Вместилище, место, ёмкость, посудина,
сосуд.
в) Место, гнездо, ложе,
кресло, трон.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
|
Сиденье-гнездо, керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
• Сиденье-гнездо небесной
матери-птицы, высшего существа; символизирует верхний мир, небо, небесную
обитель высших сил. Лексические связи;
череща "верх, вершина", "небо, небеса",
"укрытие, кров", "место, гнездо"; чересло, черево "лоно, недро, утроба ", "чресла,
ложесна "; место
"простор, пространство", "округа, ширь, простор",
"вместилище, пристанище", "ложе, постель"; чересло, черево, место, ложесна "лоно", "матка, утроба матери". См. Иконические и лексические символы. • Сиденье имеет имеет форму
ложки, ковша. "При изготовлении таких ковшей трипольские мастера
следовали той же схеме, что и при формовке антропоморфных моделей креслиц.
Сиденью в данном случае соответствовала чаша ковша, а спинке — ручка,
увенчанная схематично вылепленными головками человека, птицы или
рогами..." [94]. См. Черёпка, черпак, ковш, ложка. |
||||||
2 |
|
Сиденье-гнездо, керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
• Две вершины сиденья-гнезда
небесной матери-птицы символизируют дневное и ночное светила - солнце и
месяц. Графический
образ двух вершин небесной обители ассоциируется с развильем, рассохой
дерева, рогами. См. Крест с двумя вершинами; Рог, бодец. |
||||||
3 |
|
Сиденье-гнездо, керамика. |
Н |
Сабатиновка, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
4 |
|
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
Лексические
связи: чересло "седалище, чресла", "сиденье,
кресло". См. Женская
статуэтка; Женщина-птица;
Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне. |
||||||
5 |
|
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
6 |
|
Сиденье-гнездо, керамика. |
||||
7 |
|
|||||
8 |
|
Сиденье-кресло, керамика. |
Н |
Хэбешешти, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-021. |
• Сочетание образов
сиденья-кресла и антропоморфной фигуры. • Очертания антропоморфной фигуры
с раскинутыми руками образуют крестообразный силуэт. См. Человеческая
(антропоморфная) фигура с крестообразным силуэтом. |
||||||
9 |
|
Сиденье-кресло, керамика. |
Н |
Липканы, Западная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
• Спинку кресла-гнезда
увенчивают изваяния двух голов, символизирующих дневное и ночное светила -
солнце и месяц. См. Двуглав, две головы, два лика. |
||||||
10 |
|
Сиденье-гнездо, керамика. |
Н |
Извоаре, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
• Сиденье имеет форму
ложки, ковша. См. Черёпка, черпак, ковш, ложка. • Две вершины
сиденья-гнезда ассоциируются с рогами. См. Рог, бодец. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|