Имена, номинативные категории предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

1ВГ30c

Сказочный, мифологический образ.

 

 

 

 

 

 

< Назад  <>  Далее >

 

 

 

 

 

 

хруша

др.-русск.

[171]

"{бог, божество} божество Египтянъ Аписъ (смѣшеніе словъ άπιον и άπις): — Апии есте, рекше хроуша, богъ (въ Греч. Аπις εστίν ήγουν θεός). Георг. Ам. (Увар.) л. 41".

 

Харишчандра

др. инд.

[29]

"Харишчандра, в древнеиндийской мифологии царь Солнечной династии, известный добродетелью и щедростью. Впервые упомянут в «Айтарейя-брахмане» (VII 13) в мифе о Шунахшепе. Согласно «Маркандейя-пуране» (VII 80), X. отдал мудрецу Вишеамитре по его просьбе все свои богатства и земли. Не удовлетворившись этим, Вишвамитра потребовал, чтобы X. продал в рабство самого себя, жену и сына и отдал ему вырученные деньги. X. выполнил и это требование; он попал в услужение к чандале (человеку из низшей касты) и был послан им на кладбище красть саваны. На кладбище X. встретил свою жену, пришедшую хоронить их умершего сына, и оба они решили сжечь себя на погребальном костре. Однако осуществлению этого решения помешали боги: они явились все вместе на кладбище и объяснили X., что всё случившееся с ним было задумано как испытание его благочестия (при этом чандалой, хозяином X., был не кто иной, как Дхарма). Боги предложили в награду X. рай Индры, но X. согласился войти в рай лишь после того, как вместе с ним были взяты на небо его родичи, друзья и подданные".

 

Харихара

индуист.

[29]

"Харихара, в индуистской мифологии божество, объединяющее в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Упоминается впервые в пуранах. Согласно одному преданию, Лакшми и Дурга спорили, чей муж более велик, и Вишну, чтобы доказать, что они равны, вошёл в тело Шивы, соединившись с ним. По другой версии, Шива упросил Вишну превратиться в прекрасную женщину и воспылал к ней страстью. Вишну пустился в бегство и принял свой обычный облик, но Шива, нагнав его, так крепко обнял, что тела их слились, в результате появилось божество X. На изображениях X. одна (левая) половина тела - белая и обладает прочими признаками Шивы (спутанные волосы, змеи, шкура тигра и т. д.), другая (правая) половина - тёмно-синяя или чёрная и также обладает прочими атрибутами Вишну (корона на голове, в руках - раковина и т. д.) ".

 

Хрисофемиса

др.гр.

[30]

"Хрисофемиса — дочь царя Микен Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ореста, Ифигении, Лаодики и Электры".

 

Хрисофемида

др.гр.

[28]

"Хрисофемида (греч.) — дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ифигении, Электры и Ореста".

 

Христос

греч.

[28]

см. Иисус Христос,

 

Хара суорун

якут

[29]

"Хара суорун («чёрный непреклонный», «чёрный ворон»), в якутской мифологии дух - покровитель ряда якутских родов, предок девяти шаманских родов, сын Улу тойона. Согласно мифам, младший сын X. с. был вороном, поэтому его нельзя было убивать. Однако если ворон очень досаждал охотнику, то он мог убить его, вложив потом в клюв ворона кусочек шкурки зайца или горностая, что являлось подтверждением вины ворона, когда охотник являлся к X. с. с жалобой на обидчика. Увидев в клюве ворона кусочек шкурки, X. с. прощал охотнику убийство его сына".

 

Хрисаор

др.гр.

[30]

"Хрисаор — сын горгоны Медузы и Посейдона, появившийся на свет вместе с Пегасом, когда Персей отрубил голову Медузе. От него и нимфы Каллирои породился трехголовый великан Герион, известный тем, что ему принадлежали красные коровы, которых отвоевал у него Геракл".

 

Хрисаор

др.гр.

[28]

"Хрисаор (греч.) — «златомеч» — сын Посейдона и горгоны Медузы. Вместе с волшебным конем Пегасом появился из крови Медузы, убитой Персеем. Океанида Каллироя и X. — родители трехголового великана Гериона".

 

Хрисипп

др.гр.

[28]

"Хрисипп (греч.) — сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был убит сводными братьями, сыновьями второй жены отца Гшподамии —Атреем и Фиестом, которых подговорила мать, опасавшаяся, что X. как старший сын станет единственным наследником отца. За убийство X. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста. По другому мифу, X. похитил и надругался над ним Лай, а опозоренный юноша покончил с собой. За это Гера, хранительница нравственной чистоты, наслала на владения Лая Сфинкс и определила, что Лая убьет его сын".

 

Хрисеида

др.гр.

[30]

"Хрисеида — дочь Хриса. Была пленена Агамемноном, но после мести Аполлона была возвращена отцу".

 

Хърс

др.- русск.

[171]

Хърсъ = хъросъ = хръсъ = хорсъ — названіе одного изъ боговъ древнихъ Славянъ: — Постави (Владимиръ) кумиръі на холму внѣ двора теремнаго: Перуна... и Хърса, Дажьбога и Стрибога. Пов. вр. л. 6488 г. Поганьскыя богы, паче же и бѣсы, Перуна, и Хъроса, и ины многы попра. Іак. Нам. Влад. (Сбор. 1414 г. л. 6). Трояна, Хърса, Велеса, Пероуна на бъі обратиша, бѣсомъ злымъ вѣроваша. Хожд. Боюр. Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Сл. плк. Июр. И ннѣ по оукраніамь моляся... прокляты болвано Перуноу, Хорсоу, Мокши, виламь. Сбор. XVI в. (В.). Мняще богы многы, Пероуна и Хорса, Дыя и Трояна. Сл. и откр. св. апост. XVI в. (В.).

 

Хъросъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

 

Хръсъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

 

Хрьсь

др.-сербск.

Ф

см. Хорс

 

Хорсъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

 

Хорс

 

[35]

Хорс - в славянско-русской мифологии одно из названий бога солнца.

 

Хорс

др.- русск.

[29]

"Хорс, др.-рус. Хърсъ, древнерусское божество т. н. Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол X. стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения". См. полный текст.

 

Хорс

др.- русск.

[32]

"Хорс (Корша, Корс, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Не слу­чайно в «Слове о полку Игореве» Хоре упомина­ется именно в связи с югом, с Тмутараканью. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «ве­ликому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Предполагают, что южный город Корсунь также получил название от этого слова (изначально Хорсунь). Хорсу посвя­щены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т.д.) — дни летнего и зимнего солнцестояния в июне (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо — солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали Коляду, Ярилу и пр.). Некоторые источники ут­верждают, что этот бог был славянским эскула­пом, другие — подобен Бахусу. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Хорс связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава".

 

Хорс

 

Ф

божество солнца, др.-русск. Хърсъ (Пов. врем. лет под 980 г., СПИ и др.; см. Срезн. III, 1425 и сл.), др.-сербск. Хрьсь в качестве собств. (см. Соболевский, РФВ 16, 187; Мат. и исследов. 251; "Slavia", 7, 175 и сл.; Брюкнер, KZ 50, 197; AfslPh 40, 10). || Распространенное толкование из ир. (ср. авест. см. образ, ср.-перс. xvaršêt, нов.-перс. xuršēt "сияющее солнце") не лишено фонетических трудностей, хотя при этом и ссылаются на осет. s из др.-ир. š; см. Вс. Миллер, Взгляд на Слово о полку Игореве 83; Корш, Сб. Сумцову 53; Горяев, ЭС 400 и сл. Об ир. словах см. Бартоломэ 1848; Хюбшман, Pers. Stud. 57. Следует отклонить объяснение из первонач. "солнечная птица" или "божественная птица" и произведение из нов.-перс. xurōs "петух" (др.-ир. *xraos-, ср.-перс. xrōs "петух"), вопреки Погодину (ЖСт. 18, 1, 106), точно так же, как толкование из греч. Χρυσός, Χρύσης — имя собств.; ср. Ягич, AfslPh 37, 503. [См. еще Якобсон, IJSLP, 1/2, 1959, стр. 275. — Т.]

