Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

Рюрик.


 

«Рюрик — имя русских князей: 1) Рюрик — первый русский князь, призванный "Чудью, Весью, Словенами и Кривичами", "из Варяг" (из племени Русь), "княжить и володеть ими"; в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти своих братьев Синеуса и Трувора, присоединил к ней и их владения — Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород и срубил город над Волховом (нын. Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов и Белоозеро) он послал "своих мужей". В 866 г. он отпустил к Царьграду двух своих бояр, Аскольда и Дира. По позднейшим летописям ("П. С. Л.", т. IX, 9) видно, что им далеко не все были довольны в Новгороде; многие бежали от него в Киев, а какой-то Вадим возбудил восстание против него, но Р. одолел восставших. В 879 г. он умер, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу. По некоторым известиям. у Р. была еще дочь и пасынок Аскольд. См. в VII томе "Полн. Собр. Лет." (под 6367 г.) легенду о происхождении Р. от Пруса, брата имп. Августа. Потомство Р. правило в России слишком 700 лет. до смерти Федора Иоанновича (1598). Одни исследователи объясняют имя Р. из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.

2) Рюрик, сын Ростислава Владимировича, правнук Ярослава Мудрого, князь перемышльский; участвовал в 1084 г. в изгнании Ярополка Изяславича из Владимиpa-Волынского, а вскоре сам был выгнан Владимиром Мономахом. Умер в 1092 г.

3) Рюрик-Василий, сан великого князя киевского Ростислава Мстиславича, правнук Владимира Мономаха, великий князь киевский. Впервые упоминается под 1157 г., как Овручский князь и участник с смольнянами в походе вел. князя Изяслава Давидовича на Туров. В 1159 г. отец послал его на помощь к кн. полоцкому Рогволоду Борисовичу против Ростислава Глебовича, и в том же году — к Святославу Ольговичу, против Изяслава Давидовича и половцев. В 1162 г. Р. ходил из Торческа против Изяслава Давидовича и отнял у Владимира Мстиславича Слуцк; в 1169 г., по смерти отца, участвовал в приглашении на киевское княжение Мстислава Изяславича и по его зову ходил походом на половцев, но в следующем же году, поссорившись с ним, помогал Андрею Боголюбскому разграбить Киев, за что Андрей посадил его в Новгороде (1170). Не поладив с новгородцами, он скоро уехал обратно в Овруч. Когда в 1174 г. Андрей Боголюбский, по подозрению в убийстве своего брата Глеба, хотел выслать братьев Р. из Южной России, он соединился с ними и занял Киев; затем осадил вел. князя Михаила Георгиевича в Торческе, от которого по мирному договору получил Переяславль и, преследуемый огромною ратью Андрея Боголюбского, заперся в Белгороде. Избавясь от осады и возвратясь в 1177 г. из неудачного похода на половцев, Р. уступил Киев Святославу Всеволодовичу Черниговскому, "не хотяче губити русской земли". Во время бегства Святослава за Днепр в 1180 г. он вновь занял киевский стол, но, несмотря на победу над половцами, приведенными сыном Святослава Игорем, вторично уступил ему Киев, ибо, как говорит летописец, "возлюби мир паче ратных и пожити хотя в братолюбьи". В 1183 г. вместе с вел. кн. Святославом и другими князьями разбил наголову половцев; вообще много способствовал спокойствию Южной Руси, чем снискал себе любовь "крестьян и поганых". Когда умер Святослав, Рюрика "радостно" приветствовали в Киеве и народ, и духовенство (1194). Став великим князем, он старался жить в мире с Всеволодом III Владимирским, которого считал старшим, и этим много предупредил усобиц на юге Руси. Однако в 1202 г. Всеволод поссорил Р. с Романом Мстиславичем, которому он вынужден был уступить Киев. В следующем году при помощи Ольговичей и половцев Р. вновь занял Киев и предал его сильнейшему разграблению, "якого же зла не было от крещенья под Кыевом". В 1205 г. он совершил вместе с Романом и другими князьями удачный поход на половцев, но на обратном пути был насильно пострижен Романом в монашество, от которого избавился по смерти Романа (1206) и снова "седе Кыеве", но не надолго: во время его похода вместе с Ольговичами на Галицкую землю Киев занял Всеволод Чермный, которому Р. после некоторой борьбы окончательно уступил великокняжеский стол, а сам занял Чернигов, где и умер в 1215 г. Р. и его брату Давиду автор "Слова о Полку Игореве" говорит: "Ваши шлемы позлащенные издавна обагряются кровию; ваши мужественные витязи ярятся как дикие волы, уязвленные саблями калеными". Р. приписывается построение в Киеве церкви во имя св. Василия (1207) и в Выдубецком монастыре — каменной стены (1199). Он был женат на дочери половецкого хана Белука. От него происходят князья Вяземские (см. "Полное Собрание Летоп.", т. II и VII). В. Р—в.».

