б) Женская фигура.
См. Женская фигура.
бг)
Женская статуэтка.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Женская фигура "царевна из Бурети", бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-002; 106-007 |
• Голова фигурки женщины с изображением
волос (головного убора) символизирует небесную вершину, небосвод, солнце. См. Голова,
покрытая волосами, головным убором. Лексические связи: череща "верх, вершина", "голова",
"покрытие, оболока", "небо",
"светило, солнце", "волокна, нити, волосы". Ср. шишимора
"высшая сила (существо)", "хозяйка, правительница"; шмара,
шаматра
"женщина, мать"; шашмура, шамшура
"верх, покрытие, покрывало", "головной убор", "очепок, волосник". См. Иконические и лексические символы. • Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева. Вертикальный ряд косоугольных
насечек на груди и животе фигурки символизирует ветви. Тело фигурки
ассоциируется с деревом - символом небес, высших природных сил. См. символы
речевой традиции: Человек > дерево. Лексические связи: череща "верх, вершина", "дерево, ствол
дерева", "небо, небосвод"; чересло "тело, плоть", "туловище". |
|||||
2 |
Женская фигура "царевна из Бурети"; бивень мамонта, высота |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-009; 106-013. |
• Голова фигурки с
изображением головного убора. См. Голова, покрытая волосами, головным убором. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из поперечных насечек. На груди насечки образуют подобие волнистых
линий. См. Волновая
линия. • Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева. См. Дендрон - символ дерева, растения. |
|||||
3 |
Столбовидная фигура с
женской головой, бивень мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-008 |
• Голова фигурки с
изображением головного убора. |
|||||
4 |
Женская фигура "бабушка из
Мальты", бивень мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-008 |
• Голова фигурки с
изображением головного убора. |
|||||
5 |
Женская фигура из бивня мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-008 |
6 |
Женская фигура из бивня мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-011. |
7 |
Фигурка небесной матери-птицы из Бурети, бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-013 |
Своеобразные
очертания фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и
птицы. Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа,
матери-природы. См. Женщина-птица. • Голова фигурки в головном
уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
8 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-020. |
Фигура
олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы;
соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская
фигура с великими формами. • "Птицеобразная" голова
с едва обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с
образом птицы. См. Женщина-птица. • Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на
троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон;
Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне. • Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева (креста с двумя вершинами). См. Дендрон - символ дерева, растения; Крест - дендрон. |
|||||
9 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
10 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная
Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-046. |
11 |
Женская фигура "трипольская женщина-птица",
керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-008. |
• "Птицеобразная" голова
с явно обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с
образом птицы. См. Женщина-птица. • Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева (креста с двумя вершинами). См. Дендрон - символ дерева; Крест - дендрон. |
|||||
12 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Колодяжное, Западная
Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-047. |
13 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Рэдоая, Румыния |
См. рис.
301-033; 312-001. |
||
14 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Ялангач-Депе, Туркмения. |
4 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-001; 326-003. |
Считается,
что статуэтка изображает сидящую женщину. • "Птицеобразная" голова
с едва обозначенным клювом-носом (на прорисовке не показан), и выдающиеся
чресла придают очертаниям фигурки определённое сходство с образом птицы. См. Женщина-птица • На шее фигурки несколькими
рядами точечных углублений изображено ожерелье. См. Ожерелье,
бусы. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из концентрических окружностей и кругов с точкой по центру. См. Концентрические
окружности; Круг с точкой. • На бедре рисунок в виде
"ёлочки". См. "Ёлочка" - символ дерева, растения. • Женское лоно обозначено в
виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник. |
|||||
15 |
Фигура сидящей женщины-птицы |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-005. |
16 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Илгынлы-Депе, Туркмения |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-004. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
17 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Берново-Лука, Западная
Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-002; 301-003. |
Считается,
что женщина изображена "в полусидячем
положении". Своеобразные
контуры фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и
птицы (курицы-наседки). • "Птицеобразная" голова
с явно обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с
образом птицы. См. Женщина-птица. • В области шеи нанесены
ряды ямок-углублений, обозначающих ожерелье. См. Ожерелье, бусы. • На животе изображён косой
крест. См.