 

Хрис

др.гр.

[30]

"Хрис — жрец Аполлона в городе Хрисе, отец Хрисеиды, плененной Агамемноном. Агамемнон отверг просьбы старца, умолявшего его вернуть ему дочь, но после гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона был вынужден вернуть Хрисеиду отцу. После чего Агамемнон отнял у Ахилла его пленницу Брисеиду, тот разгневался (сюжет “Илиады” Гомера) ".

 

Хрис

др.гр.

[28]

"Хрис (греч.) — 1. Жрец храма Аполлона. Его дочь Хрисеида во время осады Трои была захвачена ахейцами и досталась Агамемнону. Когда Агамемнон отказался вернуть ее отцу, X. взмолился к Аполлону, и бог наслал на греческое войско моровую язву. Чтобы прекратить болезнь, Агамемнону пришлось вернуть пленницу X. 2. Сын Агамемнона и Хрисеиды".

 

Horsa

 

[196]

см. Хорст

 

Хорст

 

[190]

«У ряда индоевропейских народов в мифах на брак с солнцем или дочерью солнца претендуют всадники, братья-близнецы, дети бога. У индоариев это Ашвины (букв. «конские»), дети Дьяуса, у литовцев — «божьи сыновья». Дочь Солнца сменила само Солнце, вероятно, тогда, когда «солнце» сменило пол. У греков сохранился миф о Диоскурах (букв. «божьих юношах», «юношах Зевса» — они его сыновья, юные воины с конями). По-видимому, и Диоскуры, и Ашвины мыслились вначале в конском облике. В честь германских божественных близнецов Хорста и Хенгиста устанавливали коньки на крыше (Кузьмина 1977). У славян напоминанием о таких мифических близнецах служат только коньки на крышах и трехчастная композиция в вышивках — сам миф не сохранился даже в сказке».

 

Хорст

 

[196]

"Деревянные коньки на крыше — замена черепов жертвенных коней. Подобные коньки украшают жилище многих индоевропейских народов. В России, особенно на севере, этот обычай сохраняется до сего дня; еще недавно коньки венчали жилища балтийских славян и балтов. В Англии на крыше помещались два конька, которые назывались Horsa и Hengist — лошадиными именами двух мифических царей-близнецов".

 

хрьстосъ

др.-русск.

[171]

"хрьстосъ (род. пад. хрьстоса и хрьста) — помазанникъ (греч. χριστός); Христосъ, наименование Спасителя".

 

хрьстосъ

др.-русск.

[171]

"{лжепророк} лжехристосъ: — Въстанугь бо лъжии хрьсти и лъжии пророци (ψευδόχριστοι). Μθ. XXIV. 24. Остр. ев".

 

христосъ

др.-русск.

[171]

"христосъ (род. христоса и христа) — помазанникъ (Греч, χριστός): — Не прикасаитеся хрстѣхъ моих (τών χριστών μου, въ нов. помазаннымъ моимъ). Псалт. Сим. д. 1280 г. пе. СІѴ. 15".

 

Христосъ

др.-русск.

[171]

"наименованіе Спасителя: Въ Христосѣ. Ѳеоф. толк, ев. Мѳ. ХѴІв. л. 4.(Оп. II. 1. 138). Христосъ ражається славить, Христосъ съ небесе сърящеть, Христосъ на земли възнесеться. Ирм. ок. 12501".

 

христосъ

др.-русск.

[171]

"{лжепророк} лжехристъ: — Мнози хрстоси. Ѳеоф. толк. ев. Мѳ. XVI в. (Оп. И. 1. 138). Мнози христи по писанію, инад оученіа и заповѣди прѣдающе. Кир. Тур. О черн. чин. (Сухомл. 92)".

 

Христос

 

[22]

Христос, собственно значит "помазанник" (от χρίω) и представляет собою греческий перевод еврейского maschîach, в греческой транскрипции Μεσσίας. В Ветхом Завете это обозначение (в полной форме maschîah Jehowā = "помазанник Иеговы") многократно прилагается к царям израильским, как поставленным Иеговой и получившим от Него силы на прохождение своего служения; Исайя (гл. 45,1) применяет его к Киру. Но уже в Ветхом Завете оно применяется также и к будущему, Богом обетованному Мессии (напр. псал. 2,2), и в еврейской литературе позднейшего времени (приблизительно с III в. до Р. Хр.) оно преимущественно стало обозначать Обетованного Мессию, царя и Избавителя. Не вдаваясь в разбор вопроса, какого Мессию предвозвещали пророки в Ветхом Завете, можно констатировать, что в эпоху около Р. Хр. евреи ожидали видеть в Мессии национального вождя, избавителя от власти римлян, праведного, непобедимого и вечного царя из дома и града Давидова [В соответствие напряженным и извращенным мессианским ожиданиям в эпоху борьбы еврейства с Римом являлось много лжемессий — политических агитаторов на религиозной подкладке. О явлении лжехристов и лжепророков предупреждал своих учеников сам Спаситель. Крупнейшим из них был Бар-Кохба, при императоре Адриане поднявший страшное восстание, в котором погибло более полумиллиона евреев и навряд ли менее римских верноподданных. Надо, впрочем, заметить, что подобные агитаторы выступали, по-видимому, чаще как предшественники вот-вот грядущего Мессии.] (см. Христианство, § 1). Первым, сколько мы знаем, лицом, прямо возвестившим о Себе как об обетованном Мессии-Христе, был Божественный Основатель величайшей по своей нравственной высоте и своему историческому значению религии — христианской, Иисус Хр. из Назарета Галилейского. Что Он и был истинный Мессия, признано всем христианским миром, а также в известном смысле и магометанами [В Коране X. семь раз назван ал-Масих = Мессия. Авторитетнейшие мусульманские комментаторы производят этот эпитет или от корня "касаюсь, глажу, провожу рукою", или "помазываю". В первом случае он означает, что "прикосновение руки Иисуса исцеляло болезни", во втором — что "Он был помазан Гавриилом в пророки". Мухаммед признает Христа высшим из пророков до Мухаммеда и принимает Его рождение от Девы и нетление Его тела, чем Иисус становится даже выше самого Мухаммеда.].

 

Христос

 

[67]

"Иису́с Христо́с или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей. Христо́с — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Машиах). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу. «Иисус Христос» означает «помазанник Иисус»".

 

хариты

др.гр.

[29]

"Хариты, в греческой мифологии - благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греч., «милость», «доброта»). X.- дочери Зевса и океаниды Эвриномы (вариант: Гелиоса и Эглы, Paus. IX 35, 5), прекрасные видом. Их имена: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»). Талия («цветущая») (Нез. Theog. 907-911). Имена X., их происхождение и число в вариантах мифов различны. Гомер знает одну X., супругу Гефеста (Нот. II. XVIII 382-392) или некую младшую из X.- Пасифею, обещанную Герой в жёны богу сна (XIV 267-269). Известны имена двух X.- Клета («желанная») и Фаенна («сияющая»), а также одна X.- Пейто («убеждение»). Иногда X. совмещают с гбрами, именуя их - Ауксо («приумножающая»), Карпо («плодоносящая»), Талло («цветение»), Гегемона («руководительница») (Paus. IX 35, 1-2). В мифах о X. заметна их связь с вегетативными силами природы и упорядочением человеческой жизни, трудовой и художественной деятельностью. X. близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх X., а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение, как и в Афинах перед входом в акрополь (Paus. IX 35, 3). X. соответствуют римские грации".

 

Хариты

др.гр.

[30]

"Хариты — три богини красоты и изящества (Аглая, Евфросина, Пазифея? либо Талия?). Также к ним относили Пейто, богиню искусства убеждения. Им соответствуют римские грации".

