Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Хорс.


 

"Хорс, др.-рус. Хърсъ, древнерусское божество т. н. Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол X. стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения. Есть мнение, что имя X. в этом списке было введено позже редактором летописного свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089), который узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тьмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени X.). X. упоминается в апокрифе «Хождение богородицы по мукам» (...«Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша»), в «Слове о полку Игореве» (в отрывке о князе Всеславе, который ...«самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»), в различных сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков (ср.: «и вероують въ Пероуна и въ Хърса»..., «Слово некоего христолюбца»; тЪмъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу»..., «Слово о том, како погани суще языци кланялися идоломъ»; «мняще богы многы, Перуна и Х о р с а»..., «Слово и откровение св. апостол»; «два ангела громная есть: елленскiй старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ», «Беседа трех святых» и др.), а также в ещё более поздних источниках. Показательны трансформации имени X. в текстах Куликовского цикла, где X. относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ). В большинстве списков X. соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно с солнцем и громом/молнией); X. выступает также в сочетании с Дажьбогом, что также обычно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой X. связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем подтверждается многими примерами, ср. волкодлаки). За пределами Руси у других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя Хрьсь). Несомненно восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь через сарматские (и/или тюркские) влияния. Об иранском источнике X. можно судить по персидскому обозначению обожествлённого сияющего солнца - XurSet, в конечном счёте восходящему к авест. hvara xsaetam (см. Фарн; в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует образу пути Хорса в "Слове о полку Игореве"). Этот же иранский мифологизированный образ вошёл в пантеон ряда других народов: ср. обско-угорское божество солярного круга Корес, Курес, Кворес и его сына Мир-суснэхума или Шорни пос, «золотой луч»; показательно, что обычное в списках богов сочетание Перун - Хорс также могло бы быть соотнесено с парным теофорным именем у обских угров Нуми-Кворес (см. Нуми-Торум)".

 

Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.

 

 

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.