Крест
линейный косой. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из горизонтальных и косых линий, что может быть связано со
смешением различных мотивов традиционной символики. Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева. См. Дендрон - символ дерева, растения. Ряды параллельных прямых линий на животе и бёдрах
фигуры обозначают лоно, недра, землю, ниву, ряды хлебных всходов. См. Ряды
параллельные линий. В утилитарном
понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы,
которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками
солнечного света. См. символы речевой
традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. |
|||||
18 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Лука-Врублевецкая, Западная
Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-021. |
19 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004; 301-011. |
• На груди фигурки
изображёна змея, символизирующая грозу, грозовые тучи (облака),
"нижнее" небо. Изображение
змеи расположено между вершиной-головой фигуры - символом верхнего мира и
животом (черевом, лоном) - символом земли, нижнего мира. См. Змея. • На животе изображён
четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя крапинами - символ
земли, земного мира, лона природы, пашни, нивы. См. Четырёхугольник,
Крест линейный
косой. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из параллельных косых линий и
концентрических окружностей. См. Ряды параллельных линий; Концентрические
окружности. Косые линии в сочетании
с линией разреза ног образуют рисунок в виде "ёлочки". См. "Ёлочка"
- символ дерева, растения. • Ряды сходящихся под углом
(расходящихся от центральной оси) параллельных линий могут означать также
перо птицы, перья, крылья. См. Женщина-птица. |
|||||
20 |
Женская фигура "трипольская
царь-девица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004. |
• В верхней части фигуры -
изображение обворота-обвязи в форме креста с вершиной-окружьем. См. Обворот, обвязь в форме креста. • На груди фигурки - ряды
горизонтальных волнистых линий, символизирующих водное, небесное пространство,
облака (тучи). См. Волновая
линия. • На животе изображён
четырёхугольник (ромб) с косым крестом внутри и четырьмя крапинами. См. Четырёхугольник, Крест линейный косой. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из параллельных косых линий. См. Ряды параллельных линий. Косые линии в сочетании с линией разреза ног образуют
рисунок в виде "ёлочки". См. "Ёлочка"
- символ дерева, растения. |
|||||
21 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Дрэгушени, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-007; 301-019. |
• На животе и груди фигурки
орнамент образует последовательный ряд символов: над косым крестом - знаком
земли, земного мира расположено изображение "ёлочки" - "древа
жизни". Птичья голова фигуры и орнаменты верхней части груди создают
образ птицы с распростёртыми крыльями, вознесённой над деревом. Подобная
композиция символов может означать птицу-солнце, распространившую над миром
свои крылья (перья) - солнечные лучи. См. символы
лексической традиции: Солнце > птица; Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. См. Птица с
распростёртыми крыльями; Женщина-птица. См.
также Солнечный крылатый диск. • Бёдра фигурки покрыты
орнаментом из параллельных косых линий. См. Ряды параллельных линий. |
|
|
|
|
|
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
22 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная
Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-042. |
• "Птицеобразная" голова
с явно обозначенным клювом определяет сходство фигурки с образом птицы. См. Женщина-птица. • В области шеи обозначен обворот-ворот или
ожерелье. См. Обворот, ворот; Ожерелье,
бусы. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из косых линий, что может быть связано со смешением различных
мотивов традиционной символики. Ряды параллельных и пересекающихся косых
линий на животе фигуры образуют различные символические знаки. См. Ряды параллельные линий; Крест линейный косой; Четырёхугольник; "Сетка" из пересекающихся
параллельных линий;
"Ёлочка" - символ дерева, растения. В утилитарном
понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы,
которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками
солнечного света. См. символы речевой
традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. |
|||||
23 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная
Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-043. |
• Голова с явно
обозначенным клювом определяет сходство фигурки с образом птицы. См. Женщина-птица. • В области шеи обозначен обворот-ворот или
ожерелье. См. Обворот, ворот; Ожерелье,
бусы. • Ряды параллельных
горизонтальных линий на животе фигуры могут обозначать лоно, недра, землю,
ниву, ряды хлебных всходов. См. Ряды параллельные линий. В утилитарном
понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы,
которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками
солнечного света. См. символы речевой
традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. |
|||||
24 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная
Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-044. |
25 |
Женская фигура, керамика. |
См. рис.
301-041; 301-049. |
|||
• Голову фигурки обрамляют
длинные
волосы-косы. См. Голова, покрытая волосами, головным
убором; Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении. |
|||||
26 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная
Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-033. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
28 |
29 |
30 |
27 |
Женская фигура "женщина-птица из
Винчи", керамика. |
Н |
Винча, Сербия |
Культура Винча,
5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
399-015. |
28 |
|||||
29 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Глубоке Машувке, Моравия |
Культура моравской керамики, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис. 399-015. |
30 |
Стржелице, Моравия |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
31 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная
Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-024; 301-039a |
• Раскинутые руки-крылья и
голова с явно обозначенным клювом определяет сходство фигуры с образом птицы.
