ж) Человек-птица.
См. Человек-птица.
жб) Женщина-птица.
См. символы лексической
традиции: Девица, жена, мать, хозяйка > птица.
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Фигурка небесной матери-птицы из Бурети,
бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-013 |
Своеобразные
очертания фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и птицы.
Изваяние олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа,
матери-природы. См. Женская фигура с великими формами; Женская статуэтка.. |
|||||
2 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Александровка, Одесская обл., Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
Фигура олицетворяет
образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы; соединяет в себе
образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская фигура с великими формами. • "Птицеобразная" голова с едва обозначенным
клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. • Женщина-птица восседает в гнезде (в кресле, на
троне). См. Место, гнездо, ложе, кресло, трон; Женщина-птица в гнезде; женщина в кресле, на троне. |
|||||
3 |
Фигура небесной матери-птицы в гнезде (в
кресле, на троне), керамика. |
Н |
Тырпешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-020. |
4 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-046. |
5 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
См. рис.
301-008. |
|
• "Птицеобразная" голова с явно обозначенным
клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. |
|||||
6 |
Фигура сидящей женщины-птицы |
Н |
Рэдоая, Румыния |
|
См. рис.
301-033; 312-001. |
|
|
|
|
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
7 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Берново-Лука, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-002; 301-003. |
Своеобразные
контуры фигуры объясняются тем, что она соединяет в себе образы женщины и
птицы (курицы-наседки). • "Птицеобразная" голова с явно обозначенным
клювом, и выдающиеся чресла определяют сходство фигурки с образом птицы. См. Женская
статуэтка. • Тело фигурки покрыто
орнаментом из горизонтальных и косых линий, что может быть связано со
смешением различных мотивов традиционной символики. В утилитарном
понимании параллельные ряды прочерченных линий могут означать перья птицы,
которые, в свою очередь, ассоциируются с солнечными лучами, потоками
солнечного света. См. символы речевой
традиции: Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. |
|||||
8 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Лука-Врублевецкая, Западная Украина |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-021. |
9 |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004; 301-011. |
||
10 |
|
См. рис.
301-004. |
|||
11 |
Дрэгушени, Румыния |
См. рис.
301-007; 301-019. |
|||
• На животе и груди фигурки
орнамент образует последовательный ряд символов: над косым крестом - знаком
земли, земного мира расположено изображение "ёлочки" - "древа
жизни". Птичья голова фигуры и орнаменты верхней части груди создают
образ птицы с распростёртыми крыльями, вознесённой над деревом. Подобная
композиция символов может обозначать птицу-солнце, распространившую над миром
свои крылья (перья) - солнечные лучи. См. символы
лексической традиции: Солнце > птица; Лучи солнца > перья, косы, пряди, волосы, борода. См. Птица с
распростёртыми, расправленными крыльями. См.
также Солнечный крылатый диск. |
|
|
|
|
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
12 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-042. |
• "Птицеобразная" голова с явно обозначенным
клювом определяет сходство фигурки с образом птицы. См. Женская
статуэтка. • Фигурка имеет
крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура. |
|||||
13 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Владимировка, Центральная Украина |
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-043. |
14 |
См. рис.
301-044. |
||||
15 |
Сороки-Озеро |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-033. |
||
16 |
Сушковка, Центральная Украина |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
17 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-024; 301-039a |
• Раскинутые руки-крылья и голова
с явно обозначенным клювом определяет сходство фигуры с образом птицы. См. Женская
статуэтка. |
|||||
18 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кошиловцы-Обоз, Западная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-025. |
19 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
|
Колодяжное, Западная Украина |
См. рис.
301-045. |
|
20 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
См. рис.
301-049. |
|
• Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый,
ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом. • Клювообразный нос и руки-крылья определяют родство
фигурки с образом птицы. |
|||||
21 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-049. |
22 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика, высота |
Н |
Выхватинцы, Приднестровье |
См. рис.
301-001; 301-023a. |
|
• Круглая голова фигурки содержит точечный (накольчатый,
ямочный) орнамент по внешнему краю. См. Голова с орнаментом. • Клювообразный нос, руки-крылья и характерный силуэт
фигурки отражают родство с образом птицы. |
|||||
23 |
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-006. |
24 |
|||||
25 |
Костешты, Молдавия |
См. рис.
