|
|
|
|
|
|
|
Образы: явления, предметы, атрибуты. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баба > предметный символ.
(См. Баба.)
(на) Баба > предметный символ (знак).
|
[24] |
Бабка. Валун у нас был посреди поляны, бабкой его называли, мы этой бабке поклонялись и матери наши поклонялись, вроде как святой камень. Кто цветочки приносил, кто хлебушка. Еще одна бабка у нас была в речке, мы с неё ныряли Арх: Плес. (Плес, Карельское). |
|
|
Заметные, выделяющиеся объекты служили ориентирами для людей, знаками, в том числе - рубежными. Большой камень мог восприниматься как рубеж, с которого начинаются владения и власть высшего существа. |
|
Д |
Баба. Каменный грубый
истукан на древних курганах, в южн. и вост. губ. Столбняк нашел: стоит,
как каменная баба. |
|
|
Мифологические и сказочные мотивы. |
|
|
Сказочный герой подъезжает
к камню (столбу) у росстаней (перекрестия дорог). На камне надпись,
предсказывающая дальнейшую судьбу персонажа. Прямая дорога означает путь
наверх, в верхний мир, во владения высших сил, куда открыт вход людям только
после смерти. |
ск1-1 |
[70] |
Сказка
о молодильных яблоках и живой воде. |
ск1-2/171 |
[60] |
Сказка
о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде. |
ск1-3/172 |
[60] |
Сказка
о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде. |
|
|
См. МР1. Небо
указывает путь, судьбу. |
|
|
На могилах умерших люди ставят камни или столбы (кресты). К этим камням (столбам) они приходят в дни поминовения, чтобы поговорить со своими умершими (ушедшими в верхний мир) родственниками. |
|
[45] |
Бабы. В центральном
Полесье — второй поминальный день после Дедов. |
|
|
|
|
[72] |
Баба. Название деревянного изваяния (идола), которому поклонялись русские старожилы Верхней Лены. Вот баба - статуя-то стояла. Статуя стояла на этим месте. До этого места доедут, надо остановиться, идти туды, поглубже в лес, её поцаловать. А то фарту не будет. |
|
[72] |
Баба деревянная. На Чёрном там, от Тыпты недалеко баба деревянная стоит, надо её цаловать. Там листвень стояла, пенёк лиственишный, вершины-то нету, упала уже... Мужиков много ехало, обозом-то, дак схватят первый раз кто едет и ташшут к этой листвени, к пеньку: - Цалуй, а то фарту не будет! |
|
|
Бабка, сноп - символ урожая, достатка, благополучия. |
|
|
Баба. Последний сноп со жнивья приносили домой, вязали из него куклу, обряжали в рубашку, украшали зелеными ветками и ставили в передний угол избы, на почётное место. В разных краях кукла могла называться по-разному: баба, бабка, дедка, иванчик, ванька. При этом, независимо от местности служила символом искренней благодарности, которую испытывали крестьяне к силам природы за выращенный с их помощью урожай. Хлеб собранного урожая был главным в крестьянской избе до следующего лета. |
|
[45] |
Баба. На Смоленщине (Вельский у.) «бабу» обвязывали платком и надевали на нее рубашку. |
|
[45] |
Баба. В славянских жатвенных обрядах баба может означать последний сноп. Во многих зонах Польши он называется также dziad и stara bаbа, в Чехии - děd, а в Словении (вост. Штирия) — ded или dedek. |
|
[45] |
польск. bаbа. В с.-зап. Польше (Тухольский и Бродницкий поветы) bаbа — последний сноп — была наряжена в блузку, фартук, чепец или платок. |
|
|
|
|
|
На празднованиях встречи весны валят в реку или сжигают куклу (маржану, марену, кострому, масленицу), являющуюся олицетворением зимы - старой бабы. |
|
[64] |
Масленица.
Масленицу топить. Топить в проруби чучело масленицы Дубен Тул., 1933. |
|
Д |
Кострома. Вали Кострому в Волгу (память язычества? кострома, чучело). |
|
[24] |
Бабуха. Чучело, сжигаемое в Масленицу. Влг: В-Важ. В Масленицу бабуху соломенну жегчи надо, платок ей сряжут и фартук (В-Важ, Удальцовская). |
|
[64] |
Изображение масленицы—тряпичная,
соломенная кукла или чучело в женской одежде; их ставят на конек крыши
или прикрепляют к шесту и при проводах масленицы сжигают. Бельск. Смол., 1903. Перемышл.
Калуж., Дмитров Моск., Ярен,, Глазов
Вят. Масленицу жечь Обычай сжигать чучело масленицы в конце
масленой неделя. Ростов. Яросл., 1902
Вят. |
|
|
Бабка - сухие стебли, кострица, костра. В обрядовых действах щедрованья символизируют умирающую и возрождающуюся природу, растительную плоть. |
|
[64] |
Бабка. Куча
льняной кострицы, сложенная за деревней для сжигания. Никол. Волог.,
1883—1902. Бабку жечь. «Костицу вывозят в поле и сваливают в кучи. Туда
собираются ребята и жгут костицу. Об этом у нас говорят: «бабку жгут».
Горящую костицу бросают
(палками) кверху, прыгают по ней голыми ногами и приговаривают:
«Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны. Вохом. Герасимова. 1939.
|
|
[24] |
Бабу жечь. Сжигать отходы при обработке льна по окончании работ. Арх: В-Т. Костицу в кучу свалят, дак баба, бабу волочили за деревню жегчи (В-Т, Пога). Баба изо льна, бабу жечь ребята собирались после Покрова (В-Т, Верхняя Тойма). Жёнки набьют им костицы полные бестери, они на поле их снесут, береста принесут и давай бабу жечь (В-Т, Верхняя Тойма). Со льном управятся, говорят: «Пойдём бабу жегчи» (В-Т, Ухменьга). |
|
|
См. Валяет, катает
> земледельческая традиция; Лето,
растительная природа (зелень, зелье) засыпает, умирает, пробуждается и
оживает. |
|
|
Снежная баба, снеговик - предметный символ высших сил зимы. |
|
[3] |
Снежная баба, снегурка, снегурок, снеговик. Колючки наливают {?}, яги бабы делают: чёрны глазки кладут, место рук метёлочки кладут. |
|
[24] |
Бабка-морковка. Снежная баба. Влг: Бел. Слепиу внучкам бабку-морковку (Бел, Чикиево). |
|
|
См. Баба (яга), ведьма
> ненастная, осенняя, зимняя пора; зима; хозяйка царства морока, холода;
ДС1. Катать,
валять, лепить снежную бабу. |
|
Д |
Снеговик. Снежник и снегурка, складенный из снега болван, подобие человека, снеговик, снегурка. |
|
|
Примеч. Слово "складенный" в этом смысле сейчас не употребляется: говорится "скатанный" из "катать, скатать снеговика (снежную бабу)". Насколько уместно было говорить «складенный» во времена В. Даля, нам неизвестно. |
|
|