Символы
 

 


Символы-изображения.

Вместилище, место, ёмкость, посудина, сосуд.

 

в) Место, гнездо, ложе, кресло, трон.

 

поз.

знак, образ

носитель образа, изделие

эпоха

место находки (изготовления)

арх. культура, датировка

прочие сведения

1

 

 

 

Сиденье-гнездо, керамика.

Н

Александровка, Одесская обл., Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Сиденье-гнездо небесной матери-птицы, высшего существа; символизирует верхний мир, небо, небесную обитель высших сил.

Лексические связи; череща "верх, вершина", "небо, небеса", "укрытие, кров", "место, гнездо"; чересло, черево "лоно, недро, утроба ", "чресла, ложесна "; место "простор, пространство", "округа, ширь, простор", "вместилище, пристанище", "ложе, постель"; чересло, черево,  место, ложесна "лоно", "матка, утроба матери".

См. Иконические и лексические символы.

Сиденье имеет имеет форму ложки, ковша. "При изготовлении таких ковшей трипольские мастера следовали той же схеме, что и при формовке антропоморфных моделей креслиц. Сиденью в данном случае соответствовала чаша ковша, а спинке — ручка, увенчанная схематично вылепленными головками человека, птицы или рогами..." [94]. См. Черёпка, черпак, ковш, ложка.

2

 

 

Сиденье-гнездо, керамика.

Н

Александровка, Одесская обл., Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Две вершины сиденья-гнезда небесной матери-птицы символизируют дневное и ночное светила - солнце и месяц.

Графический образ двух вершин небесной обители ассоциируется с развильем, рассохой дерева, рогами. См.  Крест с двумя вершинами; Рог, бодец.

3

 

 

Сиденье-гнездо, керамика.

Н

Сабатиновка, Западная Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

4

 

 

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Александровка, Одесская обл., Украина

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Лексические связи: чересло "седалище, чресла", "сиденье, кресло".

См. Женская статуэтка; Женщина-птица; Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне.

5

 

 

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Тырпешти, Румыния

Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

6

 

 

Сиденье-гнездо, керамика.

7

 

8

 

 

Сиденье-кресло, керамика.

Н

Хэбешешти, Румыния

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-021.

Сочетание образов сиденья-кресла и антропоморфной фигуры.

Очертания антропоморфной фигуры с раскинутыми руками образуют крестообразный силуэт. См. Человеческая (антропоморфная) фигура с крестообразным силуэтом.

9

 

 

Сиденье-кресло, керамика.

Н

Липканы, Западная Украина

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Спинку кресла-гнезда увенчивают изваяния двух голов, символизирующих дневное и ночное светила - солнце и месяц. См. Двуглав, две головы, два лика.

 

 

10

 

 

 

Сиденье-гнездо, керамика.

Н

Извоаре, Румыния

Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Сиденье имеет форму ложки, ковша. См. Черёпка, черпак, ковш, ложка.

Две вершины сиденья-гнезда ассоциируются с рогами. См. Рог, бодец.