Образы: явления, предметы, атрибуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

Баба (яга) - тёмная, нечистая сила.

 

См. В.с.с. – нечистая (опасная, тёмная) сила (существо).

 

В народных сказаниях баба-яга - не всегда отрицательный персонаж. Положительный образ бабы-яги ассоциируется с облачными девами (женами) - пряхами (см. Баба (яга) > пряха, ткачиха, швея); также связан с бытовыми представлениями о бабе-знахарке (ведунье), целительнице, лекарке, повитухе.

Баба-яга как представитель тёмной, нечистой силы, в различных сказаниях сохраняет те или иные черты сверхъестественного чудовища - существа, олицетворяющего зло, злого духа

Атрибуты образа бабы-яги:

а) избушка (на курьих ножках). См. Бабина избушка > небо, небеса, белый свет.

б) печь. См. Баба > печь.

в) метла. См. Баба > метла.

 

{аа} Баба (яга) > мифическое страшилище; страшная, злая, коварная старуха.

 

См. Бабай > мифическое чудовище, страшилище.

 

 

Баба - то же, что бабай: огромное, чёрное, страшное, шуршащее, шумящее существо.

[32]

Баба-великанка (Лихо) — огромная, страшная одноглазая баба.

 

Один глаз страшной бабы-великанки (ночного неба) - месяц.

 

См. Баба, (страшная) старуха, ведьма > ночь, ночное небо; Глаза > светила.

[24]

Баба-верьяба. Мифическое существо в образе злой старухи; баба-яга. Арх: Пин. В лес пойдёшь дак бабу-верьябу бойся (Пин, Окатово).

[24]

Бабка-ляга. То же, что баба-верьяба; баба-яга. Влг: Бел. Говорит мамка: «Бабке-ляге отдам!» — а кака там бабка-ляга?! (Бел, Кема).

[24]

Бабка-ягабка. То же, что баба-верьяба; баба-яга. Влг: В-Важ. Маленьких пугали — имя Ягабова скажут или ругались иногда: «Баба-яга это, бабка-ягабка, белая баба», — под вид этого (В-Важ, Коровино).

[24]

Бабушка-ягабова. То же, что баба-яга. Арх: Вель. Ой, ребята, зашалеете — бабушка-ягабова придёт! (Вель, Шунема).

Д

Баба-яга или яга-баба, сказочное страшилище.

[65]

Баба-яга. Страшная старуха, живущая в лесах. Ст.+Валх.

[65]

Баба-яга. Злая женщина, которой пугают детей. Пест.+Под., Ст., Хв.

[64]

Яга-Боба. Баба-Яга. Костром.

[54]

з.укр. Баба скалазуба "баба-яга".

[45]

укр. Залізна баба "злой дух, которым пугают детей"

Д

Баба-яга. В значении пугала для детей.

Д

Ягишна. Баба злая, бранчливая

[7]

серб. баба руга "мифическое существо, которым пугают детей"

[7]

чеш. babak "страшилище, пожирающее детей"

[7]

серб. бабице, мн. "злые духи, преследующие маленьких детей"

[27]

Ночница, бабица, крикса, плачка. Это ночной зловредный дух, не дающий спать новорожденным... Чтобы уберечь деток, матери не должны качать пустую колыбель, или оставлять на дворе после захода солнца пеленки, или купать младенца в простоявшей ночь воде.

 

Примеч. Простые житейские нормы, выработанные в процессе становления естественной культуры быта: не оставлять на ночь бельё на дворе; не купать ребёнка в несвежей воде; не играть с вещами, для этого не предназначенными (для детей - нормальным взрослым это в голову не придёт). Привязка к мифическим персонажам - это одна из форм обоснования целесообразности запрета. Далеко не все люди осознают системную рациональность дедовских традиций и обычаев, но они неуклонно следуют им, в том числе - и благодаря суевериям. Любое народное предание имеет мораль и целевую направленность, реальную основу и житейскую целесообразность. При этом миф лишь сопровождает осознанную деятельность людей исконной цивилизации, но впрямую не управляет ею.

[32]

Ночницы, криксы. Это неопределенного вида существа. Иногда представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей.

 

 

Д

Баба-бабариха, в сказках.

 

У Пушкина "сватья баба-бабариха". 

 

{аб} Баба > мифическое существо; дух (злой), нечистая сила.

 

[45]

Баба-рюха "женский мифический персонаж, связанный с прядением и ткачеством".

[45]

Баба-рога "лешачиха".

[45]

Баба-ляга, то же, что баба-рюха.

[45]

Баба-середа, то же, что баба-рюха.

Д

Баба-яга, яга-баба, яга, ягая, ягавая, ягишна, ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.