См. Женщина-птица. • Туловище и голова фигурки образуют форму креста с округлым навершием. См. Крест с округлым навершием; Крестообразная антропоморфная фигура. • На груди и животе фигурки
- схематическое изображение дерева, растения. См. Рисунок
дерева, растения. • Горизонтальные
параллельные линии, в утилитарном понимании обозначающие опояску, разделяют
символическое поле фигуры на верхнюю и нижнюю части - на верхний
и нижний миры. См. Ряды параллельных линий. • Линии разреза ног и нижней части живота образуют символ
дерева. См. Дендрон - символ дерева, растения. • Женское лоно обозначено в
виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник. |
|||||
32 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная
Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-025. |
• Раскинутые руки-крылья и голова
с явно обозначенным клювом определяет сходство фигуры с образом птицы. См. Женщина-птица. • На груди фигурки
изображено ожерелье. См. Ожерелье, бусы. |
|||||
33 |
Женская фигура "трипольская женщина-птица",
керамика. |
Н |
Колодяжное, Западная
Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-045. |
34 |
|||||
35 |
Сороки-Озеро |
См. рис.
301-033. |
|||
36 |
Сушковка, Центральная
Украина |
||||
37 |
Женская фигура "трипольская
царь-девица", керамика. |
Н |
Сухостав, Центральная
Украина |
См. рис.
301-009. |
|
• На шее фигурки цепью
точечных углублений (ямок) изображено ожерелье - символ солнца, солнечных
лучей-пронизей. См. Ожерелье, бусы. • На животе фигурки
прочерчены ряды горизонтальных параллельных линий, символизирующих земной мир,
землю, пашню, ниву. См. Ряды параллельных линий. • Женское лоно обозначено в
виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
38 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-049. |
• Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый,
ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом. • Клювообразный нос и руки-крылья определяют родство
фигурки с образом птицы. См. Женщина-птица. • На груди фигурки изображено ожерелье. См. Ожерелье,
бусы. • Горизонтальные
параллельные линии разделяют символическое поле фигуры на три части - на верхний, земной и подземный миры. См. Ряды
параллельных линий. • Женское лоно обозначено в виде треугольника вершиной
вниз. См. Треугольник.. |
|||||
39 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-049. |
40 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Выхватинцы,
Приднестровье |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-001; 301-023a. |
• Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый,
ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом. • Клювообразный нос, руки-крылья и характерный силуэт
фигурки отражают родство с образом птицы. См. Женщина-птица. • Туловище и голова фигурки образуют форму креста с
кругом - навершием. См. Крест с округлым навершием; Крестообразная
антропоморфная фигура. • Линии разреза ног и нижней части живота образуют символ
дерева. См. Дендрон - символ дерева, растения. • Женское лоно обозначено в виде треугольника вершиной
вниз. См. Треугольник.. |
|||||
41 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-006. |
42 |
|||||
43 |
Костешты, Молдавия |
См. рис.
301-048. |
|||
44 |
Женская фигура "женщина-птица из Кара-Депе", керамика, высота |
Н |
Кара-Депе, Туркмения |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-002. |
Статуэтка
изображает сидящую женщину. • Голова имеет "птицевидную"
форму с носом-клювом. Положение
рук-крыльев сближает фигурку с птицей, укрывающей своих птенцов и (или)
устрашающей врага. См. Женщина-птица. • Голова с "завитками
волос по бокам и туго заплетенной косой". См. Голова, покрытая волосами, головным убором. • На шее изображено
ожерелье. См. Ожерелье, бусы. • На плечах - украшения в
виде бляшек-дисков. См. Окружность, круг, диск. • Верхняя часть фигурки
образует отчётливо выраженный крестообразный силуэт. См. Крестообразная
антропоморфная фигура. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
45 |
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. {?} |
См. рис.
