одним из художественных элементов древних орнаментов, в том числе - изображений, не обнаруживающих традиционные сочетания символических мотивов. См. Столбовидная фигура.

5

 

 

Женская фигурка

П

Бешеново, Сербия

верхний палеолит (?)

См. рис. 113-001.

В нижней части живота фигурки прочерчены ряды горизонтальных параллельных линий, символизирующих земной мир, землю, пашню, ниву. См. Антропоморфная (женская) фигура.

6

 

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика, высота 16 см.

Н

Берново-Лука, Западная Украина

Трипольская культура,

 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-002; 301-003.

Ряды параллельных горизонтальных линий на животе фигурки могут обозначать лоно, недра, землю, ниву, ряды хлебных всходов.

Лексические связи: чересло "тело, плоть, черево, живот", "чресла, бёдра", "лоно, недро", "земля, поле, пашня";    чересл(о) "черта, линия", "знак".

См. Женская статуэтка.

Ряды расходящихся от центральной оси параллельных линий могут обозначать перо птицы, перья. См. Женщина-птица.

7

 

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-043.

8

 

 

См. рис. 301-044.

9

 

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Кошиловцы-Обоз, Западная Украина

Трипольская культура.

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-024; 301-039a

Горизонтальные параллельные линии разделяют символическое поле фигуры на верхнюю и нижнюю части - на верхний и нижний миры.

10

 

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

 

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-049.

Горизонтальные параллельные линии разделяют символическое поле фигуры на три части - на верхний, земной и подземный миры.

 

11

 

 

 

Женская фигура "трипольская царь-девица", керамика.

Н

Сухостав, Центральная Украина

Трипольская культура,

 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-009.

Ряды параллельных горизонтальных линий на животе фигурки обозначают лоно, недра, землю, ниву, ряды хлебных всходов.

Лексические связи: чересло "тело, плоть, черево, живот", "чресла, бёдра", "лоно, недро", "земля, поле, пашня";    чересл(о) "черта, линия", "знак".

См. Женская статуэтка.

12

 

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Намазга-Тепе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 426-001.

На животе фигурки прочерчены ряды параллельных линий, пересечённых по центру вертикальной линией.

См. Линейные символы дерева.

Ряды расходящихся от центральной оси параллельных линий могут означать перо птицы, перья. См. Женщина-птица.

Кроме того, ряды горизонтальных линий в нижней части фигуры могут служить символами земли, пашни, нивы, рядов хлебных всходов.

13

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-009.

 

14

 

 

См. рис. 326-007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Параллельные вертикальные линии.

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

 

Антропоморфное существо-птица,  бивень мамонта.

П

Мезин, Черниговская обл., Украина

23 - 17 тыс. до н.э.

 

См. рис. 101-001; 100-004; 101-014.

Параллельные вертикальные линии в нижней части фигуры могут обозначать перья, оперение птицы. См. Антропоморфная (женская) фигура; Антропоморфное существо - птица.

 

2

 

 

Антропоморфная фигурка-оберег из глины.

Н

Хэбэшешти, Румыния

Трипольская культура,

 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-013.

• Верхняя часть фигурки (голова) садержит орнамент в виде ямок-углублений, образующих ряды параллельных линий, символизирующих волосы, косы - солнечные лучи.

Солнечные лучи ассоциируются с прядями волос, косами.

См. символы лексической традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода.

См. Голова с орнаментом.

3

 

 

Женская фигура, керамика.

Н

Бырлалешти, Румыния

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-014.

Женская фигура с пышными формами и распростёртыми руками воплощает образ матери-природы, высшего небесного существа. В данном случае, возможно, символизирует облако, тучу. Вертикальные полосы означают небесные потоки, струи дождей.

4

 

 

Керамический сосуд.

Н

Кошиловцы-Обоз, Западная Украина

Трипольская культура.

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Вертикальные полосы в верхней части сосуда символизируют небесные потоки, солнечные лучи.

5

 

 

Антропоморфная (женская)  фигурка из глины.

Н

Анатолия, Турция

3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-040a.

• Верхняя часть фигуры (голова) содержит орнамент в виде рядов вертикальных параллельных линий, символизирующих волосы, косы - солнечные лучи. См. Женская статуэтка; Голова с орнаментом.

6

 

 

 

 

Бронзовая бляха поясного набора.

Ж

Берестняги, Украина

"Скифская" культура,

VI в. до н.э.

См. рис. 501-010, 501-013.

Лик мифического существа с завитками ресниц в углах глаз и вертикальными линиями волос. См. Глаз, глаза; Спиральный завиток, волюта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Параллельные косые линии.

 

Ряды параллельных косых линий могут означать потоки солнечного света или струи дождей, перо, оперение или крылья птицы, а также ветви дерева или побеги растения (ассоциируясь с символом "ёлочки"). Соответственно, изображение параллельных косых линий может быть символом солнечного мира, высших, небесных существ (в образе птиц).