 

Хариты

др.гр.

[28]

"Хариты (греч.) — «милые» —- богини красоты, радости и юности, дочери Зевса и Эвриномы (вариант: Гелиоса и Эглы). Имена и количество X. различны, по наиболее распространенной версии их три — Эвфросина («благомыслящая»), Аглая («сияющая») и Талия («цветущая»). X. сопровождают Аполлона, Гермеса, Афродиту, Диониса и других богов. X. изображали в виде прекрасных девушек, одетых в длинные хитоны, а также в виде прекрасных обнаженных девушек. X. соответствуют римские грации".

 

Харут

мусульм.

[29]

"Харут и Марут, в мусульманской мифологии ангелы (малайка), согрешившие на земле. В Коране говорится: «... они оба не обучали никого, пока не говорили: "Мы - искушение, не будь же неверным". И те научились от них, чем разлучать мужа от жены,- но они не вредили этим никому иначе, как с дозволения аллаха» (2:96). Мусульманское предание, развивая коранический сюжет, рассказывает, что ангелы на небе порицали греховные поступки людей и утверждали, что сами они никогда бы не поддались искушениям. Двое из них - X. и М. были посланы аллахом на землю для испытания, не выдержали земных соблазнов и согрешили, не устояв перед прекрасной женщиной. Лишённые крыльев (т. е. возможности вернуться на небо), X. и М. подвергаются мучительному наказанию в подземной темнице в Вавилоне. Поскольку, согласно преданию, X. и М. обучали людей колдовству, имена их стали у мусульман символами волшебства и колдовства и широко употреблялись в магической практике".

 

Харикло

др.гр.

[30]

"Харикло — — 1) океанида (или дочь Аполлона), жена кентавра Хирона. Мать пророчицы Окироэ. 2) Нимфа, мать прорицателя Тиресия. Любимица Афины".

 

Хуракан

киче

[29]

"Хуракан («одноногий»), в мифах киче одно из главных божеств, творец и повелитель мира, податель дочерей и сыновей, владыка грозы, ветра и ураганов. В образе X. у киче слились старые представления майя о богах ветра и грозы вместе с образом древнего божества Тескатлипоки. Имел три ипостаси: Какулха-Х., Чипи-Какулха, Раша-Какулха, все связанные с молниями. Наиболее распространённые его эпитеты: «сердце неба», «сердце земли» ".

 

Харги

эвенк.

[29]

"Харги, в мифах эвенков дух - хозяин нижнего мира, старший брат Сэвэки, соперничавший с ним в актах творения. X. создал вредных для человека животных и кровососущих насекомых, испортил вылепленные братом фигурки людей: соблазнив караульщика фигурок пищей (или тёплой одеждой) и получив доступ к фигуркам, он плюнул (дунул, разбил) на изваяния, из-за чего люди стали болеть и умирать. Уйдя после ссоры с Сэвэки в нижний мир, X. продолжает посылать на землю своих помощников - злых духов, которые мешают людям охотиться, приносят болезни и др. У некоторых групп эвенков X. называли также духов - помощников шаманов, имевших зоо-антропоморфный облик и сопровождавших его во время путешествий в нижний мир".

 

Хронос

 

[67]

"Хронос (др.-греч. Χρόνος, «время») — божество в древнегреческой мифологии и теокосмогонии. Действует в орфической теогонии, порождает Эфир, Хаос и Эреб. У орфиков Нестареющий Хронос именуется также Гераклом и Драконом-Змеем. Упомянут в орфическом гимне к Мусею. Отец Хор. По Ферекиду Сирскому, Хронос — одно из трёх первоначал, создал из своего семени огонь, пневму и воду. По одному из описаний, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже всё происходило во времени, так как пространство ещё только зарождалось. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Позднее отождествлялся с Кроносом на основании созвучия имён".

 

Хираньякша

индуист.

[28]

"Хираньякша (индуист.) — «имеющий золотой глаз» — могущественный асура, сын Кашьяпы и Дити, брат-близнец Хираньякашйпу. Желая показать богам свою силу, X. стащил землю на дно Мирового океана (вариант: земля сама погрузилась в океан, не выдержав тяжести живых существ). Боги обратились за помощью к Вишну, тот воплотился в вепря и поднял землю вверх на своих клыках, а пытавшегося помешать ему X. убил после тысячелетней битвы".

 

Хираньякашипу

индуист.

[28]

"Хираньякашипу (индуист.) — «имеющий золотую одежду» — царь асуров, сын Кашьяпы и Дити, брат-близнец Хираньякши. В дар от Брахмы X. получил свойство, по которому его нельзя было убить ни человеку, ни животному, ни оружием, ни голыми руками, ни днем, ни ночью, ни в жилище, ни вне жилища. Благодаря этому X. захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился во дворце Индры на небе. Однажды в сумерках X. стоял на пороге своего дворца возле колонны и спорил со своим сыном Прахладой, ревностным почитателем Вишну. Он стал утверждать, что Вишну не вездесущ, потому что его нет в этой колонне, и презрительно ударил по колонне мечом. В тот же миг из нее вышел Вишну в образе нарасинхи (получеловека-полульва) и растерзал его когтями".

 

Хрунгнир

сканд.

[28]

"Хрунгнир (сканд.) — «шумный» — великан с каменными головой и сердцем, обладатель глиняного прислужника, великана Мёк-куркальви. Выиграл у Одина состязания в конной скачке и стал угрожать, что убьет богов и уведет с собой богинь Фрейю и Сив. Погиб в поединке с Тором".

 

Ахеронт

др.гр.

[30]

Ахеронт (Ахерон) — река в подземном царстве, в которую впадают Пирифлегетон и Коцит.

 

Ахерон

др.гр.

[28]

"Ахерон, Ахеронт (греч.) — заболоченная, медленно текущая река в Аиде, через которую Харон перевозит души умерших".

 

Харон

др.гр.

[29]

"Харон, в греческой мифологии перевозчик мёртвых в аиде. Изображался мрачным старцем в рубище; X. перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле (Verg. Aen. VI 295-330). Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили X. перевезти их в аид (VI 385-397). Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти (VI 201 - 211). Показав X. золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея (VI 403-416) ".

 

Харон

др.гр.

[28]

"Харон (греч.) — сын Эреба и Никты, перевозчик в царстве мертвых, переправляющий души умерших на челноке через реки подземного царства. Считалось, что X. берет плату за перевоз, поэтому умершему клали в рот мелкую монету (обол)".

 

Хирон

др.гр.

[30]

"Хирон — мудрый кентавр, сын Кроноса и нимфы (океаниды?) Филиры, которую Кронос, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу (либо сам Кронос, встречаясь с Филирой, часто принимал облик коня). Супруг океаниды либо дочери Аполлона Харикло. Отец пророчицы Окироэ. Был воспитателем Геракла, Тесея, Ясона, Ахилла, братьев Диоскуров и других героев. Жил он на Пелионе, но был изгнан оттуда лапифами и поселился на мысе Мелея, где его случайно ранил Геракл. Наконечник стрелы, которой был ранен Хирон, был пропитан ядом лернейской гидры и причинял страшные мучения, но умереть Хирон не мог, так как был бессмертным. Однако страдания его были столь велики, что Зевс согласился на просьбу Хирона избавить его от бессмертия, взамен чего Зевс обещал освободить Прометея".

 

Хирон

др.гр.

