Образы: явления, предметы, атрибуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Предметный символ (знак).

 

Древние люди переносили на предметы, ассоциирующиеся (семантически - на основании лексических связей) с природными сущностями высшего порядка, часть исключительных свойств этих сущностей. Предметные символы служили средством общения с высшими силами (природными стихиями), от милости которых зависели жизнь, здоровье и благополучие людей.

Вера древних в высшие, божественные силы природы была искренней, а поклонение им – истовым и естественным. В согласии с естественной иерархией сущностей, ценностных основ цивилизации, тысячелетиями складывались традиции общественного бытия, сосуществования людей...

 

(аа) Предметный символ > камень.

 

(аа1) Камень (символ) > баба.

 

Связи: баба, камень (большой, возвышающийся, стоящий вертикально); каменная глыба, столп, столб; мар (могильный камень); статуя, фигура; подобие человека; истукан (каменный); идол, пагода, божество.

 

См. Баба > женское существо.

 

 

 

[24]

Бабка. Валун у нас был посреди поляны, бабкой его называли, мы этой бабке поклонялись и матери наши поклонялись, вроде как святой камень. Кто цветочки приносил, кто хлебушка. Еще одна бабка у нас была в речке, мы с неё ныряли Арх: Плес. (Плес, Карельское).

 

 

 

Заметные, выделяющиеся объекты служили ориентирами для людей, знаками, в том числе - рубежными. Большой камень мог восприниматься как рубеж, с которого начинаются владения и власть высшего существа.

 

 

 

Мифологические и сказочные мотивы.

 

 

 

Сказочный герой подъезжает к камню (столбу) у росстаней (перекрестия дорог). На камне надпись, предсказывающая дальнейшую судьбу персонажа. Прямая дорога означает путь наверх, в верхний мир, во владения высших сил, куда открыт вход людям только после смерти.

ск1

1

[70]

Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

ск1

2/171

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

ск1

3/172

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

См. МР1. Небо указывает путь, судьбу.

 

 

Д

Баба. Каменный грубый истукан {столб} на древних курганах, в южн. и вост. губ.

 

 

 

На могилах умерших люди ставят камни. К этим камням они приходят в дни поминовения, чтобы пообщаться со своими умершими (ушедшими в верхний мир) родственниками.

 

 

[45]

Бабы. В центральном Полесье — второй поминальный день после Дедов.

 

 

 

Связи: бабить, обихаживать, заботиться (о покойниках); бабиться, плакать, оплакивать; бабице (серб.), обряд поминовения; бабина, дедина, достояние, наследие (от) предков; память о предках.

 

См. Камень (символ) > баба.

 

(ба) Предметный символ > дерево, столб, стрела, крест.

 

Связи: стрела, стрелка, дерево, лесина; ствол, столб; рассоха, разветвление, развилье, раздвоение; расхождение (схождение), место расхождения (схождения) чего-л. (отраслей, водных потоков и т.п.); распутье; стреча, встреча, скрещение, скрест, крест, перекрестье, перекресток;

столп, столб, дерево (суковатое, разветвлённое), соха, рассоха, крест; ствол дерева; камень (большой, возвышающийся, стоящий вертикально), каменная глыба; баба, мар, могильный камень; придорожный столб (на котором ставилась урна с прахом умершего);

крест, хрес, хрест, крес (мн. хресты, кресы, кресты), дерево, куст; столб, рассоха, рассучье, разветвление, развилка, стрелка; пяло, распяло, распятие; крестообразная фигура; соединение, стык, схождение и расхождение, разветвление линейных протяженностей (линий, рек, дорог и т.п.); место, центр, точка, средоточие такого схождения (расхождения); перекрестье, перекресток, пересечение; раскрестье, распутье, росстани; надгробие, памятный знак, памятник.

 

 

 

 

Сказочный персонаж подъезжает к дереву, столбу у росстаней (стрелки, перекрестия дорог). На дереве надпись, предсказывающая дальнейшую судьбу персонажа. Прямая дорога означает путь наверх, в верхний мир, во владения высших сил.

ск1

1

[70]

Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

ск1

2/171

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

ск1

3/172

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

На могилах умерших люди ставят кресты. У могилы сажают дерево, цветы. Существовало древнее поверье, что души умерших вселяются в эти растения и продолжают иную жизнь рядом с живыми людьми. Так сохраняется связь живущих со своими предками.

 

(ба1) Дерево (символ) > баба.

