а) Женская фигура с
великими формами.
Образы символа:
высшая сила (сущность-существо); жизненная, растительная, плодородная сила
природы; великая мать-природа; женское начало.
См. символы
речевой традиции: Баба (женское существо).
Огромные
женские формы фигур связаны с представлениями "высший, великий,
великанский, богатырский".
Лексические связи:
чересло "тело, фигура", "часть тела",
"кость"; чересла, чресла "члены, телеса", "выдающиеся части
тела", "бёдра, ягодицы, груди, живот"; череща, чересло "черта, отметина", "знак"; *чершти, черсти "чертить, царапать, резать"; череща, черес "скрепа", "ограда, оберег"; черево "естество, тело, плоть",
"чрево, вместилище, лоно,
недро, утроба, живот",
"всё живое, природа", "жизнь, существование", "живое
существо, человек", "матка, матуха, мать"; чермный, черевный, черевый "живой", "великий, большой, здоровый,
сильный, красивый", "обильный, изобильный, плодородный"; череватая "беременная"; червеница "женщина, мать"; чаровница "(молодая) женщина"; шишимора, шамшура "высшая сила (существо)", "хозяин
(хозяйка), правитель(ница)"; шмара "женщина"; шамшура,
шаматра, матёра, матура "хозяйка, (у)правительница", "женщина,
мать"; матёрый
"большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый,
тучный"; "взрослый, в расцвете сил", "ярый",
"образующий, представляющий собой кряж, монолит, опору, основу"; матёра "земля", "земная природа",
"мать".
См. Иконические и
лексические символы.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 101-002 |
• Голова фигурки содержит
орнамент в виде мелких насечек, расположенных рядами; символизирует небесную
вершину, небосвод, солнце. Насечки (щербины, щедрины) обозначают потоки
(лучи) солнечный света (звёзды в ночном небе). См. Голова с
орнаментом; Голова
(вершина, верхний мир), солнце в обрамлении; Точечные (ямочные)
орнаменты: окаймление, обрамление Лексические связи:
череща "верх, вершина", "голова", "небо",
"огонь, свет", "светило, солнце", "волокна, нити,
волосы, косы"; чересл(о) "черта, отметина, щербина, щедрина",
"огонёк, светец", "блёстка, искра, пестрина, звёздочка".
Ср. вершина "верх, верхушка, макушка",
"голова"; верешок, иверешок, иверень "щербина, щедрина", "светец,
огонёк", "блёстка, искра, пестрина, звёздочка". См. щедрец "светило, солнце"; шадра, щедра "верх, вершина, голова"; щедрина, щедра "черта, борозда, щербина", "мелочь,
сыпь", "огонёк, искра, блёстка"; щедрость,
щедроты "жизненные силы,
плодородие, урожай(ность), тучность, тук, сыть, ярь; плоды, дары (природы);
изобилие, достаток, благополучие; жизненные блага"; шадровитая, щедровитая "рождающая, способная рождать",
"беременная", "изобильная, плодородная", "большая,
полная, тучная". • Шею и грудь фигурки
охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. Вид обвязи
обусловлен древним способом утепления верхней части тела с помощью длинного
(мехового, шерстяного) воротника (кушака, ширинки), скрещенного на груди и
завязывающегося за спиной. Такой обворот оберегает от холода верхнюю часть
тела. Ср. об(в)орачивать и
оберечь. См. Обворот,
обвязь в форме креста; Крест с
кольцом. • Линии разреза ног и
нижней части живота образуют символ дерева (креста с двумя вершинами). См. Дендрон
- символ дерева; Крест - дендрон. • Назначение изделия:
домашний, индивидуальный оберег. См. Женская фигура. |
|||||
2 |
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-004 |
|
• Шею и грудь
фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. |
||||
3 |
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-004 |
|
• Голова фигурки в головном
уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором. • Шею и грудь
фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. |
||||
4 |
Фигурка "великой матери из Костёнок",
бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-005 |
5 |
См. рис.
100-002; 101-013. |
||||
6 |
Фигурка "великой матери из
Авдеево", бивень мамонта. |
П |
Авдеево, Курская обл. |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-002. |
7 |
Фигурка "великой матери из
Гагарино", бивень мамонта, высота |
П |
Гагарино, Липецкая обл. |
См. рис.
100-003; 101-013. |
|
|
• Голова фигурки содержит
орнамент в виде мелких насечек. |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
8 |
Фигурка "великой матери из
Елисеевичей". |
П |
Елисеевичи, Брянская обл/ |
23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис.
102-002. |
9 |
Фигурка "матери из Авдеево". |
П |
Авдеево, Курская обл. |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э. |
См. рис.
102-003. |
• Голова фигурки женщины с
насечками, обозначающими головной убор (волосы), символизирует небесную
вершину, небосвод. Лексические связи:
череща "верх, вершина", "голова",
"покрытие, оболока", "небо", "светило, солнце",
"волокна, нити, волосы, косы". Ср. шишимора "высшая сила (существо)", "хозяйка,
правительница"; шмара, шаматра "женщина, мать"; шашмура,
шамшура "верх, покрытие,
покрывало", "головной убор", "очепок, волосник". |
|||||
10 |
Фигурка "великой матери из
Мальты", бивень мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис. 106-001 |
11 |
Фигурка "великой матери из
Гагарино", бивень мамонта, высота |
П |
Гагарино, Липецкая область |
Костёнковская культура, ок. 23 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 101-013. |
12 |
Фигурка "великой матери из
Зарайска", бивень мамонта. |
П |
Зарайск, Московская обл. |
ок. 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
102-001. |
13 |
Женская фигурка из Бурети, бивень
мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-006; 106-007;
106-013 |
• Голова фигурки в головном
уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором. |
|||||
14 |
Фигурка небесной матери-птицы из Бурети,
бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис. 106-013 |
• Своеобразные очертания
фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и птицы.
Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа,
матери-природы. См. Женщина-птица. Изваяние
может быть представлено как фигура сидящей женщины. • Голова фигурки в головном
уборе, содержит орнамент в виде насечек. См. Голова с орнаментом; Голова, покрытая волосами, головным убором. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
15 |
Фигурка "великой матери из
Виллендорфа", известняк, |
П |
Виллендорф, Австрия. 1908г. |
25 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 116-003 |
• Голова фигурки содержит
орнамент в виде "сетки", образованный рядами параллельных и
перпендикулярных борозд. См. Голова, покрытая волосами, головным убором;
Ряды
параллельных линий. |
|||||
16 |
Фигурка "великой матери из Бальци
Росси", стеатит, |
П |
Бальци Росси, Италия |
25 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
115-001. |
17 |
Фигурка "великой матери из
Вестонице", керамика, |
П |
Вестонице, Моравия |
верхний палеолит |
См. рис.
116-001 |
18 |
Фигурка "великой матери из Словакии
", бивень мамонта, |
П |
Словакия |
ок 23 тыс. до н.э. |
См. рис.
116-002 |
19 |
Фигурка "великой матери из Франции
", кость мамонта, |
П |
Пещера Леспюг, Франция, |
верхний палеолит |
См. рис.
100-003; 117-001 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
20 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
Фигура олицетворяет
образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы; соединяет в себе
образы женщины и птицы (курицы-наседки). • "Птицеобразная" голова без шеи, с едва
обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с
образом птицы. См. Женщина-птица. • Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на
троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон. |
|||||
21 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
22 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Лука-Врублевецкая, ЗападнаяУкраина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-019. |
23 |
См. рис.
301-008 |
||||
24 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Траян-Дялул Фынтынилор, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-014. |
• Женская фигура с пышными
формами (чреслами) и распростёртыми
руками воплощает образ матери-природы, высшего небесного существа. В данном
случае, возможно, символизирует облако, тучу. См. символы
лексической традиции: Облако,
(грозовая) туча > жена, дева, мать, баба, старуха, ведьма. Лексические
связи: шишимора, шмара "облако, туча", "гроза, гром,
молния"; шмарочка, шмара "женщина, баба"; череща "верх, вершина", "покрытие,
оболока", "облако, туча"; черес(л) "покрытие, оболока"; чересла, чресла "телеса", "бёдра, ягодицы". • Раскинутые руки фигуры
охватывают небесное пространство. См. Человеческая (антропоморфная) фигура с
крестообразным силуэтом; Птица с
распростёртыми крыльями. |
|||||
25 |
Антропоморфная (женская) фигура,
керамика. |
Н |
Бырлалешти, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-014. |
• Вертикальные полосы в
данном случае, по-видимому, обозначают небесные потоки, струи дождей. См. Ряды
параллельных линий. |
|||||
26 |
Антропоморфная (женская) фигура,
керамика. |
Н |
Трушешти, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-014. |
• Антропоморфная (женская)
фигура с пышными формами и чертами ящера (ящерицы) олицетворяет высшее
небесное существо, является символом облака, (грозовой) тучи, грозы,
ненастья. См. символы
лексической традиции: Туча, зимний морок > чудовище, ящер, змей. Лексические
связи: шишимора, шмара "облако, туча", "гроза, гром,
молния"; шмарочка, шмара "женщина, баба"; шишимора,
шмур "ящер, змея". См. Ящер(ица). • Поднятые вверх руки с
отчётливо выделенными пальцами могут служить символами громов-молний. Лексические
связи: чересло "остриё, стрела", "часть тела,
член", "конечность, рука", "палец"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея".
См. Руки,
пальцы. • Человеческая фигура
(стан, туловище) ассоциируется с символом дерева. Фигура с поднятыми вверх
руками образует символ дерева с вершиной. См. Линейные символы дерева, Зооморфное существо с чертами человека, дерева, растения. • Вместе с головой верхние
конечности образуют трёхвершие. См. Трёхвершие, триглав, трилистник, трезубец; Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении. |
|
|
|
|
|
|
|
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
27 |
Фигура (сидящей) "матери с
ребёнком", керамика. |
Н |
Винча, Сербия |
Культура Винча, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
399-015. |
28 |
Зенгеварконь, Венгрия |
Культура Лендьел, 5 - 4 тыс. до н.э. |
|||
• Черты фигуры отражают её сходство
с образом птицы. См. Женщина-птица. |
|||||
29 |
Фигура сидящей женщины. |
Н |
Чатал-Гююк,
Малая Азия |
6 тыс. до н.э. {?} |
См. рис.
320-001; 320-003; 320-004. |
30 |
"Женщина сидящая на троне в
окружении леопардов". |
||||
31 |
Фигура "матери с ребёнком",
керамика. |
Н |
Хаджилар, Малая Азия |
5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
320-002. |
32 |
Фигура сидящей женщины, керамика. |
Н |
Халаф, Северная
Месопотамия |
Халафская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
323-011. |
33 |
Фигура сидящей женщины-птицы",
камень. |
Б |
Северный Афганистан |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-010. |
• Наряд женщины в виде птичьего
оперения. См. Женщина-птица. |
|||||
|
|
|
|
|
|