[72]

Баба в белом. Баба выходит во всём белом. Выходит, по горе походит-походит, упеть уйдёт... Хозяйка ходит въявь, значит, здесь никто жить не будет, ходит и выживат нас отсюда.

[72]

Баба белая. Вот эта баба бела на Кичейском бору была. Она выходила один раз тяте нашему. Тятя ехал. Конь остановился. Он вылез. - Тебе чё надо,- спрашиват. - А мне, - гыт, - ничё не надо, только похорони меня. А это, говорит, была убитая женска. Её убили и бросили. Никто не похоронил её. Вот и выходила она.

[27]

Белая баба. Носительница болезни; дух судьбы; образ смерти. Перед кончиной умирающий иногда видел смерть в образе женщины, одетой в белое. Странница в белом — вестница судьбы; со свечкой в руках она внезапно появляется перед путниками и предсказывает будущее.

[64]

Белая баба. «По суеверным представлениям — водяной дух». Русалка [со знаком вопроса]. Кадн. Волог., Иваницкий, 1890.

[45]

Белая баба "водяной демон".

 

Примеч. В традиции русских народных преданий отсутствует мифический персонаж, именуемый "демон".

[24]

Бабушка лесова. Мифическое существо, обитающее, по поверью, в лесу. Арх: Мез. Бабушка-лесова гостинцы послала — ребятишкам скажут (Мез, Лампожня).

[45]

лешая баба "лешачиха"

[45]

бабуля "полевой дух"

[45]

укр. Баба-шаровоня "мифическое существо" (в заговорах).

[45]

укр. житна баба "полевой дух"

[45]

польск. żitniа baba "полевой дух"

[45]

кашуб. ržana baba или ržanіха "дух хлебного поля в виде старой бабы"

[45]

польск. lesna baba, borowa baba "лесная женщина, которой пугают детей"

[24]

Бабушка-соседушка. Мифический персонаж — женская ипостась домового. Арх: Уст. И дедушко-соседушко, и ба­бушка-соседушка — им обоим почёт одинаковый, их вместе звать за собой надо (Уст, Илатово).

[32]

Ночки, нички, женские мифические существа, которые в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели. Тождественны марухам.

 

Примеч. Ночки, как и прочие домовые существа (в т.ч. кошки) обязательно куда-нибудь задевают куделю или запутают пряжу, брошенную неряхой-хозяйкой.

 

См. Баба, (страшная) старуха, ведьма > ночь, ночное небо.

[45]

бабка запечелъница, банная бабушка "существа, обитающие за печью, в бане"

 

см. Баба > печь.

[45]

в.-луж. zlota baba "дух, покровительствующий роженицам и младенцам"

[45]

укр. дика баба "прелестное женское существо, соблазняющее молодых мужей"

[45]

словен. pehira baba "мифическая злая или приветливая старуха"

 

 

{ав} Баба > знахарка, ворожея, колдунья; оборотень, ведьма.

 

Связи: баба, бабка, бабушка, баушка, знахарка, повитуха, повивальная бабка, приемница; ворожея, колдунья.

 

[64]

Баба-белоголовка. По народному поверью — злая колдунья (в причитаниях, молитвах, заговорах). Спаси, господи, меня, раба божия Ивана, от ведуна, от ведуницы, от колдунъи.., и от бабы-белоголовки. Онеж. Арх., 1885.

[32]

Баба-яга костяная нога (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья.

[65]

Баба-яга. Колдунья. В деревне говорят, что баба-яга долго не умирает, пока не передаст своё колдовство другой. Вол. + Ват., Бор., Мош., Ок., Под,. Ст., Хв.

[65]

Баба-яга. Ведьма в образе старухи. Валд. +Бор., Лгоб., Под., Хв.

[65]

Баба-яга. Старшая над всеми ведьмами. Валд. + Кр., Люб., Хв.

 

{ба} Баба (яга) > немочь, болезнь, лихорадка.

 

 

 

Яга - одно из имён Лихорадки

[32]

Лихорадка (лиходейка, лихоманка, манья, кума, добруха, тетка, подруга, дитюха, трясця-не-всипуха, трясавица, трясея, тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, грозница, Ледея, ледиха, озноба, знобея, забуха, студенка, подрожье, зимния, гнетея, гнетница, гнетуха, гнетучка, грынуша, грудница, глухея, глохня, ломея, ломеня, ломовая, костоломка, пухнея, пухлея, пухлая, дутиха, отекная, желтея, желтуха, желтуница, коркуша, корчея, скорчея, глядея, огнеястра, Невея, нава, навье, плясавица, сухота, сухея, зевота, яга, сонная, бледная, легкая, вешняя, листопадная, водяная, синяя, горячка, подтынница, навозница, веретенница, болотница, веснянка-подосенница) — привидение в виде злой и безобразной девы: чахлой, заморенной, чувствующей всегдашний голод, иногда даже слепой и безрукой.