[28]

"Хирон (греч.) — кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры. X. родился полуконем-получеловеком, так как Кронос во время спаривания с Филирой принял вид коня и в этом виде был застигнут своей супругой Реей. В отличие от остальных кентавров, детей Иксиона, буйных и враждебных человеку, X. справедлив, мудр, благожелателен к людям. X. обучался у Аполлона и Артемиды врачеванию, музыке, гимнастике, искусству охоты и прорицаниям. Впоследствии он стал наставником многих героев, среди которых были Асклепий, Ахилл, Ясон, Геракл, Диоскуры, Амфиарай. Супругой X. была дочь Аполлона Харикло, сохранявшая облик женщины. ДочьХ. Эндеида стала матерью Лелея и бабкой Ахилла. После изгнания кентавров лапифами с горы Пелион X. переселился в Лаконию, где был случайно ранен отравленной стрелой Геракла во время схватки героя с кентаврами. X. был бессмертен и не мог умереть от яда, но рана причиняла ему такие мучения, что он отказался от бессмертия в пользу Прометея. После смерти X. был вознесен на небо и превращен в созвездие Стрельца (подругой версии, это созвездие названо в честь кентавра Фолоса) ".

 

Хорон

семит.

[29]

"Хорон, в западносемитской мифологии бог. В угаритских мифах предстаёт как защитник царской власти (так, Карату призывает на своего взбунтовавшегося сына Иацциба гнев X., выступающего в паре с Астартой) и изображается в виде коршуна. Согласно египетским источникам, отражающим палестинско-ханаанейские представления, X., очевидно, является божеством подземного мира. Почитание X. глубоко укоренилось в ханаанейской среде; поклонение этому богу было засвидетельствовано в палестинском городе Иамния ещё в эпоху эллинизма (ср. сохранившееся название местности Хауран по имени X.) ".

 

Харун

мусульм.

[29]

"Харун, в мусульманской мифологии младший брат и помощник Мусы, посланный ему аллахом (Коран 20:30-34; 25:37). Соответствует библейскому Аарону. Согласно Корану, X. был красноречивее Мусы (28:34-35). Он руководил израильтянами, пока Муса был на горе Синай (7:138), но не сумел удержать их от поклонения тельцу (7:149; 20:92-95). Послекоранические предания особо подчёркивают любовь израильтян к X., которые после его исчезновения обвинили Мусу в смерти брата. Святилище на вершине горы около Петры (Иордания), называемое могилой X., является объектом паломничества мусульман. Прозвище X.- Абул-Фарадж («отец утешения»)".

 

Хурмаст

бурят.

[29]

см. Хормуста

 

Хормуста

бурят.

[29]

"Хормуста, Хормуста-тенгри, Хормуста-хан, Хурмаст, Хан Хюрмас (Тюрмас, Хирмус, Хирмас, Хёрмос)-тенгpи (бурят.), Курбусту (тувинск.), Уч Курбустан, Кубустан-аакай (алт.), Хормусда (маньчж.), в мифах монгольских народов верховное небесное божество. Восходит к согдийскому Хурмазта (см. в ст. Мазда), который при принятии согдийцами буддизма был отождествлён с Шакрой (Индра), возглавляющим сонм 33 небесных богов. Хурмазта (Хурмузта) был воспринят средневековыми уйгурами-буддистами и затем (не позднее 15 в.) - монголами". См. полный текст.

 

Хормуста-хан

бурят.

[29]

см. Хормуста.

 

Хормуста-тенгри

бурят.

[29]

см. Хормуста.

 

Хирмус-тенгри

бурят.

[29]

см. Хормуста

 

Хирмас-тенгри

бурят.

[29]

см. Хормуста

 

Хормусда

маньчж.

[29]

см. Хормуста

 

Хормос

бурят.

[29]

см. Хормуста

 

Хурмазта

согд.

[29]

см. Хормуста

 

Хурмузта

согд.

[29]

см. Хормуста

 

Ахурамазда

др. перс.

[28]

"Ахурамазда, Агурамазда, Ормазд (авест.) — «господь премудрый» — верховный бог зороастрийского пантеона. Считается творцом всех вещей, принадлежащих к царству добра, и ведет постоянную борьбу с Ангро-Майнью, творцом всего дурного. Его называют «познанием и мудростью, всевидящим», он есть «совершенная святость, высшая благодетельность, непобедимый защитник и хранитель», творящий мир усилием мысли. Духовная сущность А. состоит прежде всего в совершенном познании, в правильном различении добра и зла. Он покровительствует благочестивым людям и охраняет природу через своих добрых духов, руководит семью Амеша Спента, исполняющими его волю. Представлялся в виде царя с тиарой, с кольцом и скипетром, нередко с птичьими крыльями и хвостом".

 

Ахурамазда

др. перс.

[29]

"Ахурамазда, Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд (пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента). Буквальное значение - «господь мудрый» ". См. полный текст.

 

Ахура Мазда

др. перс.

[29]

То же, что Ахурамазда.

 

Хермод

сканд.

[28]

"Хермод (сканд.) — «мужественный» — бог из асов, сын Одина и брат Бальдра. Скачет на коне Слейпнире в царство мертвых хель, пытаясь вернуть оттуда убитого брата".

 

Ахриман

иран

[28]

"Ангро-Майнью, Ариман, Ахриман (авест.) — в иранской мифологии верховный повелитель сил зла, тьмы и смерти, противник Ахурамазды. Согласно легенде они были близнецами, но один из них выбрал путь добра, а другой — путь зла. Каждому благому делу Ахурамазды А.-М. противопоставил свое дурное: злодейства, черное-колдовство, болота и топи, скалы и пустыни, зиму, болезни, смерть, ядовитых пресмыкающихся и насекомых и т. п. Обычно А.-М. действует не сам, а через своих слуг дэвов, причем каждое дурное дело и каждый порок вызывается определенным дэвом".

 

Хоривица

 

Ф

Название горы под Киевом, др.-русск. Хоревица (Лаврентьевск. летоп.), Хорива (Шахматов, Нов. врем. лет 9). Согласно Соболевскому (ИОРЯС 26, 41), из ир. Тождественно др.-перс. Haraiva- — название горной местности. В таком случае др.-русск. собств. имя Хоривъ (Лаврентьевск. летоп.) вторично отвлечено от местн. н., подобно тому как название Хоривица производили от библейского Хорив, греч. Χωρήβ — гора закона, в Синае, др.-русск. Хоривъ (Варсонофий 18 и сл., Трифон Коробейн., Пам. стар. лит. 3, 50). [Ср. еще известную легенду о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева и открытую Марром близость последней к легенде у арм. историка Зиновия Глака о братьях по имени Kuaŕ и Xoŕean и городе Kuaŕi в стране Paluni; см. Якобсон, IJSLP, I/2, 1959, стр. 275. — Т.] {Ср. ещё фонетические варианты: хора, hора, ђора «гора»}.

 

Хоревица

 

Ф

см. Хоривица

 

Хорива

 

Ф

см. Хоривица

 

Хорив

 

[189]

"Хорив (сухой, пустой, разоренный) (Исх.3:1 , Исх.17:6 , Исх.33:6 , Втор.1:2 ,6, 3Цар.8:9 и др.) - гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине горящей и несгораемой (Исх. 3 и 4); здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы (Исх.17:6 ); здесь из среды огня Господь изрекал Закон Израилю. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем, почему в св. Писании часто смешивается с горой Синаем. Так о законодательстве Божием чрез Моисея и обстоятельствах при этом бывших, говорится, что это происходило на Синае (Исх.19:11 ,18,20,23, Исх.24:16 , Лев.7:38 , Лев.26:46 , Чис.3:1 , Втор.23:2 , Деян.7:38 ,40); в других местах говорится, что то было на Хориве (Втор.4:10 ,15, Втор.5:2 , 3Цар.8:9 , 2Пар.5:10 ). Разница эта объясняется тем, что под именем Хорива разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем - только одна гора из этой группы".

 

Хорив

 

[51]

"Хорив, по преданиям, один из князей племенного объединения полян; см. Кий, Щек и Хорив".

 

Хорив

 

[67]

"Хорив - родной брат Кия , Щека и Лыбеды, основателей Киева. Как говорит предание, он поселился на горе у Киева, которая по его имени и названа Хоривицей. Щербатов уверял, будто бы Х. основал город Хоривицу, или Вышегород, но такого города не существовало{вышегород – верхний город, главная часть города, центральное городское укрепление; крепость, обычно расположенная на горе; под именем Вышегород (Вышеградъ, Вышегородъ) известно несколько городов на Большой Руси [171]}".