 

Связи: баба, бабка, дерево, столб; стояк, пень.

 

[72]

Баба деревянная. На Чёрном там, от Тыпты недалеко баба деревянная стоит, надо её цаловать. Там листвень стояла, пенёк лиственишный, вершины-то нету, упала уже... Мужиков много ехало, обозом-то, дак схватят первый раз кто едет и ташшут к этой листвени, к пеньку: - Цалуй, а то фарту не будет!

 

(ва) Предметный символ > кукла (чучело), статуя.

 

Связи: кукла, образ, воплощение, олицетворение, подобие человека, живого существа; ч(е)ресло (ч(е)ресла), целое, тело; скрещение, состав, связь, связка; крест, фигура (крестообразная); идол (предмет религиозного поклонения); баба (снежная), бабка; пучок, сноп (укладка снопов).

баба, бабка, кукла, вид, образ, подобие человека, живого существа; рассоха, соха, дерево, крест; раскрестье, рассучье; связка, пучок, сноп (укладка снопов); фигура (крестообразная); чучело, пугало.

 

(ва1) Каменная статуя > баба.

 

Связи: баба, камень (большой, возвышающийся, стоящий вертикально); каменная глыба, столп, столб, мар (могильный камень); статуя, фигура; подобие человека; истукан (каменный); идол, пагода, погода, стихия, природа; божество.

 

См. выше: Камень (символ) > баба.

 

Д

Баба. Каменный грубый истукан на древних курганах, в южн. и вост. губ.

 

 

(ва2) Деревянная статуя > баба.

 

См. выше: Дерево (символ) > баба.

 

[72]

Баба. Название деревянного изваяния (идола), которому поклонялись русские старожилы Верхней Лены. Вот баба - статуя-то стояла. Статуя стояла на этим месте. До этого места доедут, надо остановиться, идти туды, поглубже в лес, её поцаловать. А то фарту не будет.

 

(ва3) Кукла > сноп, баба.

 

 

 

 

Бабка, сноп - символ урожая, достатка, благополучия.

баба

 

{}

Баба. Последний сноп со жнивья приносили домой, делали из него куклу, обряжали в рубашку, украшали зелеными ветками и ставили в передний угол избы, на почётное место.

В разных краях кукла могла называться по-разному: баба. бабка, дедка, иванчик, ванька. При этом, независимо от местности служила символом искренней благодарности, которую испытывали крестьяне к силам природы за выращенный с их помощью урожай. Хлеб собранного урожая был главным, хозяином в крестьянской избе до следующего лета.

баба

 

[45]

На Смоленщине (Вельский у.) «бабу» обвязывали платком и надевали на нее рубашку.

баба

 

[45]

В славянских жатвенных обрядах баба может означать последний сноп. Во многих зонах Польши он называется также dziad и stara bаbа.

bаbа

польск.

[45]

В с.-зап. Польше (Тухольский и Бродницкий поветы) bаbа — последний сноп — была наряжена в блузку, фартук, чепец или платок.

бабка

 

[64]

Бабка. Поднятая со стлища и поставленная в виде конуса треста. Яросл., 1956.

 

(ва4) Кукла > сноп, иванчик, ванька.

 

ванька

 

[24]

Ванька. Кончишь жниву, ваньку свяжешь, вересту натыкаешь, берёзки, а поставишь его в хату, в передний угол. Влг: Бел. (Бел, Ямская).

 

(ва5) Кукла > сноп, дедушка.

 

дедка

 

[24]

Дедка. Последний сноп, который приносят в дом в день окончания жатвы. Влг: Ваш. Дожнут, дедку сделают да в избу принесут (Ваш, Шульгино).

дедушка

 

[24]

Овсяный дедушка. Последний овсяный сноп, который приносили с поля в дом в день окончания жатвы. Влг: Бабуш. Овсяного дедушку несём: «Кышьте, мухи, блохи, вон — идёт хозяин в дом!» (Бабуш, Чупино).

дiд

з.укр.

[55]

"сноп овса, который стоит в хате во время рождественских праздников"

дед

 

[45]

Во многих зонах Польши последний сноп называется также dziad и stara bаbа, в Чехии - děd, а в Словении (вост. Штирия) — ded или dedek.

 

См. Дедушка. дедка, дед > предметный символ.

 

(ва6) Кукла > кострома, масленица, марена.

