Символы
 

 


Символы-изображения.

Фигура человека.

 

а) Женская фигура с великими формами.

 

Образы символа: высшая сила (сущность-существо); жизненная, растительная, плодородная сила природы; великая мать-природа; женское начало.

См. символы речевой традиции: Баба (женское существо).

Огромные женские формы фигур связаны с представлениями "высший, великий, великанский, богатырский".

Лексические связи: чересло "тело, фигура", "часть тела", "кость"; чересла, чресла "члены, телеса", "выдающиеся части тела", "бёдра, ягодицы, груди, живот"; череща, чересло "черта, отметина", "знак"; *чершти, черсти "чертить, царапать, резать"; череща, черес "скрепа", "ограда, оберег"; черево "естество, тело, плоть", "чрево, вместилище, лоно, недро, утроба, живот", "всё живое, природа", "жизнь, существование", "живое существо, человек", "матка, матуха, мать"; чермный, черевный, черевый "живой", "великий, большой, здоровый, сильный, красивый", "обильный, изобильный, плодородный"; череватая "беременная"; червеница "женщина, мать"; чаровница "(молодая) женщина"; шишимора, шамшура "высшая сила (существо)", "хозяин (хозяйка), правитель(ница)"; шмара "женщина"; шамшура, шаматра, матёра, матура "хозяйка, (у)правительница", "женщина, мать"; матёрый "большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный"; "взрослый, в расцвете сил", "ярый", "образующий, представляющий собой кряж, монолит, опору, основу"; матёра "земля", "земная природа", "мать".

См. Иконические и лексические символы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

поз.

образ, носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

Фигурка "великой матери из Костёнок", бивень мамонта.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура,

30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 100-003; 101-002

Голова фигурки содержит орнамент в виде мелких насечек, расположенных рядами; символизирует небесную вершину, небосвод, солнце. Насечки (щербины, щедрины) обозначают потоки (лучи) солнечный света (звёзды в ночном небе). См. Голова с орнаментом; Голова (вершина, верхний мир), солнце в обрамлении; Точечные (ямочные) орнаменты: окаймление, обрамление

Лексические связи: череща "верх, вершина", "голова", "небо", "огонь, свет", "светило, солнце", "волокна, нити, волосы, косы"; чересл(о) "черта, отметина, щербина, щедрина", "огонёк, светец", "блёстка, искра, пестрина, звёздочка". Ср. вершина "верх, верхушка, макушка", "голова"; верешок, иверешок, иверень "щербина, щедрина", "светец, огонёк", "блёстка, искра, пестрина, звёздочка".

См. щедрец "светило, солнце"; шадра, щедра "верх, вершина, голова"; щедрина, щедра "черта, борозда, щербина", "мелочь, сыпь", "огонёк, искра, блёстка"; щедрость, щедроты "жизненные силы, плодородие, урожай(ность), тучность, тук, сыть, ярь; плоды, дары (природы); изобилие, достаток, благополучие; жизненные блага"; шадровитая, щедровитая "рождающая, способная рождать", "беременная", "изобильная, плодородная", "большая, полная, тучная". 

Шею и грудь фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. Вид обвязи обусловлен древним способом утепления верхней части тела с помощью длинного (мехового, шерстяного) воротника (кушака, ширинки), скрещенного на груди и завязывающегося за спиной. Такой обворот оберегает от холода верхнюю часть тела. Ср. об(в)орачивать и оберечь.

См. Обворот, обвязь в форме креста; Крест с кольцом.

Линии разреза ног и нижней части живота образуют символ дерева (креста с двумя вершинами). См. Дендрон -  символ дерева; Крест - дендрон.

Назначение изделия: домашний, индивидуальный оберег. См. Женская фигура.

2

Фигурка "великой матери из Костёнок", бивень мамонта.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура,

30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-004

 

• Шею и грудь фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем.

См. Обворот, обвязь в форме креста; Крест с кольцом.

3

Фигурка "великой матери из Костёнок", бивень мамонта.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура,

30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-004

 

Голова фигурки в головном уборе, содержит орнамент в виде насечек.

 См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором.

• Шею и грудь фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем.

4

Фигурка "великой матери из Костёнок", бивень мамонта.

П

Костёнки, Воронежская обл.

Костёнковская культура,

30 - 24 тыс. до н.э.

См. рис. 101-005

5

См. рис. 100-002; 101-013.

6

Фигурка "великой матери из Авдеево", бивень мамонта.

П

Авдеево, Курская обл.

Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э.

См. рис. 100-002.

7

Фигурка "великой матери из Гагарино", бивень мамонта, высота 5,8 см.

П

Гагарино, Липецкая обл.

См. рис. 100-003; 101-013.

 

Голова фигурки содержит орнамент в виде мелких насечек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

9

10

11

12

13

14

 

8

Фигурка "великой матери из Елисеевичей".

П

Елисеевичи, Брянская обл/

23 - 17 тыс. до н.э.

 

См. рис. 102-002.

9

Фигурка "матери из Авдеево".

П

Авдеево, Курская обл.

Костёнковская культура,

ок. 23 тыс. до н.э.

См. рис. 102-003.

Голова фигурки женщины с насечками, обозначающими головной убор (волосы), символизирует небесную вершину, небосвод.

Лексические связи: череща "верх, вершина", "голова", "покрытие, оболока", "небо", "светило, солнце", "волокна, нити, волосы, косы". Ср. шишимора "высшая сила (существо)", "хозяйка, правительница"; шмара, шаматра "женщина, мать"; шашмура, шамшура "верх, покрытие, покрывало", "головной убор", "очепок, волосник".

См. Голова, покрытая волосами, головным убором.

