Образы: явления, предметы, атрибуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Высшая сущность, существо.

 

 

(аа) Высшая сущность, существо > деятель, сила.

(аб) Высшая сущность, существо > природа, природные (небесные) явления.

 

См. Высшая сущность-существо и его представления (ипостаси).

 

Задолго до появления научных умствований и спекуляций, в исконном сознании народов цивилизации была сформирована система универсальных представлений о движущих силах природы, мироздания. Решающую роль в становлении мировоззрения древних людей имела вера в справедливость мироустройства - вера, основным постулатом которой было убеждение: природа бывает и добра, и жестока, но ко всем одинакова. Жить, существовать - означало жить в ладу с природой, то есть знать её законы, следовать и подчиняться им.

Поэтому высшими сущностями в понимании людей были небо (белый свет, природа), солнце (весна, лето), огонь (гром, молния), вода, ветер (буря, холод, мороз), земля и её растительность (зелень, зелье, злаки) - сущности главные сами по себе, независимо от представлений человека и его желания видеть что-либо в ином свете.

Природа и природные явления как высшие, сверхъестественные силы представлены в народных сказаниях самыми различными образами, нередко искажёнными и спутанными. Однако, при системном подходе к изучению имеющихся, даже недоброкачественных материалов, возможно установить действительные черты мифических и сказочных образов исконного дискурса.

Определителями главной, высшей сущности - природы являются такие представления, как силы небес (небесных стихий), небо (море), белый свет, царство. Одушевлённые образы природы (времён года) - природа-мать, баба, дева, отец, дед, старик, старуха, царь, царица.

См. Небо, небеса > высшая сверхъестественная сущность, высшее существо; Баба, женщина, мать > небо; Баба > высшая сущность, высшее (женское) существо; Баба > хозяйка верхнего мира, небесная правительница, царица; Дева, красная девица > небо, небесная правительница, царица; Старик, дед > небесный правитель, царь; Старик, старуха > состарившееся (осеннее, зимнее) небо; Хозяин, царь (старый) > небо (осеннее, зимнее), белый свет, природа.

Образы солнца и месяца, времён года, огня, грома (молнии) и других высших сущностей-существ тесно связаны с сущностью неба (моря) и представляются детьми (сыновьями, дочерьми) главного высшего существа - матери-природы, бабы, отца-царя, царь-девицы.

См. Сыновья, дочери, братья, сёстры.

Высшее небесное существо, насылающее (производящее) разрушения. смерть, холод, ненастье, грозы, гром (молнии, огонь), бури и т.п. в сказочно-мифологических представлениях воплощается в специфических образах старухи-смерти; ведьмы-зимы (грозы, грозовой тучи), Змея, Ящера, Кощея, грома (громовника) и др.

См. Великан, чудовище, ящер, кощей.

На основании лексических ассоциаций высшие сущности-существа представляются в образах птиц, животных. Черты и свойства птицы как высшего небесного существа связываются с универсальными представлениями о природе, вечности, бытии, жизни и смерти, судьбе.

См. Птица > высшая сущность (существо), воплощение сил света и тьмы.

В большом разнообразии высшие сущности представлены - также на основании лексических ассоциаций - такими определителями, как дерево, столб, камень, яйцо, плод и т.п.

В поздних, сказочных вариантах древних сказаний, черты и деяния высших существ всё чаще приписываются антропоморфному существу или человеку (герою).

На завершающем этапе развития народной мифологии формируется рациональная система иерархии высших сил и распределения их сфер влияния. По сути, это протофилософия, система упорядоченных универсальных мировоззренческих представлений о природе и бытии, на основе которой, помимо прочего, складываются рациональные основы социальной организации исконных сообществ. Из этого же источника берут своё начало многочисленные религиозные учения-спекуляции.

 

 

(ав) Высшая сущность, существо > нечистая сила.

 

См. Нечистая (опасная, тёмная) сила (существо).