 

херувимы

библ.

[28]

"Херувимы (библ.) — ангелоподобные существа-стражи. X. был поставлен на охрану древа жизни после изгнания людей из рая. В храме Соломона X. призваны охранять содержимое ковчега — скрижали завета. Считается, что X. способны принимать разные обличья, в видениях их описывают в виде людей с чертами животных (льва, быка, орла). В каббале они занимают третье место в иерархии ангелов и находятся под руководством архангела Херувиила. По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита X. занимают второе место в первой триаде, наиболее близкой к богу".

 

harpia

польск.

[169]

"миф. гарпия"

 

Харибда

др.гр.

[28]

"Харибда (греч.) — мифическое чудовище, трижды в день поглощавшее и извергавшее воды узкого пролива, на другом берегу которого жила шестиглавая Сцилла. Считалось, что никто из мореплавателей не может проплыть между Сциллой и X. Этот пролив преодолели аргонавты с ломощью богини Фетиды. Одиссей проплыл между Сциллой и X., пожертвовав шестерых спутников Сцилле. Во второй раз во время кораблекрушения он спасся, повиснув на ветвях смоковницы перед зевом X. и дождавшись, когда X. извергнет мачту его разбитого корабля".

 

хурија

серб.

[158]

"гурия"

 

Хур

осет.

[29]

"Хур («солнце»), в осетинском нартском эпосе божество. Его дочь Ацырхус, жившая в пещерном семиярусном замке под охраной семьи уаигов, решила стать женой Сослана, после уплаты им огромного выкупа; по другому варианту. Сослан отбивает её у жениха. За оскорбление дочери X. посылает на Сослана колесо Балсага, от которого он гибнет. Батрадз также гибнет от X. По просьбе зэдов и дауагов, которым Батрадз устроил побоище, бог велит X. послать на землю за один день весь тот жар, который он должен отдать за целый год. X. выполнил просьбу бога, и от посланного им жара стальное тело Батрадза расплавилось".

 

Хур

арм.

[29]

см. Джур.

 

ахуры

иран.

[28]

"Ахуры (авест.) — в иранской мифологии божественные существа, борющиеся против сил зла и тьмы. Считались старшим поколением богов и противопоставлялись своим младшим братьям — злым дэвам (в др.-инд. мифологии, напротив, асуры (от которых произведено «ахуры») считались злыми божествами, а дэвы — благими) ".

 

ахуры

иран.

[29]

"Ахуры (авест.), в иранской мифологии (особенно в «Авесте») класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Представления об А. восходят к эпохе индоиранской общности (ср. ведийских асуров). Подобные им божества были известны в германо-скандинавской мифологии (осы). В архаической индоиранской традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям - дэвам, благим в древнеиндийской мифологии и злым в иранской. «Авеста» называет А. Ахурамазду, Митру и Апам-Напата, но численно этот класс когда-то был гораздо больше, что видно из «Гат» (30, 9). Преобразования функций и характеристик А. в индоиранских преданиях, по всей вероятности, связаны с размежеваниями между постепенно обособлявшимися индоариями и протоиранцами на рубеже 3-2-го тыс. до н.э. Поздневедийские мифы повествуют о победе дева над некогда могучими, но неразумными асурами. Иранские мифы относят решающую и чисто военную победу А. над дэвами, наоборот, в будущее, самое ближайшее («Гаты» и т. н. Антидэвовская надпись Ксеркса) или крайне удалённое, по истечении нескольких тысячелетий («Младшая Авеста») ".

 

Хара

индуист.

[28]

см. Шива

 

Хару

этруск.

[29]

"Хару, в этрусской мифологии демон царства мёртвых. Изображался в облике человека с молотком, иногда со свитком. В Риме во время гладиаторских игр в маске и с атрибутами X. выходил на арену палач, добивавший тяжело раненных гладиаторов".

 

ихор

др.гр.

[28]

"Ихор (греч.) — нетленная кровь богов".

 

Хлорис

др.гр.

[30]

см. Хлорида

 

Хлорида

др.гр.

[30]

"Хлорида (Хлорис) — 1) богиня цветов. У римлян — Флора. 2) супруга Нелея, мать Нестора".

 

холера

слав.

[32]

"Холера — существо, родственное с облачными девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Малороссии уверяют, что где она ни остановится переночевать — не останется там живых. В некоторых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны".

 

ἠέλιος

др. греч.

[38]

"солнце"

 

Ἠέλιος

др. греч.

[38]

см. λιος

 

Helios

лат.

[194]

"(греч.) Гелиос, бог солнца; солнце; Mela, Aug.".

 

Ахиллес

др.гр.

[28]

см. Ахилл

 

Хелидона

др.гр.

[30]

"Хелидона — дочь Пандарея, сестра Аэдоны, убившей по ошибке своего сына Итила. По одной из версий мифа, Аэдона совершила преступление вместе с Хелидоной, которую обесчестил Зет, и боги превратили Хелидону в ласточку, а Аэдону — в соловья".

 

хлевник

слав.

[32]

"Хлевник — дворовый дух, живущий в хлеву. Называется так по месту обитания. В хлеву он хозяйствует и проказит. Является также помощни­ком домового, как и другие дворовые духи: Сарайник, Банник, Овинник".

 

хлоптун

слав.

[32]

см. хапун

 

хала

болг.

[7]

"чудовище, которое, по народному верованию, производит вихорь, грозу"

 

хала

слав.

[32]

"Хала — у южных славян дракон или огром­ный змей (иногда многоголовый) длиной в пять-шесть шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в об­лаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иног­да приобретает облик орла. Обладает огромной силой и ненасытностью, предводительствует чер­ными тучами, градоносными облаками, приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фрукто­вые сады. Халы также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг друга ледяными пуля­ми, и тогда сверкает молния или бьет град. Ране­ная хала может упасть на землю, и тогда ее сле­дует отпаивать молоком из подойника или ведра. «Халы могут нападать на солнце и луну, зас­лонять их своими крыльями (тогда происхо­дят затмения) или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь кровью, краснеет, а когда побеждена Хала — блед­неет и сияет). Халы могут, чаще всего в ка­нун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь. Чело­век, захваченный таким вихрем, может сойти сума» (Н.И. Толстой). Халы иногда превраща­ются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек".

 

Ахилл

др.гр.

[28]

"Ахилл, Ахиллес (греч.) — герой Троянской войны, сын Пелея, царя мирмидонян во Фтии (Фессалия) и морской богини Фетиды, внук Эака. Чтобы сделать сына бессмертным, Фетида днем натирала его амброзией, а по ночам клала в огонь. Однажды Пелей увидел это, испугался за сына и выхватил его из пламени. Оскорбленная вмешательством мужа, Фетида покинула Пелея (в некоторых мифах говорится, что Фетида окунула младенца в воду Стикса, отчего тело А. стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую его держала мать)". См. полный текст.

 

Ахилл

др.гр.

[30]

"Ахилл (Ахиллес) — в “Илиаде” один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Сын Фетиды и Пелея, внук Эака. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Неуязвимости Ахилла способствовали и доспехи, выкованные Гефестом". См. полный текст.

 

Ахелой

др.гр.

[30]

"Ахелой — божество одноименной реки, сын Океана и Тефиды. Супруг Стеропы (или Мельпомены), матери Сирен. Считался отцом Сирен. Отец Пирены, нимфы Касталии. Отец нимфы Каллирои. Мог принимать любой облик; во время борьбы с Гераклом за руку Деяниры превратился в быка. Геракл сломал ему рог, впоследствии превращенный наядами в рог изобилия (по другой версии, Ахелой обменял свой рог на рог козы Амалфеи, ставший рогом изобилия). Изображения борьбы Ахелоя с Гераклом нередко встречаются в греческой вазописи чернофигурного стиля; маска Ахелоя в виде старца с открытым ртом, из которого льется вода, — частое украшение античных фонтанов".

