Кривичи - племя восточных славян,
вошедшее в состав великорусской народности. Известия о нем идут от Константина
Багрянородного и из Летописи, где кривичи выступают в группе северных
славянских и финских племен, платящих дань варягам. Территория кривичей
определяется Летописью, как верховья Волги, Двины и Днепра, с центром в
Смоленске.С точки зрения киевлянина-летописца это - народ, стоящий на низком
уровне культуры, дикий, который, как и вятичи, "не ведуще закона Божия, но
творяще сами себе закон". Вместе со словенами, чудью и весью кривичи
принимают участие в призвании князей. Они выступают и в походе Олега на
Смоленск, Киев и "на Грекы", в походе Владимира на Рогволода
Полоцкого . В 982 г.
Владимир, строя города на южной границе княжества, по рекам Стугне и Суле,
населяет их лучшими мужами из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди. В XI и XII
веках Полоцкое княжество считается землей кривичей. А последний раз термин
Кривичи встречается под 1162
г. В течение двух последних десятилетий в науке очень
спорным стал вопрос о роли кривичей в колонизации северо-восточной Руси. В
противоположность В.О. Ключевскому , стороннику теории заселения этого края с
юга, Шахматов , Будде , Спицын значительнейшую роль в этом процессе отводят
племени кривичей, внося в исследование вопроса данные языка и археологии.
Лингвистика и археология в общих чертах дают на этот вопрос сходные ответы.
Археологический материал дает возможность разделить кривицкие погребения по
обрядам погребения и курганному инвентарю на три группы: смоленскую - с центром
близ огромного Гнездовского могильника, места первоначального Смоленска;
двинскую - с центром в Полоцке, и псковскую - с центром в Изборске, на что есть
косвенное указание в Летописи: туда после призвания князей садится Трувор . В
вопросе о колонизации Северо-Восточной Руси защитники кривицкого заселения
расходятся со взглядом графа Уварова , раскопавшего до 7500 курганов в
Ростово-Суздальской обл. и огульно отнесшего их к финскому племени мерян. С
последней точкой зрения современный археолог не может согласиться по двум
причинам: 1) финны этой эпохи (X - XII веках) не знают погребений в курганах, и
2) анализ курганных находок из раскопок графа Уварова обнаруживает лишь слабую
примесь финского элемента. С другой стороны, как обряд, так и инвентарь близки
смоленским кривицким погребениям; на долю племени, оставившего их, приходится
отнести главную часть колонизационной волны. Предположительно намечаются и
исходные пункты колонизационного движения: через Зубцов на Волгу и
Волок-Ламский на северные притоки Оки. Лингвисты несколько усложняют вопрос о
колонизации внесением в него еще одного движения иных племен с Юга на Север;
академик Шахматов говорит о землях, потерянных кривичами и занятых вятичами и
дреговичами (время этих потерь точно не определяется). В общих чертах кривицкое
движение признается и лингвистами столь же значительным. Профессор Будде
находит группу кривицких пришельцев в Касимовском уезде, Рязанской губернии,
где они столкнулись с северянами. Материалом археологическим удается наметить и
границы кривицкого расселения к XII в. Оно захватывает северные уезды нынешних
губерний Московской и Владимирской, Касимовский уезд, губернию Ярославскую,
западную часть Костромской, Тверскую без северо-западной части. Курганы с
погребениями этого типа доходят до Белозерского края, где известны пор. Суде
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
* Сведения, в основном, соответствуют
положениям официальной «исторической науки»; приводятся для справки.