|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рюрик.
«Рюрик — имя русских князей: 1) Рюрик — первый русский князь, призванный "Чудью, Весью, Словенами и Кривичами", "из Варяг" (из племени Русь), "княжить и володеть ими"; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней и их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (нын. Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов и Белоозеро) он послал "своих мужей". В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр, Аскольда и Дира. По позднейшим летописям ("П. С. Л.", т. IX, 9) видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде; многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Р. одолел восставших. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу. По некоторым известиям. у Р. была еще дочь и пасынок Аскольд. См. в VII томе "Полн. Собр. Лет." (под 6367 г.) легенду о происхождении Р. от Пруса, брата имп. Августа. Потомство Р. правило в России слишком 700 лет. до смерти Федора Иоанновича (1598). Одни исследователи объясняют имя Р. из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.
2) Рюрик, сын Ростислава Владимировича, правнук Ярослава Мудрого, князь перемышльский; участвовал в 1084 г. в изгнании Ярополка Изяславича из Владимиpa-Волынского, а вскоре сам был выгнан Владимиром Мономахом. Умер в 1092 г.
3) Рюрик-Василий, сан великого князя киевского Ростислава Мстиславича,
правнук Владимира Мономаха, великий князь киевский. Впервые упоминается под
1157 г., как Овручский князь и участник с смольнянами в походе вел. князя Изяслава Давидовича на
Туров. В 1159 г. отец послал его на помощь к кн. полоцкому Рогволоду Борисовичу
против Ростислава Глебовича, и в том же году — к Святославу Ольговичу, против
Изяслава Давидовича и половцев. В 1162 г. Р. ходил из
Торческа против Изяслава Давидовича и отнял у Владимира Мстиславича Слуцк; в
1169 г., по смерти отца, участвовал в приглашении на киевское княжение
Мстислава Изяславича и по его зову ходил походом на половцев, но в следующем же
году, поссорившись с ним, помогал Андрею Боголюбскому разграбить Киев, за что
Андрей посадил его в Новгороде (1170). Не поладив с новгородцами, он
скоро уехал обратно в Овруч. Когда в 1174 г. Андрей Боголюбский, по подозрению
в убийстве своего брата Глеба, хотел выслать братьев Р. из Южной России, он
соединился с ними и занял Киев; затем осадил вел.
князя Михаила Георгиевича в Торческе, от которого по мирному договору получил
Переяславль и, преследуемый огромною ратью Андрея Боголюбского, заперся в
Белгороде. Избавясь от осады и возвратясь в 1177 г. из неудачного похода на
половцев, Р. уступил Киев Святославу Всеволодовичу Черниговскому, "не
хотяче губити русской земли". Во время бегства Святослава за Днепр в 1180
г. он вновь занял киевский стол, но, несмотря на победу над половцами,
приведенными сыном Святослава Игорем, вторично уступил ему Киев, ибо, как
говорит летописец, "возлюби мир паче ратных и пожити хотя в
братолюбьи". В 1183 г. вместе с вел. кн. Святославом и другими князьями разбил наголову половцев;
вообще много способствовал спокойствию Южной Руси, чем снискал себе любовь
"крестьян и поганых". Когда умер Святослав, Рюрика
"радостно" приветствовали в Киеве и народ, и духовенство (1194). Став
великим князем, он старался жить в мире с Всеволодом III Владимирским, которого
считал старшим, и этим много предупредил усобиц на юге Руси. Однако в 1202 г.
Всеволод поссорил Р. с Романом Мстиславичем, которому он вынужден был уступить
Киев. В следующем году при помощи Ольговичей и половцев Р. вновь занял Киев и
предал его сильнейшему разграблению, "якого же зла не было от крещенья под
Кыевом". В 1205 г. он совершил вместе с Романом и
другими князьями удачный поход на половцев, но на обратном пути был насильно
пострижен Романом в монашество, от которого избавился по смерти Романа (1206) и
снова "седе Кыеве", но не надолго: во время его похода вместе с
Ольговичами на Галицкую землю Киев занял Всеволод Чермный, которому Р. после
некоторой борьбы окончательно уступил великокняжеский стол, а сам занял
Чернигов, где и умер в 1215 г. Р. и его брату Давиду автор "Слова о Полку
Игореве" говорит: "Ваши шлемы позлащенные
издавна обагряются кровию; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы,
уязвленные саблями калеными". Р. приписывается построение в Киеве церкви
во имя св. Василия (1207) и в Выдубецком монастыре — каменной стены (1199). Он
был женат на дочери половецкого хана Белука. От него происходят князья Вяземские
(см. "Полное Собрание Летоп.", т. II и VII). В. Р—в.».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
«…Снова разглядываю свою разветвленную генеалогическую схему. Она не имеет научного значения-связи не полны,
датировка во многих случаях условна. Хоральд Суровый Правитель,
Гудрод Великолепный, Эйрик
Кровавая Секира - скандинавы. А
вот княжеская династия
бодричей, западных славян, поклонявшихся ругенскому Световиту и "героически сражавшаяся с датчанами и самим Карлом Великим... Годослав, Дражко, его
преемник Славомир, Мотива,
Ратибор, Крутой, Нилота, Прибыслав и Вартислав... А по линии
славянских князей - через отца Рюрика, бодрического князя Годлава, то
есть Годослава, - предок Рюрика в пятом или шестом поколении носил имя Рарог
Сокол. Что значит
"рарог"? Есть
такая птица "papa", живет очень далеко, в Чили, срезает клювом
молодые побеги плодовых деревьев,
но она тут ни при чем. Других подобий в
нашем языке нет. Множество словарей
славянских языков в библиотеке дочери.