 

 

 

 

Соломенное чучело (кострому, масленицу, марену), являющуюся олицетворением зимы - старой бабы, топят в реке (в проруби), сжигают на праздновании встречи весны (на Комоедицу, Масленицу). 

бабуха

 

[24]

Бабуха. Чучело, сжигаемое в Масленицу. Влг: В-Важ. В Масленицу бабуху соломенну жегчи надо, платок ей сряжут и фартук (В-Важ, Удальцовская).

масленица

 

[64]

Изображение маслени­цы—тряпичная, соломенная кукла или чучело в женской одежде; их ставят на конек крыши или при­крепляют к шесту и при проводах масленицы сжигают. Бельск. Смол., 1903. Перемышл. Калуж., Дмитров Моск., Ярен,, Глазов  Вят. Мас­леницу жечь   Обычай сжигать чучело масленицы в конце масле­ной неделя. Ростов. Яросл., 1902 Вят. Масленицу топить. То­пить в проруби чучело масленицы Дубен Тул., 1933.

кострома

 

Д

Вали Кострому в Волгу (память язычества? кострома, чучело).

 

(ва7) Снежная баба, снеговик.

 

 

 

 

Снежная баба, снеговик, снегурка - снежное изваяние, образ зимы. Вместо носа обычно втыкают морковку, что связано с другим символом зимы - Морозом-красным носом.

бабка

 

[24]

Бабка-морковка. Снежная баба. Влг: Бел. Слепиу внучкам бабку-морковку (Бел, Чикиево).

 

 

 

В "руки" снежной бабе (снеговику) вставляют метлу или втыкают метёлки вместо рук.

баба

 

[3]

Снежная баба, снегурка, снегурок, снеговик. Колючки наливают {?}, яги бабы делают: чёрны глазки кладут, место рук метёлочки кладут.

 

 

 

См. ОШ2. Метель (снегопад) пугает, прогоняет мороз.

снегурка

 

Д

Снежник и снегурка, складенный из снега болван, подобие человека.

 

 

 

Примеч. Мы понимаем: не "складывать" снежную бабу, а "катать", "валять", "лепить".

кукла

 

[64]

Кукла. Баба снежная.

 

 

 

См. Баба (яга), ведьма > ненастная, осенняя, зимняя пора; зима; хозяйка царства морока, холода; ДС1. Катать, валять, лепить снежную бабу.

 

 

(га) Предметный символ > яйцо.

 

(га1) Яйцо > символ солнца.

 

Связи: яйцо, оболочка, оболонка, об(о)лонок;

облонок, оболонок, шар, яйцо, плод; светило, солнце.

 

Яйца, окрашенные в яркие цвета, расписанные узорами, являются непременным атрибутом всех календарных (праздничных) обрядов, связанных с солнечными циклами. 

Весеннее юное солнце сопоставляется с яйцом, подобно тому как с яйцом сравнивается ребёнок, дитя.

См. Яйцо > дитя.

 

(га2) Яйцо > символ (воз)рождения, обновления жизни.

 

Связи: яйцо, сносок, зародыш;

зародыш, зародок, зачаток, начало.

 

 

В традициях исконного мировосприятия яйцо, так же как и зерно, воспринимается как средоточие жизненной, рождающей, созидательной силы. В зерне и яйце содержится зародыш, начало новой жизни, продолжающей бытие сущего. 

[76]

"На праздник Пасхи наши крестьяне ставят на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресенское яйцо, и зерна эти берегут для посева; отправляясь сеять лен, кладут в мешок, напол­ненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу» (Калинский, Месяцеслов, 461—462; ср.: Афа­насьев, Поэтические воззрения, I, 537) ".

[76]

"С другой стороны, известно, что пшеница чувствительна к кислотности почвы. Яичная скорлупа в качестве удобрения, подщелачивающего кислые (преимущественно) почвы Нечерноземья, применяется в народном хозяйстве издавна.

Для льна очень полезным является карбонат кальция, содержание которого в яичной скорлупе более 90%. При этом для посевов льна в известковании нуждаются только сильно- и среднекислые почвы". 

 

(га3) Яйцо > символ традиции, связи с предками.

 

В народных поминальных обычаях раскрашенные яйца использовались как угощение для живых и умерших во время "совместных" трапез на кладбище. Кусочки яйца крошили на могилки. Тут же катали яйца - и за себя, и за умерших, которые, считалось, тоже получают радость от общения с живыми.