301-040a. |
• Ряды косых линий в
верхней и нижней части фигуры образуют символы "ёлочки". См. Параллельные
косые линии; "Ёлочка"
- символ дерева, растения. |
|||||
46 |
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-040a. |
• Ряды косых линий в нижней
части фигуры образуют символ "ёлочки". См. Параллельные
косые линии; "Ёлочка"
- символ дерева, растения. • В средней части фигуры
(на груди) косые линии образуют крест. См. Крест
линейный косой; Обворот, обвязь в форме креста. • Верхняя
часть фигуры (голова) содержит орнамент в виде рядов вертикальных линий,
символизирующих волосы, косы - солнечные лучи. См. Голова с
орнаментом; Ряды
параллельных линий. |
|||||
47 |
Женская фигура |
Н |
Индия |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
332-001. |
• Характерный силуэт фигурки
отражает родство с образом птицы. См. Женщина-птица • Верхняя часть фигурки имеет
крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура. |
|||||
48 |
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
• Клювообразный нос, руки-крылья и характерный силуэт
фигурки отражают родство с образом птицы. См. Женщина-птица. • Изображение головного
убора округлой формы с рядами прочерченных косых линий, расходящихся от
центра. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Голова с орнаментом; Ряды параллельных линий. • Голова фигурки обрамлена
косами-змеями. Косы (с завитками) могут ассоциироваться с изображениями
(образами) змей, являться их символами. См. Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении; Спиральный завиток, волюта; Змея. • Верхняя часть фигурки имеет
крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура. • На животе фигурки
изображён символ "мирового дерева", "древа жизни". См.
"Ёлочка"
- символ дерева, растения. • В нижней части фигуры
прочерчены ряды параллельных линий. См. Ряды параллельных линий. • Женское лоно обозначено в
виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник. "Эти
терракоты в подавляющем большинстве представляют собой плоские фигурки,
изображающие сидящую женщину с расставленными в стороны руками… Голова с преувеличенно большими ромбовидными глазами на
длинной шее в первую очередь приковывает внимание зрителей. Лицо обрамлено
двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная
коса спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных
экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие
головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову. К числу
тщательно проработанных деталей относятся головные уборы разных видов и
охватывающие шею ожерелья. Туловище статуэток обычно лишено налепных или процарапанных деталей и тем самым оттеняет
перегруженную деталями верхнюю часть фигурки. В нижней части тулова помещен
треугольник, символизирующий женское начало, а выше иногда воспроизводилось
дерево. На многих статуэтках поверх треугольника идут процарапанные
поперечные линии, изображающие набедренные повязки или пояса" [102]. |
|||||
49 |
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-007. |
50 |
Намазга-Тепе, Туркмения |
См. рис.
426-001. |
|||
51 |
См. рис.
426-001. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
45 |
52 |
Женская
фигурка, свинец. |
|
Гиссарлык, Малая Азия |
3 - 2 тыс. до н.э. |
См. рис.
920-026. |
• На животе фигурки
изображён треугольник вершиной вниз со свастикой внутри. См. Треугольник; Свастика. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
53 |
Фигурка многогрудой
женщины |
|
Малая Азия. |
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-049 {*} |
Фигурка
олицетворяет образ матери-природы, её жизненной, растительной, плодородной
силы. См. Женская фигура с великими формами; Женская
фигура с множеством грудей. • Множественные груди
подобны гроздьям плодов. Лексические
связи: *черешень, черешня
"плод,
ягода"; чересла "телеса",
"женские груди". Ср.
смоква
"плод", смоктать "сосать, цмокать ", смок(о)тун "грудной
ребёнок"; перси "грудь,
женские груди", персик"плод". • На груди и плечах фигурки
- украшение в виде обворота, ворота. См.
Обворот, ворот. • Голова фигурки увенчана
головным
убором-короной.
Лексические связи: корона "венец",
"головной убор". См.
Голова,
покрытая волосами, головным убором. • Голову фигурки обрамляют
вьющиеся
волосы-косы и солнечный диск, представленный в виде высокого
овального воротника. См. Овал над
головой (на голове, за головой) - символ солнца, высших небесных сил; Голова (верхний мир, солнце) в
обрамлении. Вьющиеся
волосы-косы могут ассоциироваться со змеями. См. Змея. |
|||||
54 |
Фигурка многогрудой
женщины |
|
Малая Азия. |
1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э. |
См. рис.
900-048; 900-050 {*} |
55 |
|
См. рис.
900-051 {*} |
|||
56 |
|
См. рис.
900-052 {*} |
|||
57 |
Малая Азия. |
См. рис.
900-053 {*} |
|||
58 |
Малая Азия. |
См. рис.
920-024 {*} |
|||
59 |
Северная Африка, Ливия |
См. рис.
939-008 {*} |
|||
|
{*} Использованы
материалы: см. [95]. |
||||
|
|
|
|
|
|