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

 

1

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-008

Ряды параллельных косых линий на "голове" столбовидной фигуры.

2

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-008

Ряды параллельных косых линий на "теле" столбовидной фигуры.

3

 

 

Изделие из кости.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, 23 тыс. до н.э.

См. рис. 101-013

Ряды параллельных косых линий на рукояти (навершии) костяного орудия.

4

 

 

Навершие палицы (жезла) в виде головы антропоморфного существа, кость.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э.

См. рис. 101-013.

 

Изваяние содержит орнамент в виде групп параллельных насечек, обрамляющих "голову" и "тело" фигуры. См. Голова с орнаментом.

5

 

 

Навершие палицы (жезла) в виде головы антропоморфного существа, кость.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э.

См. рис. 101-013.

 

Параллельные насечки на голове фигурки могут обозначать глаза. См. Глаз, глаза.

6

 

 

Навершие палицы (жезла) в виде головы "кошачьего хищника", кость.

П

Авдеево, Курская область

Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э.

 

См. рис. 100-002; 101-013.

 

7

 

 

Антропоморфное существо-птица,  бивень мамонта.

П

Мезин, Черниговская обл., Украина

23 - 17 тыс. до н.э.

 

См. рис. 101-001; 101-014.

Ряды параллельных косых линий на голове фигуры могут означать волосы, или перья, оперение птицы. См. Антропоморфная (женская) фигура; Антропоморфное существо - птица; Голова с орнаментом.

 

8

 

 

Женская фигурка

П

Бешеново, Сербия

верхний палеолит (?)

См. рис. 113-001.

На груди фигурки (слева и справа) прочерчены ряды параллельных косых линий, символизирующих солнечные, небесные потоки. См. Антропоморфная (женская) фигура.

9

 

 

 

Антропоморфная фигурка-оберег из глины.

Н

Лука-Врублевецкая,  ЗападнаяУкраина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-019.

См. Женская фигура с великими формами; Женская статуэтка.

Ряды расходящихся от центральной оси параллельных линий в нижней части фигуры, а также изображение завитков-волют на бёдрах могут означать перо, перья, оперение птицы. См. Спиральный завиток, волюта.

10

 

Солнечный диск - оберег, медь.

Н

Карбуна, Молдавия

Трипольская культура,

 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-013.

• Расходящиеся от круга в центре радиусы-лучи в виде рядов параллельных линий, образуют косой крест. См. Окружность, круг, диск, овал; Круг с радиусами - лучами; Крест линейный косой.

11

 

 

Керамический сосуд, элемент орнамента

Н

Раковец, Западная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-028.

• Внутри круга - косой крест из пересекающихся параллельных линий и четыре крапины-щедрины. См. Окружность, круг, диск, овал; Крест линейный косой.

12

 

 

Керамический сосуд, элемент орнамента

Н

Кукутени, Румыния

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-023.

• Расходящиеся от круга в центре радиусы-лучи в виде рядов параллельных линий, образуют косой крест. См. Круг с радиусами - лучами; Крест линейный косой.

13

 

 

Керамический сосуд, элемент орнамента

Н

Дрэгушени, Румыния

Трипольская культура, 4- 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-023.

• Фигурная свастика внутри овала - знак косого креста с расходящимися в разные стороны параллельными линиями-лучами. См. Свастика фигурная; Окружность, круг, диск, овал.

14

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-042.

Ряды параллельных и пересекающихся косых линий на животе фигуры образуют различные символические знаки. См. Крест линейный косой; "Сетка" из пересекающихся параллельных линий; "Ёлочка" - символ дерева, растения.

В утилитарном понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы, которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками солнечного света. См. символы речевой традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода.

15

 

 

Женская фигура "трипольская царь-девица", керамика.

Н

Кукутени, Румыния

Трипольская культура,

 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-004; 301-011.

Тело фигурки покрыто орнаментом из параллельных косых линий.

См. Женщина-птица; Женская статуэтка.

16

 

 

Женская фигура "трипольская царь-девица", керамика.

Н

 

Трипольская культура,

 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-004.

Тело фигурки покрыто орнаментом из параллельных косых линий.

 

17

 

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Дрэгушени, Румыния

Трипольская культура,

 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-007; 301-019.

Тело фигурки покрыто орнаментом из параллельных косых линий.

 

18

 

 

Керамический сосуд, фрагмент орнамента

Н

Тудорово, Западная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-023.

• Орнамент с вертикальными и косыми параллельными линиями. Пересекающиеся ряды линий образуют косой крест. См. Крест линейный косой.

19

 

 

Глиняное пряслице.

Н

Паволочь, Центральная Украина

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-029.

• Радиусы-лучи и отходящие от них под косыми углами ряды параллельных линий образуют графические символы птиц: композиция содержит изображения птиц, летящих с четырёх сторон к центру (вершине) небесного пространства - к солнцу. См. Круг с радиусами - лучами; Птица с распростёртыми крыльями.

