Символы
 

 


Символы-изображения.

Фигура человека.

 

ж) Человек-птица.

См. Человек-птица.

жб) Женщина-птица.

 

См. символы лексической традиции: Девица, жена, мать, хозяйка > птица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

 

 

1

Фигурка небесной матери-птицы из Бурети, бивень мамонта.

П

Буреть, Иркутская обл.

22 – 20 тыс. до н.э.

См. рис. 106-013

Своеобразные очертания фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и птицы. Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы. См. Женская фигура с великими формами; Женская статуэтка..

2

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Александровка, Одесская обл., Украина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

Фигура олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы; соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская фигура с великими формами.

• "Птицеобразная" голова с едва обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы.

Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон; Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне.

3

Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в кресле, на троне), керамика.

Н

Тырпешти, Румыния

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-020.

4

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-046.

5

 

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

 

См. рис. 301-008.

• "Птицеобразная" голова с явно обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы.

6

Фигура сидящей женщины-птицы

Н

Рэдоая, Румыния

 

См. рис. 301-033; 312-001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

8

9

10

11

 

 

7

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика, высота 16 см.

Н

Берново-Лука, Западная Украина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-002; 301-003.

Своеобразные контуры фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки).

• "Птицеобразная" голова с явно обозначенным клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. См. Женская статуэтка.

Тело фигурки покрыто орнаментом из горизонтальных и косых линий, что может быть связано со смешением различных мотивов традиционной символики.

В утилитарном понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы, которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками солнечного света. См. символы речевой традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода.

8

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Лука-Врублевецкая, Западная Украина

Трипольская культура,

6 - 5 тыс. до н.э.

См. рис. 301-021.

9

Кукутени, Румыния

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-004; 301-011.

10

 

См. рис. 301-004.

11

Дрэгушени, Румыния

См. рис. 301-007; 301-019.

На животе и груди фигурки орнамент образует последовательный ряд символов: над косым крестом - знаком земли, земного мира расположено изображение "ёлочки" - "древа жизни". Птичья голова фигуры и орнаменты верхней части груди создают образ птицы с распростёртыми крыльями, вознесённой над деревом. Подобная композиция символов может обозначать птицу-солнце, распространившую над миром свои крылья (перья) - солнечные лучи.

См. символы лексической традиции: Солнце > птица; Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода.

См. Птица с распростёртыми, расправленными крыльями.

См. также Солнечный крылатый диск. 

 

 

 

 

 

 

12

13

14

15

16

 

 

12

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-042.

• "Птицеобразная" голова с явно обозначенным клювом определяет сходство фигурки с образом птицы. См. Женская статуэтка.

Фигурка имеет крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура.

13

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Владимировка, Центральная Украина

Трипольская культура,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 301-043.

14

См. рис. 301-044.

15

Сороки-Озеро

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-033.

16

Сушковка, Центральная Украина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

 

 

17

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Кошиловцы-Обоз, Западная Украина

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-024; 301-039a

Раскинутые руки-крылья и голова с явно обозначенным клювом определяет сходство фигуры с образом птицы. См. Женская статуэтка.

18

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

Кошиловцы-Обоз, Западная Украина

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-025.

19

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

 

Колодяжное, Западная Украина

См. рис. 301-045.

20

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

 

См. рис. 301-049.

Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый, ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом.

Клювообразный нос и руки-крылья определяют родство фигурки с образом птицы.

21

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

 

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-049.

22

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика, высота 22,5 см.

Н

Выхватинцы, Приднестровье

См. рис. 301-001; 301-023a.

Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый, ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом.

Клювообразный нос, руки-крылья и характерный силуэт фигурки отражают родство с образом птицы.

23

Женская фигура "трипольская женщина-птица", керамика.

Н

 

Трипольская культура,

4 - 3 тыс. до н.э.

См. рис. 301-006.

24

25

Костешты, Молдавия

См. рис. 301-048.

