Образы: явления, предметы, атрибуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Громовая стрела.

 

 

(аа) Стрела (громовая) - гром и молния.

 

Связи: стрела, молния, гром; удар молнии, грома.

 

 

 

 

Громовая стрела. Гром, молния.

пгв

2028

[64]

Громовая стрела. Арх., Печор., Помор., Прикам. Молния, разряд молнии. АОС 10, 78; СРНГП 2, 322; ЖРКП, 36; СГПО, 611; МФС, 97.

 

 

Д

Громовая стрела. Удар молнии.

 

 

В исконной речи понятия гром, громовая стрела, стрела объединяют признаки сущностей грома и молнии. См. справочные сведения: гроза, гром, молния.

С представлением стрела связаны различные атрибуты сказочных образов грома и его воплощений: перун, копьё, рогатина, трезубец, меч, молот(ок), топор, дубина, палица, посох, (железный) прут и др.

Связи: стрела, острие, остряк, орудие, оружие бьющее (колющее, рубящее), режущее, разящее (поражающее, смертоносное, убивающее); (бревно) таран, баран, баба, сокол, лом; колотушка, дубин(к)а, палица, кий, молот(ок), бита, биток, било; копье, пика, коса; клин, колун; острога, рогатина; шпилька, спица, шило, игла, лезвие; острый осколок (часть, частица чего-л.), щепка, лучина, скалка; (острый, заострённый наконечник) камень, кремень, топор и т.п.

 

(ба) Громовая стрела - камень, кость, кусок металла (железа).

 

Связи: стрела, камень (острый, заострённый), кремень; топор.

 

кремушек

 

[64]

Камень, по народному поверью, принимаемый за громовую стрелу, поражающую дьявола. Смол., 1890.

 

 

Д

Громовая стрела, пальчатая сосулька, образующаяся в песках от удара молнии и сварки песка.

 

 

Д

Громовая стрела, чертов палец, окаменелость белемнит

 

До освоения технологии плавки металлов люди использовали в качестве орудий любые куски камня, кости, железа (в первую очередь - метеоритного происхождения) и стекловидных тел, пригодные для тех или иных работ. Соответственно, эти куски различались и именовались по их существенным признакам, связанным со способом использования. Основными из этих признаков были прочность, твёрдость, наличие или возможность получения режущей (колющей) кромки.

Кроме того, некоторые из используемых "камней" были, в определённом смысле, порождены громом небесным и молнией (огнём). Непосредственное отношение к понятию громовая стрела имеют метеориты (их падение сопровождается взрывом, огненной вспышкой) и связанные с ними импактиты, а также фульгуриты, образующиеся в результате удара молнии. Известное сходство с импактитами и фульгуритами имеют такие стекловидные тела, как тектиты и обсидиан (именование родственно обсечень, камень, кристалл, гранник; обшиб(ень), осколок, обломок).

Исходное родство понятий, обозначающих гром, огонь, камень, кость и железо (металл) сохранилось и в дальнейшем, когда человек научился плавить металлы.

 

 

 

 

 

 

Стрела (громовая) - остриё, наконечник, резец, лезвие, нож, топор; используемый в качестве режущего, колющего, рубящего орудия кусок металла, железа, (оплавленного) камня, стекловидного сплава.

пгв

2029

стрела

 

[64]

Громовая стрела. Печор., Яросл. Небольшая трубочка, продолговатая окаменелость, получившаяся из сплавившихся от удара молнии песчинок. СРНГП 2, 322; ЯОС 3, 109.

 

 

стрела

 

Д

Громовая стрела, пальчатая сосулька, образующаяся в песках от удара молнии и сварки песка.

 

 

стрела

 

Д

Громовая стрела, чертов палец, окаменелость белемнит

 

 

чёртов палец

 

Д

Чёртов палец. {Громовая стрела.} Скипевшийся, сплавленный, в виде пальцев, ударом молнии песок.

 

 

палец

 

Д

{Громовая стрела.} Песчаный сплав, от удара грозы.

 

Древние люди переносили на предметы, связанные (семантически - на основании лексических связей) с сущностями высшего порядка, часть исключительных свойств этих сущностей. Предметные символы служили средством сообщения с высшими силами, от которых во многом зависели жизнь, здоровье и благополучие людей. Поэтому с громовыми стрелами связаны многие предания и суеверия, в которых, впрочем, нет ничего мистического. Когда практическая ценность громовых и прочих особых камней исчезла, они превратились в обереги - как своеобразная страховка от беды. Суеверия, бытовые предрассудки, наивное колдовство и т.п. в народных обычаях присутствовали искони, а мистика и связанные с нею ритуалы - это продукт кастовых (и) религиозных спекулятивных построений, искажающих исходный смысл исконных традиций и, в конечном итоге, нацеленных на их уничтожение.

