Фрагменты тематических групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

 

308а. Хърс, Хръсъ, Хорс.

 

хруша

др.-русск.

[171]

"божество Египтянъ Аписъ (смѣшеніе словъ άπιον и άπις): — Апии есте, рекше хроуша, богъ (въ Греч. Аπις εστίν ήγουν θεός). Георг. Ам. (Увар.) л. 41".

Хърс

др.- русск.

[171]

Хърсъ = хъросъ = хръсъ = хорсъ — названіе одного изъ боговъ древнихъ Славянъ: — Постави (Владимиръ) кумиръі на холму внѣ двора теремнаго: Перуна... и Хърса, Дажьбога и Стрибога. Пов. вр. л. 6488 г. Поганьскыя богы, паче же и бѣсы, Перуна, и Хъроса, и ины многы попра. Іак. Нам. Влад. (Сбор. 1414 г. л. 6). Трояна, Хърса, Велеса, Пероуна на бъі обратиша, бѣсомъ злымъ вѣроваша. Хожд. Боюр. Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Сл. плк. Июр. И ннѣ по оукраніамь моляся... прокляты болвано Перуноу, Хорсоу, Мокши, виламь. Сбор. XVI в. (В.). Мняще богы многы, Пероуна и Хорса, Дыя и Трояна. Сл. и откр. св. апост. XVI в. (В.).

Хръсъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

Хъросъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

Хрьсь

др.-сербск.

Ф

см. Хорс

Хорсъ

др.- русск.

[171]

см. Хърс

Хорс

 

[35]

Хорс - в славянско-русской мифологии одно из названий бога солнца.

Хорс

др.- русск.

[29]

"Хорс, др.-рус. Хърсъ, древнерусское божество т. н. Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол X. стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения". См. полный текст.

Хорс

др.- русск.

[32]

"Хорс (Корша, Корс, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Не слу­чайно в «Слове о полку Игореве» Хоре упомина­ется именно в связи с югом, с Тмутараканью. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «ве­ликому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Предполагают, что южный город Корсунь также получил название от этого слова (изначально Хорсунь). Хорсу посвя­щены два очень крупных славянских языческих праздника в году (связанные также со Световидом, Ярилой-Яровитом и т.д.) — дни летнего и зимнего солнцестояния в июне (когда с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо — солярный знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре (когда чествовали Коляду, Ярилу и пр.). Некоторые источники ут­верждают, что этот бог был славянским эскула­пом, другие — подобен Бахусу. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Хорс связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава".

Хорс

 

Ф

божество солнца, др.-русск. Хърсъ (Пов. врем. лет под 980 г., СПИ и др.; см. Срезн. III, 1425 и сл.), др.-сербск. Хрьсь в качестве собств. (см. Соболевский, РФВ 16, 187; Мат. и исследов. 251; "Slavia", 7, 175 и сл.; Брюкнер, KZ 50, 197; AfslPh 40, 10). || Распространенное толкование из ир. (ср. авест. см. образ, ср.-перс. xvaršêt, нов.-перс. xuršēt "сияющее солнце") не лишено фонетических трудностей, хотя при этом и ссылаются на осет. s из др.-ир. š; см. Вс. Миллер, Взгляд на Слово о полку Игореве 83; Корш, Сб. Сумцову 53; Горяев, ЭС 400 и сл. Об ир. словах см. Бартоломэ 1848; Хюбшман, Pers. Stud. 57. Следует отклонить объяснение из первонач. "солнечная птица" или "божественная птица" и произведение из нов.-перс. xurōs "петух" (др.-ир. *xraos-, ср.-перс. xrōs "петух"), вопреки Погодину (ЖСт. 18, 1, 106), точно так же, как толкование из греч. Χρυσός, Χρύσης — имя собств.; ср. Ягич, AfslPh 37, 503. [См. еще Якобсон, IJSLP, 1/2, 1959, стр. 275. — Т.]

Хрис

др.гр.

[30]

"Хрис — жрец Аполлона в городе Хрисе, отец Хрисеиды, плененной Агамемноном. Агамемнон отверг просьбы старца, умолявшего его вернуть ему дочь, но после гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона был вынужден вернуть Хрисеиду отцу. После чего Агамемнон отнял у Ахилла его пленницу Брисеиду, тот разгневался (сюжет “Илиады” Гомера) ".