26

Женская фигура "женщина-птица из Кара-Депе", керамика, высота 19 см.

Н

Кара-Депе, Туркмения

3 тыс. до н.э.

См. рис. 326-002.

Статуэтка изображает сидящую женщину.

Голова имеет "птицевидную" форму с носом-клювом. Положение рук-крыльев сближает фигурку с птицей, укрывающей своих птенцов и (или) устрашающей врага. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

28

29

30

 

 

27

 

Фигура (сидящей) "матери с ребёнком", керамика.

Н

Зенгеварконь, Венгрия

Культура Лендьел,

5 - 4 тыс. до н.э.

См. рис. 399-015.

Фигура олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы; соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская фигура с великими формами.

28

 

Женская фигура, керамика.

Н

Ялангач-Депе, Туркмения.

4 тыс. до н.э.

См. рис. 326-001; 326-003.

29

Фигура сидящей женщины-птицы

Н

Алтын-Депе, Туркмения.

3 тыс. до н.э.

См. рис. 326-005.

30

Женская фигура, керамика.

Н

Илгынлы-Депе, Туркмения

3 тыс. до н.э.

См. рис. 326-004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

32

33

34

35

36

 

 

31

Фигура женщины-птицы, керамика.

Н

Алтын-Депе, Туркмения.

3 тыс. до н.э.

См. рис. 326-011.

 

Туловище и (птичья) голова фигуры образуют форму креста. См. Человеческая (антропоморфная) фигура с крестообразным силуэтом.

На голове фигуры прочерчены волнистые линии-змейки, которые могут обозначать волосы, а также служить символами грозового неба, молний, дождевых потоков. См. Волновая линия; Змея.

Шею фигуры охватывает ожерелье. См. Ожерелье, бусы.

На спине изображена крестообразная обвязь. См. Крест линейный косой.

32

Женская фигура

Н

Индия

3 тыс. до н.э. {?}

См. рис. 332-001.

Характерный силуэт фигурки отражает родство с образом птицы.

Верхняя часть фигурки имеет крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура.

33

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-009.

Клювообразный нос, форма глаз, руки-крылья и характерный силуэт фигурки отражают родство с образом птицы.

Изображение головного убора округлой формы с рядами прочерченных косых линий, расходящихся от центра. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Голова с орнаментом; Полукруг, сектор с лучами; Ряды параллельных линий.

Голова фигурки обрамлена косами-змеями. Косы (с завитками) могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей, являться их символами. См. Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении; Спиральный завиток, волюта; Змея.

Верхняя часть фигурки имеет крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура.

На животе фигурки изображён символ "мирового дерева", "древа жизни". См. "Ёлочка" - символ дерева, растения.

В нижней части фигуры прочерчены ряды параллельных линий. См. Ряды параллельных линий.

Женское лоно обозначено в виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник.

"Эти терракоты в подавляющем большинстве представляют собой плоские фигурки, изображающие сидящую женщину с расставленными в стороны руками… Голова с преувеличенно большими ромбовидными глазами на длинной шее в первую очередь приковывает внимание зрителей. Лицо обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову. К числу тщательно проработанных деталей относятся головные уборы разных видов и охватывающие шею ожерелья. Туловище статуэток обычно лишено налепных или процарапанных деталей и тем самым оттеняет перегруженную деталями верхнюю часть фигурки. В нижней части тулова помещен треугольник, символизирующий женское начало, а выше иногда воспроизводилось дерево. На многих статуэтках поверх треугольника идут процарапанные поперечные линии, изображающие набедренные повязки или пояса" [102].

34

Женская фигура, керамика.

Б

Алтын-Депе, Туркмения

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-007.

35

Намазга-Тепе, Туркмения

См. рис. 426-001.

36

См. рис. 426-001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

 

 

37

Фигура сидящей женщины-птицы, камень.

Б

Северный Афганистан

2 тыс. до н.э.

См. рис. 326-010.

Наряд женщины в виде птичьего оперения.

См. Женская фигура с великими формами.