 

Ахелой

др.гр.

[28]

"Ахелой (греч.) — бог одноименной реки, сын Океана и Тефиды, считавшийся отцом сирен. Сватался к Деянире, но та отказала ему и приняла предложение Геракла. Сражаясь из-за Деяниры с Гераклом, А. превратился в змею, а затем в быка. Геракл сломал ему рог, который наяды наполнили цветами и сделали рогом изобилия (вариант: побежденный А. в обмен на свой рог отдал Гераклу рог изобилия козы Амалфеи) ".

 

Ахалья

др.инд.

[28]

"Ахалья (др.-инд.) — супруга риши Гаутамы. По одному из мифов, однажды в отсутствие мужа к ней явился бог Индра в облике Гаутамы и соблазнил ее. Гаутама проклял их обоих, после чего Индра лишился своих тестикул, а А. на тысячу лет превратилась в камень. Боги вернули Индре мужскую силу, приставив к его телу тестикулы барана, а А. был возвращен прежний облик, когда до камня, которым она стала, дотронулся ногой Рама, странствовавший во время изгнания".

 

Хель

сканд.

[28]

"Хель (сканд.) — 1. Царство мертвых в подземном мире. Согласно легендам, X. помешается под одним из корней мирового ясеня Иггдрасиль. У его ворот течет река Гьёлль, которую охраняет дева Модгуд. В то же время X. помещается на севере, дорога туда ведет «на север и вниз». В X. отправляется Один узнать судьбу своего сына Бальдра, а Хермод, брат Бальдра, скачет туда на отцовском коне Слейпнире с просьбой отпустить брата на землю. В X. низвергают Локи за то, что он подстроил убийство Бальдра, а перед концом мира он выводит оттуда корабль мертвецов Нагльфар для битвы с асами. 2. Имя хозяйки этого царства — чудовищной свирепой женщины, порожденной Локи и великаншей Ангрбодой. X. наполовину — синяя, наполовину — цвета мяса".

 

Хшатра Вайрья

пехл.

[29]

см. Шахревар.

 

Иахсари

груз.

[29]

"Иахсари в мифологии горцев Восточной Грузии (Пшави, Хевсурети) божество из числа хвтисшвили (детей великого бога Гмерти {Мориге-гмерти}). В отличие от других хвтисшвили И. считался небесным посланцем, предстающим в виде столпа или креста. И. почитался как божество, борющееся со злыми силами - дэвами, каджами, чертями и др., защищая как местность, покровителем которой он является, так и всех людей, взывающих о помощи. По поверьям, И. изгоняет злых духов из душ душевнобольных и умерших от несчастного случая (поражение молнией, занос лавиной и т. д.). Благодаря этим функциям и в связи с миграцией населения культ И. получил широкое распространение также в Тушети, Мтиулети, Гудамакари, Эрцо-Тианети и других районах. С И. связывается победа над дэвами, которые притесняли жителей Пшави и Хевсурети, оскверняли их святилища, бесчестили женщин, убивали детей. Обеспокоенные этим, горцы обратились к своим божествам и попросили их помочь в сокрушении и изгнании дэвов. Собравшись на совет у врат Гмерти, хвтисшвили упросили великого бога покарать дэвов. Чтобы избрать предводителя, Гмерти испытал силу хвтисшвили. Победу в состязании одержали И. и Копала, которые и возглавили поход. Они разгромили войско дэвов, убили их богатырей - Музу и Бегелу. После разгрома дэвы превратились в невидимые существа и навсегда покинули принадлежавшие им земли".

 

хасонь

слав.

[32]

см. ясмень

 

Хо-син

кит.

[28]

"Хо-син (кит.) — «звезда огня» — один из духов огня, обожествленная планета Марс. Х.-с. обычно изображали в виде свирепого трехглазого человекоподобного существа с красным лицом и шестью руками, в каждой из которых он держит по оружию. На затылке Х.-с. помещено второе лицо, красивое и благодушное. Наличие у Х.-с. двух лиц объяснялось тем, что во время битвы он притворно свиреп, а в остальное время он — добрый дух. Его атрибуты — огненные колесо, лук и стрелы".

 

Хаос

др.гр.

[30]

аос — (греч. chaos), беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. Отец Никты и Эреба".

 

Хаос

др.гр.

[28]

"Хаос (греч.) — «зияние», «разверстая пустота» — пустое пространство, существовавшее до начала мира. Порождением X. были Гея, Эреб, Эрос, Тартар, Никта. У орфиков X. — порождение вечного времени (Хроноса). Под Х. орфики понимали бездну, в которой обитали Ночь и Туман. Сгустившийся Туман принял форму яйца, которое раскололось надвое, образовав Небо и Землю".

 

Хатхор

егип.

[28]

"Хатор, Хатхор (егип.) — «дом Гора», т. е. «небо» — богиня неба, дочь Ра, жена Гора Бехдетского (в Мемфисе — жена Птаха). Почиталась как небесная корова, родившая солнце, изображалась в виде женщины с рогами (иногда и с ушами) коровы, иногда в виде коровы. Ее деревья — финиковая пальма и сикомора. Почиталась также как богиня любви, веселья, музыки и танца. Сыном X. от Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи".

 

Хатор

егип.

[28]

см. Хатхор

 

Хутри

хуррит.

[29]

"Хутри и Шерри («утро», «восток» и «вечер», «запад»), в хурритской мифологии священные быки, спутники Тешуба. Разрушенные вражеские города объявлялись пастбищами X. и Ш. Шерри и Тилла везут колесницу Тешуба, отправляющегося на сражение с Улликумме. На наскальном рельефе из Язылыкая близ Богазкёя X. и Ш., ведомые за упряжь, изображены в островерхих шапках как антропоморфные боги".

 

хитник

др.рус.

[32]

см. чёрт

 

хитник

 

Д

Хитник м. (хищник?) твер. злой, нечистый дух.

 

Хтоний

др.гр.

[30]

"Хтоний — (греч. земной), в Др. Греции эпитет божеств подземного царства или связанных с ним (Аида, Гермеса, Диониса). Женская форма Хтония".

 

Хтоний

др.гр.

[28]

"Хтоний (греч.) — «земной» — 1. Один из воинов, выросших из посеянных Кадмом зубов дракона и уцелевших после жестокой битвы. Согласно мифу эти воины (спарты) стали родоначальниками знатных фиванских родов. 2. Одно из прозвищ богов подземного мира —Аида (Плутона), Гермеса-Психопомпа, провожавшего души в Тартар, и др.".

 

Хтония

др.гр.

[29]

"земляная", см. Деметра.

 

Хатиман

яп.

[28]

"Хатиман (яп.) — «множество флагов» — бог войны, покровитель воинов. Почитался как хранитель императорского дворца и покровитель императорского рода, впоследствии стал удзигами (родовым богом-покровителем) самураев из рода Минамото".

 

Хан Шаргай-нойон

бурят.

[29]

см. Шаргай-нойон

 

Хан-Харангуй

монг.

[29]

"Хан-Харангуй ("государь мрак", "наимрачнейший"), у монгольских народов эпический герой, осмысливаемый как грозное божество, как дух, покровительствующий эпической поэзии. По некоторым поверьям, эпос о Х.-Х. можно исполнять только при сальной свече, выпачканной сажей. Мрачность и гневность героя проявляются поминутно: он убивает посланника своей наречённой; не узнав в первую минуту своего брата, он собирается заколоть его копьём. Х.-Х. появился из растрескавшегося камня (мотив порождённости землёй), способен противостоять земле и бороться с небом (тенгри). Как правило, покровителями Х.-Х. выступают буддийские божества (бурханы Махакала, Авалокитешвара. Тара), а все враждебные ему силы связаны с небом (тенгри): небесные силачи, драконы-громовержцы, демоны. Враждебностью героя духам грозы мотивируется возможность исполнения эпоса зимой (а не летом), когда лу спят. Хтоничностью Х.-Х. обусловлена солярно-ураническая семантика образов солнцеподобной невесты Х.-Х. и её родни. «Небесным», «сыном неба» или даже «сыном Хормусты* называется соперник Х.-Х.- Эрхим-Хара. С хтоничностью Х.-Х. согласуется и его роль как духа-хозяина (государя) эпической поэзии (источником и местом первоначального нахождения героических повествований, согласно ряду представлений, является нижний мир). Иногда Х.-Х. считается братом Эрхий-мергена".