10

Фигурка "великой матери из Мальты", бивень мамонта.

П

Мальта, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 106-001

11

Фигурка "великой матери из Гагарино", бивень мамонта, высота 7,3 см.

П

Гагарино, Липецкая область

Костёнковская культура,

ок. 23 тыс. до н.э.

См. рис. 100-003; 101-013.

12

Фигурка "великой матери из Зарайска", бивень мамонта.

П

Зарайск, Московская обл.

ок. 20 тыс. до н.э.

См. рис. 102-001.

13

Женская фигурка из Бурети, бивень мамонта.

П

Буреть, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 106-006; 106-007; 106-013

Голова фигурки в головном уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором.

14

Фигурка небесной матери-птицы из Бурети, бивень мамонта.

П

Буреть, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 106-013

Своеобразные очертания фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и птицы. Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы. См. Женщина-птица.

Изваяние может быть представлено как фигура сидящей женщины.

Голова фигурки в головном уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

 

15

 

Фигурка "великой матери из Виллендорфа", известняк, 11 см.

П

Виллендорф, Австрия. 1908г.

25 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 100-003; 116-003

Голова фигурки содержит орнамент в виде "сетки", образованный рядами параллельных и перпендикулярных борозд. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Ряды параллельных линий.

16

Фигурка "великой матери из Бальци Росси", стеатит, 6,1 см.

П

Бальци Росси, Италия

25 – 20 тыс. до н.э.

 

См. рис. 115-001.

17

Фигурка "великой матери из Вестонице", керамика, 11,1 см.

П

Вестонице, Моравия

верхний палеолит

См. рис. 116-001

18

Фигурка "великой матери из Словакии ", бивень мамонта, 7,7 см.

П

Словакия

ок 23 тыс. до н.э.

См. рис. 116-002

19

Фигурка "великой матери из Франции ", кость мамонта, 14,7 см.

П

Пещера Леспюг, Франция, 1922 г.

верхний палеолит

См. рис. 100-003; 117-001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

21

22

23

24

25

26

 

20

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Александровка, Одесская обл., Украина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Фигура олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы; соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки).

• "Птицеобразная" голова без шеи, с едва обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. См. Женщина-птица.

Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон.

21

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Тырпешти, Румыния

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

22

Женская фигура, керамика.

Н

Лука-Врублевецкая,  ЗападнаяУкраина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-019.

23

См. рис. 301-008

24

Женская фигура, керамика.

Н

Траян-Дялул Фынтынилор, Румыния

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-014.

Женская фигура с пышными формами (чреслами)  и распростёртыми руками воплощает образ матери-природы, высшего небесного существа. В данном случае, возможно, символизирует облако, тучу.

См. символы лексической традиции: Облако, (грозовая) туча > жена, дева, мать, баба, старуха, ведьма.

Лексические связи: шишимора, шмара "облако, туча", "гроза, гром, молния"; шмарочка, шмара "женщина, баба"; череща "верх, вершина", "покрытие, оболока", "облако, туча"; черес(л) "покрытие, оболока"; чересла, чресла "телеса", "бёдра, ягодицы".

Раскинутые руки фигуры охватывают небесное пространство. См. Человеческая (антропоморфная) фигура с крестообразным силуэтом; Птица с распростёртыми крыльями.

25

 

Антропоморфная (женская) фигура, керамика.

Н

Бырлалешти, Румыния

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-014.

Вертикальные полосы в данном случае, по-видимому, обозначают небесные потоки, струи дождей. См. Ряды параллельных линий.

26

Антропоморфная (женская) фигура, керамика.

Н

Трушешти, Румыния

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-014.

Антропоморфная (женская) фигура с пышными формами и чертами ящера (ящерицы) олицетворяет высшее небесное существо, является символом облака, (грозовой) тучи, грозы, ненастья.

См. символы лексической традиции: Туча, зимний морок > чудовище, ящер, змей.

Лексические связи: шишимора, шмара "облако, туча", "гроза, гром, молния"; шмарочка, шмара "женщина, баба"; шишимора, шмур "ящер, змея".

См. Ящер(ица).

Поднятые вверх руки с отчётливо выделенными пальцами могут служить символами громов-молний.

Лексические связи: чересло "остриё, стрела", "часть тела, член", "конечность, рука", "палец"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея". См. Руки, пальцы.

Человеческая фигура (стан, туловище) ассоциируется с символом дерева. Фигура с поднятыми вверх руками образует символ дерева с вершиной. См. Линейные символы дерева, Зооморфное существо с чертами человека, дерева, растения.

Вместе с головой верхние конечности образуют трёхвершие. См. Трёхвершие, триглав, трилистник, трезубец; Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

28

29

30

31

32

33

 

27

Фигура (сидящей) "матери с ребёнком", керамика.

Н

Винча, Сербия

Культура Винча,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 399-015.

28

Зенгеварконь, Венгрия

Культура Лендьел,

5 - 4 тыс. до н.э.

Черты фигуры отражают её сходство с образом птицы. См. Женщина-птица.

29

Фигура сидящей женщины.

Н

Чатал-Гююк, Малая Азия

6 тыс. до н.э. {?}

См. рис. 320-001; 320-003; 320-004.

30

"Женщина сидящая на троне в окружении леопардов".

См. Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне.

31

Фигура "матери с ребёнком", керамика.

Н

Хаджилар, Малая Азия

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 320-002.

32

Фигура сидящей женщины, керамика.

Н

Халаф, Северная Месопотамия

Халафская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 323-011.

33

Фигура сидящей женщины-птицы", камень.

Б

Северный Афганистан

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-010.

Наряд женщины в виде птичьего оперения. См. Женщина-птица.