|
|
|
|
|
|
|
Образы: явления, предметы, атрибуты. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высшая сущность, существо.
(аа) Высшая сущность, существо > деятель, сила.
(аб) Высшая сущность, существо > природа, природные (небесные) явления.
См. Высшая сущность-существо и его представления (ипостаси).
Задолго до появления научных умствований и спекуляций, в
исконном сознании народов цивилизации была сформирована система универсальных
представлений о движущих силах природы, мироздания. Решающую роль в становлении
мировоззрения древних людей имела вера в справедливость мироустройства - вера,
основным постулатом которой было убеждение: природа бывает и добра, и жестока,
но ко всем одинакова. Жить, существовать - означало жить в ладу с природой, то
есть знать её законы, следовать и подчиняться им.
Поэтому высшими сущностями в понимании людей были небо
(белый свет, природа), солнце (весна, лето), огонь (гром, молния), вода, ветер
(буря, холод, мороз), земля и её растительность (зелень, зелье, злаки) -
сущности главные сами по себе, независимо от представлений человека и его
желания видеть что-либо в ином свете.
Природа и природные явления как высшие,
сверхъестественные силы представлены в народных сказаниях самыми различными
образами, нередко искажёнными и спутанными. Однако, при системном подходе к
изучению имеющихся, даже недоброкачественных материалов, возможно установить
действительные черты мифических и сказочных образов исконного дискурса.
Определителями главной, высшей сущности - природы
являются такие представления, как силы небес (небесных стихий), небо (море),
белый свет, царство. Одушевлённые образы природы (времён года) - природа-мать,
баба, дева, отец, дед, старик, старуха, царь, царица.
См. Небо, небеса > высшая
сверхъестественная сущность, высшее существо; Баба, женщина, мать > небо; Баба > высшая сущность,
высшее (женское) существо; Баба > хозяйка верхнего мира, небесная
правительница, царица; Дева, красная девица > небо, небесная правительница,
царица; Старик, дед >
небесный правитель, царь; Старик, старуха > состарившееся (осеннее,
зимнее) небо;
Хозяин, царь (старый) >
небо (осеннее, зимнее), белый свет, природа.
Образы солнца и месяца, времён года, огня, грома (молнии)
и других высших сущностей-существ тесно связаны с сущностью неба (моря) и
представляются детьми (сыновьями, дочерьми) главного высшего существа -
матери-природы, бабы, отца-царя, царь-девицы.
См. Сыновья, дочери, братья, сёстры.
Высшее небесное существо, насылающее (производящее)
разрушения. смерть, холод, ненастье, грозы, гром (молнии, огонь), бури и т.п. в
сказочно-мифологических представлениях воплощается в специфических образах
старухи-смерти; ведьмы-зимы (грозы, грозовой тучи), Змея, Ящера, Кощея, грома
(громовника) и др.
См. Великан, чудовище, ящер, кощей.
На основании лексических ассоциаций высшие сущности-существа
представляются в образах птиц, животных. Черты и свойства птицы как высшего
небесного существа связываются с универсальными представлениями о природе,
вечности, бытии, жизни и смерти, судьбе.
См. Птица > высшая сущность (существо), воплощение
сил света и тьмы.
В большом разнообразии высшие сущности представлены -
также на основании лексических ассоциаций - такими определителями, как дерево,
столб, камень, яйцо, плод и т.п.
В поздних, сказочных вариантах древних сказаний, черты и
деяния высших существ всё чаще приписываются антропоморфному существу или
человеку (герою).
На завершающем этапе развития народной мифологии
формируется рациональная система иерархии высших сил и распределения их сфер
влияния. По сути, это протофилософия, система упорядоченных универсальных
мировоззренческих представлений о природе и бытии, на основе которой, помимо
прочего, складываются рациональные основы социальной организации исконных
сообществ. Из этого же источника берут своё начало многочисленные религиозные
учения-спекуляции.
(ав) Высшая сущность, существо > нечистая сила.
См. Нечистая (опасная, тёмная) сила (существо).