Действие (состояние); мотивы, сюжеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Действие-образ, представление.

 

Растительная плоть (зелень, зелье) валится, падает.

 

(См. ОК2. Валит(ся), проваливается, падает).

 

 

(ОК20411) Осень (зима) валит, бросает, разбрасывает растительную природу (плоть).

 

Мифологические и сказочные мотивы.

Царевич-природа засыпает, умирает. Осень и зима, старшие братья разбрасывают косточки (растительную плоть, зелень, зелье) по полю.

См. ДК3. Бросают, разбрасывают, сыплют, сеют > тело, плоть, кости.

 

Осень, зима губят растительность, разбрасывают листья, стебли, растительный прах по земле.

 

 

 

 

Царевич засыпает. Старшие братья разрубают его на мелкие куски, разбрасывают по полю.

ск1

3/172

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

Царевич засыпает. Старшие братья убивают его, косточки разбрасывают по полю.

ск1

6/175

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

Старшие братья убивают младшего царевича, косточки разбрасывают по полю.

ск1

5/174

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

См. МК2. Осень (зима) валит, бросает, разбрасывает растительную природу (плоть).

 

Царь-девица - осень (зима); валит растительную природу (плоть).

 

 

 

 

Шел-шел Иван-царевич и видит — лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: «Коли есть тут жив человек — отзовися! Кто побил это войско великое?» Отозвался ему жив человек: «Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна».

ск1

12/159

[60]

Марья Моревна.

 

 

 

Федар Тугарин пашов странствавать. Ишов, ишов аж глядить: ляжить рать-сила пабитая. Ён и спрашивая: «А хто тутачка есть живый, скажи, хто пабив сюю рать?» Во абазвався адин голас и кажа: «Иди, папитай у другой рати». Ён пашов и убачив другую рать-силу пабитую, спрасив у той, хто яё пабив. Тут голас сказав, штоб ён ишов дальше и спрасив у третьей. Як дайшов ён да етай рати и спрасив, тут голас сказав яму, што усе три рати пабедила Анастасия Прекрасная.

ск1

13/160

[60]

Фёдор Тугарин и Анастасия Прекрасная.

 

 

 

Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...

...Вдруг шатер
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.

ск1

30

[82]

Сказка о золотом петушке.

 

(ОС20421) Зима-птица валит, бросает растительную плоть.

 

Птица-зима бросает в пучину (в котёл, в нижний мир) цветы - растительную природу (плоть).

 

зг2

65

Д

Стоит столб: на столбу цвет, под цветами котел, над цветами орел: цветы срывает, в котел бросает, цветов не убывает, в котле не прибывает {зима, лето, растительная природа}.

 

 

 

См. Птица > ненастье, зима.

 

Мифологические и сказочные мотивы.

См. МС3. Птица-зима поглощает, съедает (растительную) плоть.

 

(ОК27412) Осень валит хлеба, урожай.

 

Связи: чело "семя, зерно", "зелье, хлеб", "человек"; царина "зелье, злак", "зерно, хлеб"; царанин "человек, крестьянин, ратай".

 

зг2

98

Д

На поле ногайском, на рубеже татарском, лежат люди побиты, у них головы обриты (снопы).

зг2

97

Д

Под дубком-дубком, под карандышком-дубком, лежат люди побиты, у них гузки побриты (снопы).

зг2

99

Д

Шел я мимо поповского, видел дело таковское: лежат мужики убитые, брюха распоротые (снопы во время молотьбы).

 

 

 

См. Хлеб, снопы, колосья > бьют, побивают, режут; Урожай, плодородие > персть, прах, костьё, косьё.

 

Мифологические и сказочные мотивы.

Царь-девица - осень; валит хлеба, урожай.

 

 

 

 

Шел-шел Иван-царевич и видит — лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: «Коли есть тут жив человек — отзовися! Кто побил это войско великое?» Отозвался ему жив человек: «Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна».

ск1

12/159

[60]

Марья Моревна.

 

 

 

Федар Тугарин пашов странствавать. Ишов, ишов аж глядить: ляжить рать-сила пабитая. Ён и спрашивая: «А хто тутачка есть живый, скажи, хто пабив сюю рать?» Во абазвався адин голас и кажа: «Иди, папитай у другой рати». Ён пашов и убачив другую рать-силу пабитую, спрасив у той, хто яё пабив. Тут голас сказав, штоб ён ишов дальше и спрасив у третьей. Як дайшов ён да етай рати и спрасив, тут голас сказав яму, што усе три рати пабедила Анастасия Прекрасная.

ск1

13/160

[60]

Фёдор Тугарин и Анастасия Прекрасная.

 

 

 

Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит…

…Вдруг шатер
Распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.

ск1

30

[82]

Сказка о золотом петушке.

 

См. МК2. Осень валит на землю хлеба.

 

(ОК27413) Хлеб валится, падает; его валят, разбрасывают.

 

Хлеб осенью бьют, побивают, режут, съедают; костьё (отходы, полову, мелкие зёрна) разбрасывают по полю.

См. Хлеб, снопы, колосья > бьют, побивают, режут.

Хлеб, семя, зерно весной валят в землю, сеют, сыплют, засыпают, хоронят.

 

Мифологические и сказочные мотивы.

Царевич-хлеб валится, его валят, режут, разрубают на куски; разбрасывают по полю.

 

 

 

 

Старшие братья разрубают царевича на мелкие куски, разбрасывают по полю.

ск1

3/172

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

Царевич-хлеб (зерно, семя) валится, падает в подполье, в подземелье.

 

 

 

 

Старшие царевичи сбрасывают Ивана-царевича в пропасть.

ск1

1

[70]

Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

Старшие царевичи сбрасывают младшего царевича в яму, в пропасть.

ск1

2, 4, 8

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

 

 

Старшие царевичи оставляют Ивана-царевича в яме.

ск1

7/176

[60]

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде.

 

См. МК2. Зерно (семя), хлеб валится, проваливается, падает.

МК2. Растительная природа (зелень, зелье, хлеб) засыпает, умирает, пробуждается и оживает.