См. ниже дополнительные сведения о громовых стрелах и связанных с ними обычаях.

 

В ряду камней, именуемых громовыми стрелами, упоминается и "чёртов палец" - белемнит. В этом случае если и существует связь с громом, молнией, то она весьма опосредованная и обусловлена некими внешними признаками белемнитов и лексическими ассоциациями, когда громовой стрелой именуются стекловидные сплавы, образующиеся в результате удара молнии, и окаменелости - белемниты.

Говоря о белемнитах, нужно учитывать ещё один мотив, не занимающий существенное (хотя и имеющий своё) место в дискурсе народов исконной цивилизации, однако получивший развитие в некоторых сообществах поздней формации - связанный с представлением палица, палец (палес) = фаллос, составляющим наряду с другими ассоциативами половой сферы один из основных мотивов симоидного дегенеративного дискурса.

 

См. Камень > стрела (громовая).

 

(бб) Громовая стрела - щепка.

 

Связи: стрела, щепка, осколок (острый), лучина, скалка;

щепица, остриё, остряк, стрела, колючка.

 

пгв

2030

стрела

 

[64]

Громовая стрела. Щепка от разбитого грозой дерева. СФС, 57.

 

С представлениями о громовой стреле тесно связан обыденный (сказочный) образ расщеплённого молнией дерева.

Связи: стрела, стрелка, рассучье, рассоха, разветвление, развилье, раздвоение, расщеп; место расхождения (схождения) чего-л. (отраслей, водных потоков и т.п.);

рассоха, дерево (разветвленное; с раздвоенным стволом; расщепленное молнией); рассучье, разветвление, расщеп, стрел(к)а.

 

 

(ДС) Громовая стрела. Дополнительные сведения.

 

ДС1. Сведения.

 

[45]. Громовая стрела, стрела - в народной традиции название камнеобразного либо стекловидного сплава продолговатой и округлой формы, образовавшегося от удара молнии в песчаную почву, иногда — доисто­рического орудия в виде топора или остатков раковин вымерших морских моллюсков в виде стрелки, пальца и т. п. Стрела, белемнит ис­пользуется как охранительное средство от грома, колдовства, порчи. Русское свидетель­ство о Г. с. — "стрелкы и топоры громнии нечестивая и богомерзкая вещь" - дано в «Новгородской кормчей» 1280 г. (Срезн.3:568).

У русских (арханг., новгор., саратов., тамбов.) громовая стрела, вят. громовка, саратов. громовик, у украинцев и белорусов стріла, стрела, у сербов и хорватов стрела (strijelа), стрелица (strjeliса), босн. стрели­ца од грома, у болгар стрела, божа стре­ла, у македонцев стрелка, у словенцев strelа, у поляков strzalа, strzalkа, мазур., серадз., куяв. strzalkа piorunova, у чехов hromový каmеn, hromový klin; ср. полес. громовая куля.

В ряде славянских языков, напр. в болг. диалектах, отличаются гърмотевица "гром", светкавица "молния" и трескавица "удар грома", что отражается в проклятии: «Да те грьмне, да те светне, да те тресне!» (бургас). В украинских и бе­лорусских говорах, как и в ряде польских, перун, ріоrип означает "удар грома" наряду с громом (гром, грім, grzmol) и молнией (маланка, {блискавиця} blyskawica) и т. п. Поэтому в поль­ских говорах Г. с. называется катеп, катуszек ріоruпоwу (ріоrunskі, ріоrunowу), катуszek z ріоrunа, киlа рiorunowa, киlа od рiorunа, а также рrаlek piогипоwу, ргęсік od ріоrипа, но и рrаlek bоzу (Мазуры).

В белорусских, ук­раинских и западнопольских говорах изредка Г. с. (белемнит) называют перун (ріоrип) или гром (grот). Так же и в.-серб. (морав.) — гром. У вост. славян и частично на северо-востоке Польши известно название палец (раlес, раlиszек) с разными эпитетами: чертов палец (рус, бел., укр., пол.), 6ожый пальчик (полес), bоzу раlиszек (пол.), шутов палец (рус. сарат.), шутовой палец (астрах.), мязинец (укр. черниг.). Другие названия Г. с: с.-х. далматин. катеп swetogРаvlа, полес. дикий камень и скала.