• Графический символ птицы с распростёртыми крыльями имеет сходство с "ёлочкой" - линейным символом дерева. См. "Ёлочка" - символ дерева, растения.

20

 

 

Глиняное пряслице.

Н

Троянов, Центральная Украина

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-029.

21

 

 

Орнаменты на керамических сосудах.

Н

Брынзены, Молдавия

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-026.

22

 

 

Трипольские орнаменты.

Н

 

Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-032.

 

23

 

 

24

 

 

Керамический сосуд, орнамент на донце.

Б

Ваулово, Ярославская область

3 - 2 тыс. до н.э.

См. рис. 402-001.

• Изображение солнечного круга с радиусами-лучами в виде рядов (пучков) параллельных линий содержит также символы концентрических окружностей, обрамлённых точечным орнаментом. См. Окружность, круг, диск, овал; Круг с радиусами - лучами: Концентрические окружности; Точечные (ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление; Солнечный круг с лучами в виде прямых линий.

25

 

 

Керамический сосуд, орнамент на донце.

Б

Ваулово, Ярославская область

3 - 2 тыс. до н.э.

См. рис. 402-004.

26

 

 

• Изображение солнечного круга с лучами в виде рядов (пучков) параллельных линий, образованных чёрточками-штрихами. См. Солнечный круг с лучами в виде прямых линий.

27

 

 

Антропоморфная (женская)  фигурка из глины.

Н

Анатолия, Турция

3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-040a.

Ряды косых линий в верхней и нижней части фигуры образуют символы "ёлочки". См. Женская статуэтка; "Ёлочка" - символ дерева, растения.

28

 

Антропоморфная (женская)  фигурка из глины.

Н

Анатолия, Турция

3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-040a.

Ряды косых линий в нижней части фигуры образуют символ "ёлочки". См. Женская статуэтка; "Ёлочка" - символ дерева, растения.

В средней части фигуры (на груди) косые линии образуют крест. См. Женская статуэтка; Крест линейный косой.

29

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-009.

Изображение головного убора округлой формы с рядами прочерченных косых линий, расходящихся от центра. Голова фигурки обрамлена косами. См. Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении; Голова, покрытая волосами, головным убором; Голова с орнаментом; Полукруг, сектор с лучами.

30

 

 

Женская фигура, керамика.

Б

Намазга-Тепе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 426-001.

31

 

 

См. рис. 426-001.

32

 

 

"Лунничное" украшение.

 

Городище, Ярославская обл.

X-XIII вв.

См. рис. 802-015.

• Точечный орнамент (зернь) - окаймление по наружному краю украшения. См. Точечные (ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление.

• Замкнутое поле двух полуовалов с расходящимися вверх и в стороны параллельными линиями образует символический образ солнца, восходящего из-за горизонта. См. Полукруг, сектор с лучами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) "Сетка" из пересекающихся (параллельных) линий; плетево, решётка, соты.

 

Символика пересекающихся косых линий, образующих ряды четырёхугольников (плетево, решётку, сеть, соты и т.п.) связана с образами высших небесных сущностей (см. Параллельные косые линии), а также с образами земного мира, земли, растительности, пашни, нивы. См. Четырёхугольник.

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

 

Фигурка «великой матери из Виллендорфа", известняк, 11 см.

П

Виллендорф, Австрия. 1908г.

25 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 100-003; 116-003

• Голова фигурки содержит орнамент в виде сетки, образованный рядами параллельных и перпендикулярных борозд. См. Голова с орнаментом.

2

 

 

Женская голова, кость мамонта.

П

Брассампуи, Франция

верхний палеолит

См. рис. 117-002.

 

4

 

 

Трипольские орнаменты.

Н

 

Трипольская культура, 6 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-032.

 

5

 

 

6

 

 

Хассунские печати.

Н

Хассуна, Северная Месопотамия

Хассунская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 323-008.

7

 

 

8

 

 

Глиняная чаша.

• Ряды пересекающихся линий на днище чаши образуют фигурный крест. См. Крест фигурный; Орнамент на донце сосуда.

9

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-042.

Ряды скрещивающихся косых линий на животе фигуры образуют ряды четырёхугольников, крестов. См. Крест линейный косой; Четырёхугольник.

 

10

 

 

Орнаменты на керамических сосудах.

Н

Цвикловцы, Западная Украина

Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

11

 

 

Брынзены, Молдавия

См. рис. 301-026.

12

 

 

Гординешты, Молдавия

13

 

 

Родосское блюдо, фрагмент орнамента.

 

о. Родос.

VI в. до н.э. {?}

См. рис. 914-023.

• Композиция из завитков-волют и "пальметт" над изображением глаз сочетается с решёткой (сетью) из четырёхугольников и точечно-накольчатыми кругами. См. Спиральный завиток, волюта; Кувшинка, лотос, лилия, "пальметта"; Глаз, глаза; Окружность, круг, диск, овал.

14

 

 

Полинезийские орнаменты.

 

Гернейские острова, Полинезия

 

См. рис. 934-001.