См. Яйцо > атрибут обрядов, игр.

 

(да) Предметный символ > хлеб, изделие из теста.

 

(да1) Предметный символ > ком, блин ( с маслом).

 

Исконные народные праздники и календарные обряды неотделимы от вершинных периодов солнечного цикла. а понятия, обозначающие обрядовую пищу тесно связаны с представлениями о солнце, силах природы.

Связи: чело, голова; светило, солнце; хлеб, колоб, ком, каравай.

Блины, комы с маслом являются одним из основных угощений в праздничных действах, посвящённых встрече весны.

Связи: ком, хлеб, колоб, оладья, блин; мн. комы, хлебы, оладьи, жаворонки;

сороки, хлеб, хлебцы, булочки (в виде птичек); колобки, печенье, комы, шарики, бабки, жаворонки.

Поздние названия дней празднования прилёта птиц, преддверия весны Сороки, Комоед(ица), Масленица.

 

(да2) Предметный символ > куличик, птица (из теста).

 

Связи: куля, куль, кулька, шар(ик), ком, клуб; светило, солнце, свет; хлеб, лепешка, оладья, блин, каравай, кулич; птюшка, птушка, пташка, птица, кулик;

пичушка, пичужка, птушка, птюшка, пташка, птичка; жаворонок; ком (лепешка, оладья, блин, хлеб; булочка, мн. комы); колоб(ок); шар(ик), клуб(ок), пучок.

ком, клуб, шар , коло, куля; хлеб, колоб, печенье, оладья, блин; мн. комы, хлебы, оладьи, жаворонки; кулька, кулик, птица

 

 

В дни празднования встречи весны (праздник Жаворонки, Сороки) выпекают разнообразные куличики, печенья - обязательно в форме птиц. В разных краях называются такие печенья по-разному: кулички, кулики, комы, жаворонки, буслы (аисты - в Белоруссии), птюшки, птушки, чибрики, сороки т.п.

Печенье является символом весенних птиц, весеннего солнца.

 

См. Птица > солнце; Птицы > хлебы.

[21]

В некоторых местах "птичек", испекаемых на 9 марта, связывали с другими видами птиц. В Каргопольском у. Архангельской губ. их называли "тетерки", в Орловской губ. - "ластовки" - ласточки или "снегирьки", а в Нижегородской губ. - "воробушки"; при этом, на территории указанных губерний широко бытовало также название "жаворонок".

[21]

Их форма и размеры были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. Так, в д. Большие Козлы Лихвинского у. Калужской губ. для того, чтобы сделать "птичке" тельце, хозяйка раскатывала тесто в жгут и связывала его узлом, а в соседней деревне Большие Сушки, было принято раскатывать небольшие круглые лепешки, края которых загибали к середине, представляя "крылья" "жаворонка", такое печение пекли в печи на кирпичах, на поду.

[21]

В некоторых местах в тесто обязательно вливали конопляное масло: "Надушат жаворонка маслицем, румяный этот гостинец" (Шереметева М.Е. 1930. с. 39). Специально и старательно выделывали головку, намечали глаза дырочками или вставляли изюм. В некоторых деревнях было принято украшать головку птички хохолком - "стычком", "кичечкой" - из теста, кое-где с этой целью втыкали перышко или "светочек" - цветочек из цветной бумаги. В деревнях Курской губ. "гребень" на голове "кулика" защипывали посередине, справа налево. В некоторых местах Воронежской губ. "жаворонков" пекли с большой головой и длинным острым клювом, а кое-где и с двумя головами. Тельце птички иногда украшали закатывая в тесто конопляное семя, покрывали его распущенным сахаром или расписывали узором. Иногда шею кулика украшали ожерельем из прорезной бумаги. В некоторых местах южнорусских губерний - Калужской, Курской - на спину большого "жаворонка" или "кулика" сажали одного или несколько "детенышей" - птичек поменьше. В Вятской губ. 40 маленьких "жаворонков" сажали на хвост большой птице.

 

Куличики предназначены для угощения и, прежде всего - для детей. День весеннего равноденствия неразрывно связан с представлениями о детской, ранней поре возрождающейся природы, о юной весне, юном солнце.

Как и в другие праздничные угощения, весенние куличики используются для различных гаданий-жребиев: в одну из "птичек" запекают любую жеребейку (зерно, колечко, монетку) и загадывают условие. Кому выпадет приметный куличик - так тому и быть.