 

Хан-Хирмас

 

[29]

см. Хормуста

 

Хан-Тюрмас

 

[29]

см. Хормуста

 

Хекет

егип.

[28]

"Хекет (егип.) — богиня плодородия, помогающая роженицам. Считалось, что она участвовала в сотворении людей. Ее священное животное — лягушка. X. изображали в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове".

 

худой

слав.

[32]

"Худой — злой бес".

 

Хэй-ди

кит.

[28]

"Хэй-ди (кит.) — «черный государь» — один из пяти небесных государей, владыка севера, управитель стихии воды. По некоторым источникам, бог планеты воды — Меркурия".

 

Эхидна

 

[28]

см. Ехидна.

 

Ехидна

др.гр.

[28]

"Ехидна, Эхидна (греч.) — чудовищный демон, полуженщина-полузмея, дочь Тартара и Геи (вариант: Форкия и Кето), жена Тифона. Э. скрывается в пещере под землей, она одновременно и прекрасна и ужасна. От Тифона и Гериона Э. произвела на свет чудовищ: псов Орфа и Кербера, Лернейскую гидру, Химеру, Сфинкс. От своего сына ОрфаЭ. родила Немеыского льва".

 

Хёд

сканд.

[28]

"Хёд (сканд.) — «боец» — слепой бог из асов, стрелой из прутика омелы нечаянно убивший бога Бальдра. Его убил Бали, отомстивший за гибель Бальдра. После Рагнарёка X. оживает в обновленном мире и примиряется с Бальдром".

 

Хонсу

егип.

[28]

"Хонсу (егип.) — «проходящий» — бог луны, сын Амона и Мут. Считался также богом времени и счета времени. Изображался в виде юноши с серпом и диском луны на голове, иногда — мальчиком с пальцем у рта и «локоном молодости», который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия".

 

Хёнир

сканд.

[28]

"Хёнир (сканд.) — бог из асов, попавший в заложники к ванам после войны асов и ванов. Вместе с Одином и Локи участвовал в оживлении древесных прообразов первых людей — Аска и Эмблы. После Рагнарёка X. остается жить в обновленном мире".

 

Хенгист

 

[190]

см. Хорст

 

Hengist

 

[196]

см. Хорст

 

Ханыним

кор.

[29]

"Ханыним (от ханыль, «небо», и ним - суффикс вежливости), Синмен («всевышний»), Сандже («всевышний владыка»), Чхондже («владыка неба»), Чхонван («небесный государь»), Чхонсин («небесный дух»), Санчхон («верховный небесный владыка»), Окхван сандже («нефритовый верховный владыка»), в корейской мифологии высшее божество, приносящее счастье человеку, влияющее на его душевное состояние. Обителью X. считалась звезда Тхэыльсон (кит. Тай-и). Корейцы издревле верили, что урожай зависит от капризов X. Обряд жертвоприношения небу совершали племена пуё (ёнго), когурёсцы (тонмэн), племена йе (мучхон). У южнокорейских племён хан жрец, ведавший дарами духу неба, назывался Чхонгуном («небесным князем»). В период Коре (10-14 вв.) X. был возведён алтарь в Кёнсоне (Сеул), при династии Ли (15 в.) - алтарь Вондан в селении Содонни на р. Ханган. В шаманских мифах X. именуется Чхонним («повелитель неба»), а в религиозной секте чхондогё - Хануллим. Корейцы, исповедующие христианство, переносят имя X. на Иисуса Христа".

 

Хануман

индуист.

[28]

"Хануман (индуист.) — «имеющий (разбитую) челюсть» — божественный вождь обезьян, сын бога ветра Ваш и обезьяны Анджаны. X. способен летать по воздуху, менять свой размер и облик, обладает огромной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. По одной из легенд, X. сразу же после рождения схватил солнце, приняв его за нечто съедобное. Индра защитил солнце, поразив X. в челюсть своим перуном. В «Рамаяне» X. является одним из главных героев, верным другом Рамы и Ситы. Разыскивая Ситу, X. одним прыжком перелетел на Ланку, убил там чудовищ Сурасу и Симхику, сразился с полчищами ракшасов и поджег город. Затем он вернулся к Раме и вместе с ним принял участие в походе на Ланку. После победы Рама наградил его даром вечной молодости. В «Махабхарате» X. встречается с пандавами во время их изгнания и сообщает Бхиме, что они братья по отцу. Затем он рассказывает Бхиме учение о четырех югах и обязанности четырех варн".

 

Хнум

егип.

[28]

"Хнум (егип.) — бог плодородия, сын Нуна, отец Анукет. Его женами считались богини Менхит, Сатис, Нейт, Небтуш. Его изображали в виде барана или человека с головой барана. X. считался подателем воды, хранителем истоков Нила, создателем человека, которого он вылепил из глины на гончарном круге, и его духовного двойника — ба. Поскольку слова «баран» и «душа» звучат на египетском языке одинаково («ба»), X. считался воплощением душ многих богов".

 

Хуан-ди

кит.

[28]

"Хуан-ди (кит.) — «желтый государь» — божественный первопредок и верховный небесный бог, один из пяти небесных государей, правитель центра. По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, начал говорить сразу же после рождения, был высокого роста (около 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Ему приписывается изобретение множества хозяйственных инструментов и предметов обихода, лука и стрел, одежды и обуви, некоторых музыкальных инструментов, лодки, телеги и колесницы. Он научил людей копать колодцы, отливать колокола и треножники, лечить болезни и определять лекарственные свойства трав. Х.-д. искусно владел оружием и собрался покарать всех правителей сторон света, не явившихся к нему с данью. Узнав об этом, дань принесли все, кроме правителя юга — бога солнца Янь-ди. Х.-д. собрал войско хищных зверей и пошел на него войной, в которой одержал победу. От разных жен Х.-д. имел 25 сыновей, 14 из которых стали основателями новых родов. Он прожил 300 лет, а в конце его жизни на земле появились единорог-цилинъ и птица фэнхуан — знак мудрого правления. Х.-д. стал бессмертным и покинул землю, улетев на драконе на небо".

 

Хэнъэ

 

[29]

см. чанъэ

 

Хина

 

[29]

"Хина («белая»), Хине, Сина, Ина, в полинезийской мифологии первая женщина. В некоторых мифах X.- богиня жизни и смерти. Существует миф о том, как X., плавая на лодке, достигла луны и осталась там жить; в некоторых мифах луна называется Хиной. Чаще всего X. связывается с небесным мифом - живёт на нижнем небе, откуда следит за женскими ремёслами, которым она покровительствует. В редких версиях домом X. называется подземный мир. Различно определяются мифами родственные и брачные отношения X.: жена Тане, жена жреца Каэ, сестра или мать, реже жена Мауи; согласно наиболее распространённым версиям, X.- возлюбленная или жена Тинирау (реже - его сестра, невестка, мать). Сюжет сватовства Тинирау к X., её ссора со старшими его жёнами (от которых её защищает брат Рупе, принимающий вид голубя), изгнания X. с ребёнком в лес и последующего примирения супругов имеет сказочный характер".

 

Хине

 

[29]

см. Хина.

 

Хиона

др.гр.

[30]

"Хиона — 1) мать Автолика (от союза с богом Гермесом). Прабабушка Одиссея. 2) дочь Борея. От союза с Посейдоном родила Евмолпа, фракийского царя".