Horsa

 

[196]

см. Хорст

Хорст

 

[190]

«У ряда индоевропейских народов в мифах на брак с солнцем или дочерью солнца претендуют всадники, братья-близнецы, дети бога. У индоариев это Ашвины (букв. «конские»), дети Дьяуса, у литовцев — «божьи сыновья». Дочь Солнца сменила само Солнце, вероятно, тогда, когда «солнце» сменило пол. У греков сохранился миф о Диоскурах (букв. «божьих юношах», «юношах Зевса» — они его сыновья, юные воины с конями). По-видимому, и Диоскуры, и Ашвины мыслились вначале в конском облике. В честь германских божественных близнецов Хорста и Хенгиста устанавливали коньки на крыше (Кузьмина 1977). У славян напоминанием о таких мифических близнецах служат только коньки на крышах и трехчастная композиция в вышивках — сам миф не сохранился даже в сказке».

Хорст

 

[196]

"Деревянные коньки на крыше — замена черепов жертвенных коней. Подобные коньки украшают жилище многих индоевропейских народов. В России, особенно на севере, этот обычай сохраняется до сего дня; еще недавно коньки венчали жилища балтийских славян и балтов. В Англии на крыше помещались два конька, которые назывались Horsa и Hengist — лошадиными именами двух мифических царей-близнецов".

христосъ

др.-русск.

[171]

"христосъ (род. христоса и христа) — помазанникъ (Греч, χριστός): — Не прикасаитеся хрстѣхъ моих (τών χριστών μου, въ нов. помазаннымъ моимъ). Псалт. Сим. д. 1280 г. пе. СІѴ. 15".

Христосъ

др.-русск.

[171]

"наименованіе Спасителя: Въ Христосѣ. Ѳеоф. толк, ев. Мѳ. ХѴІв. л. 4.(Оп. II. 1. 138). Христосъ ражається славить, Христосъ съ небесе сърящеть, Христосъ на земли възнесеться. Ирм. ок. 12501".

христосъ

др.-русск.

[171]

"{лжепророк} лжехристъ: — Мнози хрстоси. Ѳеоф. толк. ев. Мѳ. XVI в. (Оп. И. 1. 138). Мнози христи по писанію, инад оученіа и заповѣди прѣдающе. Кир. Тур. О черн. чин. (Сухомл. 92)".

Христос

 

[22]

Христос, собственно значит "помазанник" (от χρίω) и представляет собою греческий перевод еврейского maschîach, в греческой транскрипции Μεσσίας. В Ветхом Завете это обозначение (в полной форме maschîah Jehowā = "помазанник Иеговы") многократно прилагается к царям израильским, как поставленным Иеговой и получившим от Него силы на прохождение своего служения; Исайя (гл. 45,1) применяет его к Киру. Но уже в Ветхом Завете оно применяется также и к будущему, Богом обетованному Мессии (напр. псал. 2,2), и в еврейской литературе позднейшего времени (приблизительно с III в. до Р. Хр.) оно преимущественно стало обозначать Обетованного Мессию, царя и Избавителя. Не вдаваясь в разбор вопроса, какого Мессию предвозвещали пророки в Ветхом Завете, можно констатировать, что в эпоху около Р. Хр. евреи ожидали видеть в Мессии национального вождя, избавителя от власти римлян, праведного, непобедимого и вечного царя из дома и града Давидова [В соответствие напряженным и извращенным мессианским ожиданиям в эпоху борьбы еврейства с Римом являлось много лжемессий — политических агитаторов на религиозной подкладке. О явлении лжехристов и лжепророков предупреждал своих учеников сам Спаситель. Крупнейшим из них был Бар-Кохба, при императоре Адриане поднявший страшное восстание, в котором погибло более полумиллиона евреев и навряд ли менее римских верноподданных. Надо, впрочем, заметить, что подобные агитаторы выступали, по-видимому, чаще как предшественники вот-вот грядущего Мессии.] (см. Христианство, § 1). Первым, сколько мы знаем, лицом, прямо возвестившим о Себе как об обетованном Мессии-Христе, был Божественный Основатель величайшей по своей нравственной высоте и своему историческому значению религии — христианской, Иисус Хр. из Назарета Галилейского. Что Он и был истинный Мессия, признано всем христианским миром, а также в известном смысле и магометанами [В Коране X. семь раз назван ал-Масих = Мессия. Авторитетнейшие мусульманские комментаторы производят этот эпитет или от корня "касаюсь, глажу, провожу рукою", или "помазываю". В первом случае он означает, что "прикосновение руки Иисуса исцеляло болезни", во втором — что "Он был помазан Гавриилом в пророки". Мухаммед признает Христа высшим из пророков до Мухаммеда и принимает Его рождение от Девы и нетление Его тела, чем Иисус становится даже выше самого Мухаммеда.].

Христос

 

[67]

"Иису́с Христо́с или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей. Христо́с — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Машиах). В современном использовании термин обычно относится к Иисусу Христу. «Иисус Христос» означает «помазанник Иисус»".