Г. с. употребляется часто как охранительное средство от грома и грозы. «Чертов палец» держали на чердаке, чтобы обезопасить избу от беса и не подвер­гать во время грозы опасности пожара (рус). В Чехии при грозе Г. с. клали в лоханке на подоконник для защиты от грома или в амба­ре и в поле. У болгар (Видинский окр.), сер­бов (в Далмации и Герцеговине) Г. с. сохра­няли у очага для защиты от грома (молнии) всего дома. По той же причине в Польше "(Серадзское воев.) хозяйка дома клала Г. с в дежу с хлебом под порог нового дома. Зака­пывание Г. с под порог было известно и в Че­хии как защита от грома, колдовства и сгла­за. С такой же целью Г. с применяли в Герцеговине, центр. Сербии (Левач, Тсмнич) и многих других славянских зонах. В Сербии (Шумадия) Г. с. использовали для лучшей закваски молока, в народной вете­ринарии и в магии, предохраняющей от бо­лезней крупный рогатый скот (ср. туча — молоко — говяда).  В Польше и Белоруссии считали, что Г. с. приносит счастье, что она необходима в народной медицине (от зубной боли, от ожога, от обморожения), в Болга­рии использовали Г. с для лечения детей от эпилепсии, в России порошком от Г. с при­сыпали раны (Саратовская губ.) и лечили другие недуги.

В Чехии Г. с. хранили и переда­вали в семье по наследству.

Рыбопро­мышленники Русского Севера полагали, что улов будет неудачен, если на судне есть у ко­го-нибудь белемнит, которого рыба боится (арханг.).

Почти у всех славян было распространено поверье, что при ударе грома Г. с. уходит в землю и остается там несколько лет, а затем постепенно выходит наружу. Так, македонцы окрестностей Скопье полагали, что Г. с. после удара грома проникает в землю на 40 м, а по­том в течение 40 лет поднимается на поверх­ность. Но в той же зоне, в с. Шишово, опре­деляли срок 40 дней. Через те же 40 дней, по представлениям сербов из зоны Лесковаца, может появиться Г. с. («гром»), если ее 40 дней до восхода солнца поливать вином. Этот «гром» зашивали в одежду мужчинам, уходя­щим на войну, и детям, боящимся грома. В сев. Польше, в зоне Млавы, верили, что Г. с выходит из земли через 15 лет, а в Далмации, в Буковице, думали, что Г. с. скрывается в почве 9 лет. В Полесье (с. Ковнятин Брест­ской обл.) определяли срок выхода Г. с из земли 7—8 лет.

 

ДС2. Мифоэтнография.

 

[45] В Чехии в XIX в. был известен трудно исполнимый ритуал, предохранявший от кол­довства и порчи. В первую весеннюю грозу следовало найти семь черных громовых кам­ней (hromovych катепuv) — шесть маленьких (из них один с белым пояском) и один боль­шой продолговатый - и положить их на «гро­мовую землю» (hromovu hinu), т. е. землю, взятую на том месте, куда ударила молния, — кат Воzі роsеl иhodil [куда Божий посланец попал], насыпанную до середины необлитого горшка так, чтобы большой камень был в центре, а маленькие ~ вокруг него, затем за­сыпать все той же «громовой землей». Затем горшок закрывали тоже необлитой крышкой и закапывали под порогом дома. Все это делалось тайно, чтобы никто не видел, ина­че «все окажется бесполезным».

Варианты: находили вместо Г. с. кругляк (голыш) и забрасывали его тайком на дерево (обычно грушу); там он оставался не меньше года, и лишь в Страстную пятницу его снимали с дерева, но не голой рукой, а обернутой в белый платок, и заворачивали в красную су­конную или простую тряпицу, когда же тря­пица пачкалась, ее заменяли другой, но обя­зательно в Страстную пятницу, иначе голыш терял свою силу (лужиц.). Или в первую грозу находили продолговатый голыш, брали его рукой, завернутой в платок, и забрасы­вали через голову на дерево, после грозы снимали камень, но тоже не голой рукой (Бабице).

В с-зап. Сербии (Ядар) и Черногории (Морача) Г. с употребляется для добыва­ния «живого огня» и исполнения ритуала очищения скота огнем.