 

Хиона

др.гр.

[28]

"Хиона (греч.) — 1. Дочь Борея и Орифии, внучка афинского царя Эрехфея, сестра Клеопатры и Бореадов (Калаида и Зета). От Посейдона X, родила сына Эвмолпа. Боясь гнева отца, она бросила ребенка в море, но его спас Посейдон и перенес в Эфиопию. 2. Дочь царя Дедалиона, родившая одновременно Автолика от Гермеса и певца Филаммона от Аполлона. Была убита Артемидой за то, что хвалилась, будто она красивее богини. 3. Нимфа, мать бога Приапа".

 

Эхион

др.гр.

[28]

"Эхион (греч.) — 1. Один из пяти воинов (спартов), выросших из посеянных Кадмом зубов дракона и уцелевших после яростной схватки между собой. Женился на дочери Кадма Агаве. 2. Сын Гермеса, брат Эврита, участник похода аргонавтов".

 

Химера

др.гр.

[30]

"Химера — чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Порождение Тифона и Ехидны, сестра Сфинкс, Цербера и др. Убита Беллерофонтом (по другому мифу, Персеем) ".

 

Химера

др.гр.

[28]

"Химера (греч.) — чудовище с тремя головами — льва, козы и дракона — с шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, порожденное Тифоном и Ехидной. Герой Беллерофонт по поручению ликийско-го царя Иобата убил чудовище, поднявшись в воздух на крылатом Пегасе".

 

хмель

слав.

[32]

"Хмель — растение и бог; растение, из которо­го приготавливают божественный напиток. «Гла­голю тебе, человече: аз бо есмь хмель... аз бо есмь силен, боле всех плодов земных, от корени есми силного, и многоплодного, и племени вели­кого, а мати моя сотворена богом, а имею у себя ноги комки, а утробу не ожерчиву, а главу есми высоку, а язык многоглаголив, а ум розной, а очи обе имею мрачнии, эавидлив, а сам яз спесив велми, и богат, а руце мои держат землю всю» (древнерусская притча) ".

 

Хеймдалль

сканд.

[28]

"Хеймдалль (сканд.) — бог из асов, страж богов и хранитель мирового дерева, сын Одина. Его жилище Химинбьёрг («небесные горы») находится у моста Биврёст, соединяющего небо с землей. Как страж богов, X. отличается острым зрением и слухом, его рог Гьяллахорн («громкий рог») спрятан у подножия корней мирового ясеня Иггдра-силь. Перед концом мира X. трубит в свой рог, призывая асов к последней битве. В этой битве X. сражается с Локи, и они убивают друг друга".

 

Химават

др.инд.

[28]

"Химават (др.-инд.) — «снежный» — бог, олицетворяющий вершину Гималаев, обитель ракшасов, пишачей и якшей. X. был мужем апсары Менаки, от которой имел сына Майнаку (единственного из горных пиков, оставшегося крылатым, после того как Индра отрезал у гор крылья) и дочерей Парвати и Гангу".

 

Хаома

авест.

[28]

"Хаома (авест.) — в иранской мифологии бог, напиток и древо, соответствующие индийскому Сома".

 

Хвергельмир

сканд.

[28]

"Хвергельмир (сканд.) — «кипящий котел» — поток в Нифльхейме («стране мрака»), из которого вытекают подземные реки, в том числе Гьёлль, текущая по царству мертвых (хель). В X. падает влага с рогов оленя Эйктюрнира, стоящего на Вальхалле".

 

ховала

слав.

[32]

"Ховала (ховало) — дух с двенадцатью глазами, которые, когда он идет по деревне, освещают ее подобно зареву пожара. Олицетворение многоочитой молнии, которой дано имя Ховалы (от «ховать» — прятать, хоронить), потому что она прячется в темной туче; припомним, что тождественный этому духу Вий носит на своих всё пожигающих очах повязку. Ховала любит жить там, где зарыт клад с сокровищами. «Поднялся Ховала из теплой риги, поднял тяжелые веки и, ныряя в тяжелых склоненных колосьях, засветил свои двенадцать каменных глаз, и полыхал. И полыхал Ховала, раскаляя душное небо. Казалось, там — пожар, там разломится небо на части и покончится белый свет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»)".

 

хватун

слав.

[32]

см. хватун

 

Яхве

иуд.

[28]

"Яхве, Ягве (иуд.) — запретное, непроизносимое имя Бога, пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (YHWH — т. н. тетраграмматон). С III века до н. э. имя Бога в текстах читается как «Адонай», а в позднее Средневековье тетраграмме были приданы гласные звуки этого имени, и оно стало читаться как «Иегова» (в русских переводах с греческого оно передается как «Господь»), Раскрытие этого имени Моисею, которому Бог явился в неопалимой купине, рассматривается как знак особого откровения, данного Моисею. По преданию, это имя произносилось первосвященниками втайне от окружающих раз в году, в день Очищения, причем тайна его звучания передавалась по старшей линии первосвященнического рода".

 

Хавва

мусульм.

[28]

"Хавва (мусульм.) — супруга Адама, соответствующая библейской Еве".

 

Хепри

егип.

[28]

"Хепри (егип.) — «возникший» — бог утреннего солнца (в отличие от Ра — дневного и Атума — вечернего). Воплощался в образе навозного жука-скарабея. Считалось, что он возник сам из себя, иногда его отцом называют Нуна".

 

хапун

слав.

[32]

"Хапун (хлоптун, хватун, похититель) — неведомое и невидимое существо, персонаж мифологии западных славян. Если пропадает где-нибудь чело­век — то это дело невидимого похитителя. Куда тот его уносит и что с ним делает — это никому не известно. Предполагается, что может он яв­ляться в виде бродяги, нищего, солдата; «Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликав­шись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что унес его Хапун, явившийся в виде солдата» (О.М. Сомов. «Сказки о кладах»)".

 

Ах

егип.

[28]

"Ах (егип.) — «блаженный, просветленный» — в египетской мифологии загробное воплощение человека, в которое он превращается после смерти. А. и тело человека представлялись едиными по сути, но А. принадлежал небу, а тело — земле. Боги и фараоны имели несколько А., обычно семь. А. изображался в виде хохлатого ибиса".

 

Ахей

др.гр.

[30]

"Ахей — внук Эллина, сын Ксуфа и Креусы, брат Иона; родоначальник племени ахейцев. Когда Ксуфа изгнали из Афин, он отправился в Фессалию во владения своего деда Эллина, возглавил там многие племена и пришел в Пелопоннес, где осел в северной его части, называемой с тех пор Ахайей. Его люди расселились по всему Пелопоннесу, признавая власть местных правителей, и теперь большая часть населения полуострова, а также многие жители Аттики и Беотии, называют себя ахейцами. В “Иллиаде” этим именм названы все греки".

 

Эхо

слав.

[27]

"Эхо - отклик нечистой силы: в лесу - лешего, около домов - домового, около бань - баенника, овинов - овинника, ну а на воде - водяного. Они нарочно отзываются на голос человека, чтобы прима­нить к себе и погубить. В стародавние времена вместо "эхо" говорили: отго­лосок, отголосье, отгул, озык, позык, паголосье, рай".

 

Эхо

др.гр.

[30]

"Эхо — нимфа; по одному из мифов, потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов в наказание за болтливость; по другому — от безответной любви к Нарциссу так иссохла, что стала невидимой и сохранила лишь голос. Мать Ямбы (от бога Пана)".

 

Эхо

др.гр.

[28]

"Эхо (греч.) — речная нимфа, олицетворение эха. Э. полюбила прекрасного юношу Нарцисса и от неразделенной любви высохла так, что от нее остался только голос. (По другой версии, Э. была наказана за то, что отвлекала ревнивую Геру болтовней, в то время как Зевс навещал нимф. Разгневанная Гера поразила Э. немотой, и с тех пор Э. может только повторять окончания услышанных ею слов.)".