Образы: явления, предметы, атрибуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Баба > предметный символ.

 

(См. Баба.)

 

 

(на) Баба > предметный символ (знак).

 

 

[24]

Бабка. Валун у нас был посреди поляны, бабкой его называли, мы этой бабке поклонялись и матери наши поклонялись, вроде как святой камень. Кто цветочки приносил, кто хлебушка. Еще одна бабка у нас была в речке, мы с неё ныряли Арх: Плес. (Плес, Карельское).

 

 

Заметные, выделяющиеся объекты служили ориентирами для людей, знаками, в том числе - рубежными. Большой камень мог восприниматься как рубеж, с которого начинаются владения и власть высшего существа.

 

Д

Баба. Каменный грубый истукан на древних курганах, в южн. и вост. губ. Столбняк нашел: стоит, как каменная баба.

 

 

Мифологические и сказочные мотивы.

 

 

Сказочный герой подъезжает к камню (столбу) у росстаней (перекрестия дорог). На камне надпись, предсказывающая дальнейшую судьбу персонажа. Прямая дорога означает путь наверх, в верхний мир, во владения высших сил, куда открыт вход людям только после смерти.

ск1-1

[70]

Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

ск1-2/171

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

ск1-3/172

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

См. МР1. Небо указывает путь, судьбу.

 

 

На могилах умерших люди ставят камни или столбы (кресты). К этим камням (столбам) они приходят в дни поминовения, чтобы поговорить со своими умершими (ушедшими в верхний мир) родственниками.

 

[45]

Бабы. В центральном Полесье — второй поминальный день после Дедов.

 

 

См. Бабай, Баба (мужское существо).

 

[72]

Баба. Название деревянного изваяния (идола), которому поклонялись русские старожилы Верхней Лены. Вот баба - статуя-то стояла. Статуя стояла на этим месте. До этого места доедут, надо остановиться, идти туды, поглубже в лес, её поцаловать. А то фарту не будет.

 

[72]

Баба деревянная. На Чёрном там, от Тыпты недалеко баба деревянная стоит, надо её цаловать. Там листвень стояла, пенёк лиственишный, вершины-то нету, упала уже... Мужиков много ехало, обозом-то, дак схватят первый раз кто едет и ташшут к этой листвени, к пеньку: - Цалуй, а то фарту не будет!

 

 

Бабка, сноп - символ урожая, достатка, благополучия.

 

 

Баба. Последний сноп со жнивья приносили домой, вязали из него куклу, обряжали в рубашку, украшали зелеными ветками и ставили в передний угол избы, на почётное место.

В разных краях кукла могла называться по-разному: баба, бабка, дедка, иванчик, ванька. При этом, независимо от местности служила символом искренней благодарности, которую испытывали крестьяне к силам природы за выращенный с их помощью урожай. Хлеб собранного урожая был главным в крестьянской избе до следующего лета.

 

[45]

Баба. На Смоленщине (Вельский у.) «бабу» обвязывали платком и надевали на нее рубашку.

 

[45]

Баба. В славянских жатвенных обрядах баба может означать последний сноп. Во многих зонах Польши он называется также dziad и stara bаbа, в Чехии - děd, а в Словении (вост. Штирия) — ded или dedek.

 

[45]

польск. bаbа. В с.-зап. Польше (Тухольский и Бродницкий поветы) bаbа — последний сноп — была наряжена в блузку, фартук, чепец или платок.

 

 

 

 

 

На празднованиях встречи весны валят в реку или сжигают куклу (маржану, марену, кострому, масленицу), являющуюся олицетворением зимы - старой бабы. 

 

[64]

Масленица. Масленицу топить. То­пить в проруби чучело масленицы Дубен Тул., 1933.

 

Д

Кострома. Вали Кострому в Волгу (память язычества? кострома, чучело).

 

[24]

Бабуха. Чучело, сжигаемое в Масленицу. Влг: В-Важ. В Масленицу бабуху соломенну жегчи надо, платок ей сряжут и фартук (В-Важ, Удальцовская).

 

[64]

Изображение маслени­цы—тряпичная, соломенная кукла или чучело в женской одежде; их ставят на конек крыши или при­крепляют к шесту и при проводах масленицы сжигают. Бельск. Смол., 1903. Перемышл. Калуж., Дмитров Моск., Ярен,, Глазов  Вят. Мас­леницу жечь   Обычай сжигать чучело масленицы в конце масле­ной неделя. Ростов. Яросл., 1902 Вят.

 

 

Бабка - сухие стебли, кострица, костра. В обрядовых действах щедрованья символизируют умирающую и возрождающуюся природу, растительную плоть.

 

[64]

Бабка. Куча льняной кострицы, сложенная за деревней для сжигания. Никол. Волог., 1883—1902. Бабку жечь. «Костицу вывозят в поле и сваливают в кучи. Туда собираются ребята и жгут костицу. Об этом у нас говорят: «бабку жгут». Горящую  костицу  бросают  (палками) кверху, прыгают по ней голыми ногами и приговаривают: «Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны. Вохом. Герасимова. 1939.

 

[24]

Бабу жечь. Сжигать отходы при обработке льна по окончании работ. Арх: В-Т. Костицу в кучу свалят, дак баба, бабу волочили за деревню жегчи (В-Т, Пога). Баба изо льна, бабу жечь ребята собирались после Покрова (В-Т, Верхняя Тойма).  Жёнки набьют им костицы полные бестери, они на поле их снесут, береста принесут и давай бабу жечь (В-Т, Верхняя Тойма). Со льном управятся, говорят: «Пойдём бабу жегчи» (В-Т, Ухменьга).

 

 

См. Валяет, катает > земледельческая традиция; Лето, растительная природа (зелень, зелье) засыпает, умирает, пробуждается и оживает.

 

 

Снежная баба, снеговик - предметный символ высших сил зимы.

 

[3]

Снежная баба, снегурка, снегурок, снеговик. Колючки наливают {?}, яги бабы делают: чёрны глазки кладут, место рук метёлочки кладут.

 

[24]

Бабка-морковка. Снежная баба. Влг: Бел. Слепиу внучкам бабку-морковку (Бел, Чикиево).

 

 

См. Баба (яга), ведьма > ненастная, осенняя, зимняя пора; зима; хозяйка царства морока, холода; ДС1. Катать, валять, лепить снежную бабу.

 

Д

Снеговик. Снежник и снегурка, складенный из снега болван, подобие человека, снеговик, снегурка.

 

 

Примеч. Слово "складенный" в этом смысле сейчас не употребляется: говорится "скатанный" из "катать, скатать снеговика (снежную бабу)". Насколько уместно было говорить «складенный» во времена В. Даля, нам неизвестно.

 

 

См. Предметный символ > снежная баба, снеговик.