По мифологическим воззрениям мусуль­ман Боснии (Власеница), Г. с. происходит из плевка ангела, который преследовал дья­вола во время грозы.

 

ДС3. Находки скарабеев.

 

[62] Громовая стрела и сбрызгивание. Сбрызгивание принадлежит к важному роду лечения знахарей. Наши  простолюдины {все сто миллионов человек?}так в него верят, что, по их понятию, сбрызгиванием можно исцелить самый опасный недуг. Чтобы получить этот дар, поселяне прибегают к знахарям с просьбою: передать им наговоры над водою. Откровенность знахарей приобретается хлебом, овсом, домашними животными. Передача наговоров сопровождается смешными обрядами. Приведем их здесь.

Поселянин, желающий получить право от знахаря на сбрызгивание, должен три вечера париться в бане, три дня говеть, три дня ходить по улице с открытою головою, а последние три дня посещать знахаря. В пустой избе знахарь ставит мису с водою, по углам кладет соль. Поселянин, пришедши к нему за передачею, должен лизать языком раскладенные по углам соль, золу, уголь и при каждом глотке прихлебывать из мисы воду. В это время знахарь читает про себя наговоры. На третий день вручается поселянину громовая стрела и передаются словесно наговоры. Вот один из наговоров:

«Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в мисе для такого-то дела. Ты, соль, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги; кто съест мою соль, от того откачнутся все болести; кто полижет мою золу, от того отбегут лихие болести; кто сотрет зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками».

Поселянин, наученный сбрызгиванию, принимается лечить все болезни. Когда старушка придет к нему с просьбою пособить от недуга ее внучке, он прежде всего торгуется, потом берет кнут, как принадлежность знахаря, и идет в дом больной. При входе его все встают с почтением, сажают его в передний угол, и начинается угощение. Молчаливость на вопросы, закаченные глаза под лоб, махание кнутом, голова, подпертая локтем,— суть верные ручательства в его звании. В полном разгуле, он просит показать больную, и какая бы то ни была с нею болезнь, решает одним названием: недуг. Это слово понятно поселянам. Требует в ковш воды, читает про себя наговоры, потом сбрызгивает больную, и тем оканчивается все дело. Уходя, он дает приказание на пороге, прислонясь к притолке, пить остальную воду по зарям.

Болезни, лечимые знахарями, суть следующие: лихоманки—лихорадки, лихия болести — судорги, родимец, колотье, потрясиха — ревматизм тельный, зазноба молодеческая, тоска наносная, ушибиха — падучая болезнь, черная немочь, узороки, призороки. Все эти болезни именуются у знахарей, как выше сказано; одним именем: недуг.

 

ДС4. Спекуляции на тему.

 

[50] Лаума (Лауме) в восточнобалтийской мифологии первоначально богиня родов и земли; позже — злой дух, ведьма, летающая по небу.

По ночам Лаума душит спящих, вызывает кошмары; подменивает родителям детей, прячет конец нити у прях и т.п. В Лауме можно видеть трансформированный образ жены громовержца Перкунаса, наказанной мужем за измену и низвергнутой на землю [для сравнения: литовское laumes papas, laumes pirstas (spenys), «громовая стрела», белемнит — в народных верованиях оружие громовержца].

{Дословно: papas "грудь; (пупочка) сосок"; pirstas "(перст) палец"; spenys "(шпень, торчок) сосок"; лаума, лауме (лат. лайма) связано с лейма, ливмя "(о дожде, ливне) потоком, струёй". Соответственно, лайма, лаума, лауме - "та, которая несёт дождь, ливень", т.е. речь идёт о грозовой туче (облаке) и её сказочном женском воплощении - облачной деве. Можно Лауме называть девой, богиней плодородия, духом, ведьмой и т.п. - даже женой Перкунаса, которая позаимствовала у мужа его палец. Однако нельзя всех лауме и все мифологические мотивы, связанные с облаками (грозовыми тучами) смешивать в одну кучу, Подобное смешение свойственно самым примитивным спекуляциям.}

По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия.

См. Лучи солнца > косы, пряди, волосы, борода.

Главным оружием Перуна были камни (польск. kamien piorunowy, название белемнита) и стрелы (др.-рус. о стрълъ громнъе. и - «о громовой стреле», польск. strzala piorunowa, «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - «богомерзкие вещи»).