Захожу в ее комнату, беру "Большой польско-русский словарь".
Есть! "Rarog. Балобан". Первое
слово произносится по-польски "раруг", второе
русское: "балобан".
Балобан или балабан - вид
крупного сокола, легко
поддающегося дрессировке для охотничьих
целей. "Рюрик" же
по-польски звучит как
"Рурык"; и есть летописный вариант имени
Рюрика - "Рурик", есть чешское имя Ререк, польское Ририк,
а если еще вспомнить, что западнославянский союз племен бодричей
или ободритов называл себя "рарогами" или "рериками", то скорее
всего "рюрик" есть видоизмененное веками
и разноязычием западнославянское
слово "рарог", означающее сокола... Убежден, что
слово "сокол" не случайно в "Слове о полку Игореве"
встречается в разных смысловых, грамматических и метафорических вариантах
шестнадцать раз, в том числе пять
раз непосредственно применительно к Игорю, потомку Рарога и Рюрика, два раза - тоже к Игорю, как
"сокольцу" и
"соколичу", то есть "сыну сокола", четырежды - к
Игорю и другим князьям, участникам его похода, и один раз - к Святославу
Всеволодичу, великому князю киевскому.
А недавно я разыскал в одной
специальной публикации статью московского историка О. М. Рапова. Он доказал,
что княжеские знаки на сохранившихся
плинфах древнейшей киевской Десятинной
церкви вовсе не
трезубцы, как считалось, а
символическое изображение сокола. На
монетах рюриковичей Х-ХI вв., в том числе и
на знаменитых серебряных деньгах Ярослава Мудрого - тоже условно-символические
контуры сокола в атакующем полете (Рапов
О. М. Знаки Рюриковичей и
символ сокола -
"Советская археология",
1968, No
3)... Рассматриваю снимки монег
с круговой надписью "Ярославово сребро". Да, конечно, это
пикирующий сокол: укороченный по
сравнению с крыльями хвост, обводы точек на условной голове - вокруг соколиных глаз перья не растут. Но
сокол никогда не был божеством ни у словен, ни у
скандинавских народов, ни у одного
континентального германского
племени! Сокол, очевидно, древнейший тотем славянского
рода, из которого
происходил Рюрик и
рюриковичи, превратившийся, на Руси в эмблему, символ княжеской власти.
Кажется, давно пришла пора отбросить гипотезу о норманнском происхождении русских князей и русской государственности, но издавна были и до сего дня находятся у нас авторы, неспособные расстаться с ней...
...В 30-х годах прошлого века в Северной Германии была записана интереснейшая древняя легенда о Рюрике и его братьях. Узнал я о ней недавно из одной книги, вышедшей в Канаде в 1964 году. Автор ее, рассказывая о начале Руси, приводит сведения, изложенные в предыдущем абзаце, досадует, что не располагает книгой, в которой напечатана эта любопытная легенда, но публикует ее выходные данные - Marmier X. Les lettres sur le Nord (Мармье К. Письма о Севере). Ксавье Мармье, французский путешественник и писатель, побывал в Северной Европе, в Африке, Америке, на Ближнем Востоке, отовсюду писал путевые очерки, потом романы, позже стал членом Французской академии...
…И вот она передо мной - "Северные письма" К. Мармье. Открыл, и, сразу за титульным листом, первая же глава
- "Мекленбург", Северная Германия - два герцогства, примыкавшие
к Балтийскому морю. Как раз на
этой территории обитали в средневековье славянские племена. В
центре земли бодричей стоял город Зверин (позже
Шверин), на побережье
- Росток, сохранивший
свое название до наших дней,
а также Рарог, называвшийся уничтожившими
его датчанами Рериком.
К. Мармье
был слишком далек от затянувшегося диспута
норманистов и антинорманистов, он скорее всего
вообще ничего не знал о
нем, как и о приписываемой
Иокиму летописи. Просто юный
путешественник довольно подробно записал
легенду, которую услышал в бывшей
земле бодричей, и так как
она публикуется на русском языке впервые, то я приведу ее подстрочный дословный перевод,
максимально приближенный к подлиннику. Перед этим большим абзацем -
переложения древнейших мекленбургских
мифов, не имеющих отношения к нашей теме, а далее следует нужный нам текст, перелагающий средневековую
легенду, сохранившуюся в памяти далеких потомков балтийских славян до XIX века.
Вот это место, слово в слово:
"Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В VIII веке нашей эры племенем оботритов (в подлиннике Obotrites, то есть ободритов, бодричей, рарогов.- В. Ч.) управлял король по имени Годлав (Godlav), отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый звался Рюриком (Rurik-paisible, то есть "тихим", "мирным", "кротким", "смирным", "безмятежным"), второй Сиваром (Siwar-victoricux-"победоносным"), третий Труваром (Truwar-fidele "верным"). Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они направились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять ("разобраться"), какой из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и благословляли, пришли в Руссию (в подлиннике en Russie.-B. Ч.). Народ этой страны страдал (буквально gemissai, "стонал".-В.Ч.) под бременем долгой тирании, против которой больше те осмеливался восстать. Три брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил Новгородское княжество (в подлиннике la principaute Nowoghorod), Сивар - Псковское (de Pleskow), Трувар - Белозерское (de Bile-Jezoro). Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года" (Marmier X. Lettres sur le Nord. Paris. 1857, p. 25-26; Мармье К. Северные письма. Париж, 1857, с. 25-26)».
Отрывок из романа-эссе В. Чивилихина «Память» — М.: Художественная
литература, 1984.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.