301-048. |
|||
26 |
Женская фигура "женщина-птица из
Кара-Депе", керамика, высота |
Н |
Кара-Депе, Туркмения |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-002. |
Статуэтка
изображает сидящую женщину. • Голова имеет
"птицевидную" форму с носом-клювом. Положение рук-крыльев сближает фигурку с птицей,
укрывающей своих птенцов и (или) устрашающей врага. . |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
28 |
29 |
30 |
27 |
Фигура (сидящей) "матери с
ребёнком", керамика. |
Н |
Зенгеварконь, Венгрия |
Культура Лендьел, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
399-015. |
Фигура
олицетворяет образ высшей небесной сущности-существа, матери-природы;
соединяет в себе образы женщины и птицы (курицы-наседки). См. Женская
фигура с великими формами. |
|||||
28 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Ялангач-Депе, Туркмения. |
4 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-001; 326-003. |
29 |
Фигура сидящей женщины-птицы |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-005. |
30 |
Женская фигура, керамика. |
Н |
Илгынлы-Депе, Туркмения |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-004. |
|
|
|
|
|
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
31 |
Фигура женщины-птицы, керамика. |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-011. |
• Туловище и (птичья)
голова фигуры образуют форму креста. См. Человеческая
(антропоморфная) фигура с крестообразным силуэтом. • На голове фигуры
прочерчены волнистые линии-змейки, которые могут обозначать волосы, а также
служить символами грозового неба, молний, дождевых потоков. См. Волновая
линия; Змея. • Шею фигуры охватывает
ожерелье. См. Ожерелье, бусы. • На спине изображена
крестообразная обвязь. См. Крест линейный косой. |
|||||
32 |
Женская фигура |
Н |
Индия |
3 тыс. до н.э. {?} |
См. рис.
332-001. |
• Характерный силуэт
фигурки отражает родство с образом птицы. • Верхняя часть фигурки имеет
крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура. |
|||||
33 |
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
• Клювообразный нос, форма
глаз, руки-крылья и характерный силуэт фигурки отражают родство с образом
птицы. • Изображение головного
убора округлой формы с рядами прочерченных косых линий, расходящихся от
центра. См. Голова, покрытая волосами, головным убором; Голова с орнаментом; Полукруг, сектор с лучами; Ряды
параллельных линий. • Голова фигурки обрамлена
косами-змеями. Косы (с завитками) могут ассоциироваться с изображениями
(образами) змей, являться их символами. См. Голова (верхний мир, солнце) в обрамлении;
Спиральный завиток, волюта; Змея. • Верхняя часть фигурки имеет
крестообразный силуэт. См. Крестообразная антропоморфная фигура. • На животе фигурки
изображён символ "мирового дерева", "древа жизни". См.
"Ёлочка"
- символ дерева, растения. • В нижней части фигуры
прочерчены ряды параллельных линий. См. Ряды параллельных линий. • Женское лоно обозначено в
виде треугольника вершиной вниз. См. Треугольник. "Эти терракоты
в подавляющем большинстве представляют собой плоские фигурки, изображающие
сидящую женщину с расставленными в стороны руками… Голова с преувеличенно большими ромбовидными глазами на
длинной шее в первую очередь приковывает внимание зрителей. Лицо обрамлено
двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса спускается и на
спину. На некоторых особенно тщательно выполненных экземплярах по обе стороны
головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие головки змей, которые, как бы
стоя на хвосте, окружают шею и голову. К числу тщательно проработанных
деталей относятся головные уборы разных видов и охватывающие шею ожерелья.
Туловище статуэток обычно лишено налепных или процарапанных деталей и тем
самым оттеняет перегруженную деталями верхнюю часть фигурки. В нижней части
тулова помещен треугольник, символизирующий женское начало, а выше иногда
воспроизводилось дерево. На многих статуэтках поверх треугольника идут
процарапанные поперечные линии, изображающие набедренные повязки или
пояса" [102]. |
|||||
34 |
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-007. |
35 |
Намазга-Тепе, Туркмения |
См. рис.
426-001. |
|||
36 |
См. рис.
426-001. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
37 |
37 |
Фигура сидящей женщины-птицы, камень. |
Б |
Северный Афганистан |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-010. |
• Наряд женщины в виде птичьего
оперения. |
|||||
|
|
|
|
|
|