[27]

Лихорадки в своих названиях описывают те муки которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия: 1) Трясея (Трясавица) - от глагола "трясти". 2) Огнея, или Огненная: "Коего человека поймаю, (говорит она о себе), тот разгорится, {как} пламень в печи", — то есть она производит внутренний жар. 3) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): {как} лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться. 4) Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита производит рвоту. 5) Грудица - ложится на груди, Я сердца, и причиняет хрипоту и харканье. 6) Глухея — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет. 7) Ломея, или Костоломка: "{Как} сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину". 8) Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль). 9) Желтея — эта желтит человека, "{как} цвет в поле". 10) Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит. 11) Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя). 12) Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти.

 

 

{ва} Баба (яга) - персонаж спекулятивного, дегенеративного дискурса в мифоэтнологии.

 

Д

Баба-яга. Большуха над ведьмами, подручница сатаны; Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает; она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое - верх бесчиния.

[32]

Баба-яга костяная нога (Язя)изначально прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою и заметая след помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею. Баба-яга пожирает человеческое мясо. Народная фантазия представляет ее злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костяная, она — слепа, она — старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она — антагонист героя сказки, воительница и похитительница, но сказка знает и образ дарительницы и помощника героя.

[28]

Баба-яга (слав.) — старая ведьма, живущая в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирательница людей. Вокруг избушки — забор из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Одна нога у Б.-я. костяная, глаза плохо видят. Б.-я. летает на ступе с помощью метлы. В детских сказках она похищает или подбирает потерявшихся детей и пытается изжарить их в печи, посадив на лопату. В волшебных сказках Б.-я. нередко помогает герою после того, как он сделает ей доброе дело.

[32]

Баба-великанка (Лихо) — олицетворение Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).

[27]

Яга баба. Злая, старая и мощная колдунья или волшебни­ца; вид у нее страшный. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете. Дом ее — избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка — врата в мертвое царство. Древние наши богатыри всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи — все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

[27]

Золотая баба. Древняя богиня тишины и покоя, домашнего благополучия. Повитухи, повивальные бабки, помогающие молодушкам разрешиться от бремени, почитали ее своей покровительницей» да и всякая женщина не пренебрегала ее советом. Храм Золотой Бабы находился, по преданиям, в стране Обдорской, при устье реки Обито. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Жители тех мест называли ребятишек ее внуками.

[32]

Златая мать (Баба) — богиня тишины и покоя. Представляется в виде женщины с младенцем на руках, который почитался ее внуком (этот внук — Святовит), отчего и получила имя Бабы. Это богиня-пророчица.

[27]

Белая баба. Чтобы белая баба не вошла в дом и не причинила несчастья, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

[32]

Лихорадка, яга. Лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер; они обитают в мрачных подземельях ада. Одна из них — старшая — повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской род: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Второго января Мороз или Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по теплым избам и нападают на «виноватых». Поверье это условливается теми простудами и ознобами, которые так обыкновенны в холодную пору зимы.

Чтобы избавиться от лихорадки можно носить на себе змеиного выползка (змееныша, выползшего из норы), не снимая его ни на ночь, ни в бане. «И они чахлые и заморенные — Коровья смерть да Веснянка-Подосенница с сорока сестрами пробегают по селу, старухой в белом саване, кличут на голос. Много они натворили бед — съешь их волк!— то под тыном прикинется Подтынница, то на дворе пристигнет — Навозница, то соскочет с веретена да заскочит в пряху — Веретенница, то выскочит с болотной кочки — Болотница: им бы портить скотину, вынимать румянец из белого лица, вкладывать стрелы в спину, крючить на руках пальцы, трясьмя трясти тело» (А.М. Ремизов. «Сказки»).

[27]

Ночница, бабица, крикса, плачка. Обращаясь в летучих мышей, гусениц, птиц, а иногда в длинноволосых женщин в черном одеянии, ночницы бьют, щиплют детей, дают им пососать грудь, а молоко-то - отравленное.

... Если ночница привязалась, надо непременно окуривать избу травою "полуночником", а на каждое окно в избе посадить несколько кукол.

[32]

Ночницы, криксы — ночные демоны. Нападают в основном на новорожденных детей, до крещения. Это неопределенного вида существа. Иногда представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей. «Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пеленок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде» (С.М. Толстая).