|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хорс.
"Хорс,
др.-рус. Хърсъ, древнерусское божество т. н. Владимирова пантеона. Согласно
наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в Киеве
наряду с другими богами; идол X. стоял на холме, здесь же совершались
жертвоприношения. Есть мнение, что имя X. в этом списке было введено позже
редактором летописного свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089), который
узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тьмутаракани (стоящее по
соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени
X.). X. упоминается в апокрифе «Хождение богородицы по мукам» (...«Трояна,
Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша»), в «Слове о полку Игореве» (в отрывке
о князе Всеславе, который ...«самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше
до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»), в различных
сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков (ср.:
«и вероують въ Пероуна и въ Хърса»..., «Слово некоего христолюбца»; тЪмъ же
богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу»..., «Слово о том, како погани суще
языци кланялися идоломъ»; «мняще богы многы, Перуна и Х о р с а»..., «Слово и
откровение св. апостол»; «два ангела громная есть: елленскiй старецъ Перунъ и
Хорсъ жидовинъ», «Беседа трех святых» и др.), а также в ещё более поздних
источниках. Показательны трансформации имени X. в текстах Куликовского цикла,
где X. относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ). В
большинстве списков X. соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно
с солнцем и громом/молнией); X. выступает также в сочетании с Дажьбогом, что
также обычно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе
с тем существует точка зрения, согласно которой X. связан не с солнцем, а с
месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь
волка с месяцем подтверждается многими примерами, ср. волкодлаки). За пределами
Руси у других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя
Хрьсь). Несомненно восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь
через сарматские (и/или тюркские) влияния. Об иранском источнике X. можно
судить по персидскому обозначению обожествлённого сияющего солнца - XurSet, в
конечном счёте восходящему к авест. hvara xsaetam (см. Фарн; в связи с этим
обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует образу пути Хорса в
"Слове о полку Игореве"). Этот же иранский мифологизированный образ
вошёл в пантеон ряда других народов: ср. обско-угорское божество солярного
круга Корес, Курес, Кворес и его сына Мир-суснэхума или Шорни пос, «золотой
луч»; показательно, что обычное в списках богов сочетание Перун - Хорс также
могло бы быть соотнесено с парным теофорным именем у обских угров Нуми-Кворес
(см. Нуми-Торум)".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.
"Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.