 

Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

 

***

«…Снова  разглядываю  свою разветвленную  генеалогическую  схему. Она  не имеет научного значения-связи не полны, датировка во многих случаях условна. Хоральд Суровый  Правитель,  Гудрод  Великолепный, Эйрик Кровавая  Секира  - скандинавы.   А   вот   княжеская  династия   бодричей,   западных   славян, поклонявшихся ругенскому Световиту  и "героически сражавшаяся  с датчанами и самим Карлом  Великим... Годослав, Дражко,  его  преемник Славомир,  Мотива, Ратибор,  Крутой,  Нилота, Прибыслав и  Вартислав... А по  линии  славянских князей - через отца Рюрика, бодрического князя Годлава, то есть Годослава, - предок Рюрика в пятом или шестом поколении носил имя Рарог Сокол.      Что  значит  "рарог"?  Есть такая  птица "papa",  живет очень далеко, в Чили, срезает  клювом  молодые побеги  плодовых деревьев, но она тут ни  при чем. Других подобий в нашем языке нет.  Множество словарей славянских языков в  библиотеке  дочери.  Захожу в ее  комнату, беру  "Большой польско-русский словарь". Есть!  "Rarog. Балобан". Первое слово  произносится  по-польски "раруг",  второе  русское:  "балобан". Балобан  или балабан  - вид  крупного сокола,  легко поддающегося  дрессировке для  охотничьих  целей.  "Рюрик" же по-польски  звучит как "Рурык";  и есть  летописный вариант  имени  Рюрика - "Рурик", есть чешское имя Ререк, польское Ририк, а  если еще вспомнить,  что западнославянский союз племен бодричей или ободритов называл себя "рарогами" или  "рериками",  то  скорее  всего  "рюрик" есть  видоизмененное  веками  и разноязычием  западнославянское слово "рарог", означающее сокола... Убежден, что слово "сокол" не случайно в "Слове о полку Игореве" встречается в разных смысловых, грамматических и метафорических вариантах шестнадцать  раз, в том числе  пять  раз  непосредственно  применительно к Игорю, потомку Рарога  и Рюрика, два раза - тоже к Игорю, как "сокольцу" и  "соколичу", то есть "сыну сокола", четырежды - к Игорю и другим князьям, участникам его похода, и один раз - к Святославу Всеволодичу, великому князю киевскому.

А недавно я  разыскал в одной специальной публикации статью московского историка  О. М. Рапова. Он  доказал,  что княжеские  знаки  на сохранившихся плинфах древнейшей  киевской  Десятинной  церкви  вовсе  не  трезубцы,  как считалось, а символическое изображение сокола.  На монетах  рюриковичей Х-ХI вв., в том числе  и на знаменитых серебряных деньгах Ярослава Мудрого - тоже условно-символические контуры сокола в атакующем полете (Рапов  О.  М. Знаки Рюриковичей  и  символ  сокола  -  "Советская  археология", 1968,  No  3)... Рассматриваю  снимки  монег  с  круговой  надписью "Ярославово  сребро". Да, конечно, это пикирующий  сокол: укороченный по сравнению  с крыльями  хвост, обводы точек на условной голове  - вокруг соколиных глаз перья не растут. Но сокол никогда не был божеством ни у словен, ни у скандинавских народов, ни у одного  континентального германского  племени! Сокол,  очевидно,  древнейший тотем  славянского  рода,  из   которого   происходил  Рюрик  и  рюриковичи, превратившийся, на Руси в эмблему, символ княжеской власти.

Кажется,   давно   пришла   пора   отбросить  гипотезу  о   норманнском происхождении русских князей  и русской государственности, но издавна были и до  сего  дня  находятся  у нас авторы, неспособные  расстаться с ней...

...В  30-х  годах  прошлого  века в  Северной  Германии  была  записана интереснейшая древняя легенда о Рюрике и  его братьях. Узнал я о ней недавно из  одной книги,  вышедшей в  Канаде в  1964 году.  Автор ее,  рассказывая о начале Руси,  приводит  сведения,  изложенные в предыдущем абзаце, досадует, что не располагает книгой,  в которой напечатана эта любопытная легенда, но публикует ее выходные  данные - Marmier X. Les lettres sur le  Nord (Мармье К. Письма о Севере). Ксавье  Мармье,  французский  путешественник   и  писатель,  побывал  в Северной  Европе,  в Африке,  Америке,  на Ближнем Востоке,  отовсюду  писал путевые  очерки,  потом  романы,  позже  стал членом  Французской  академии...

…И вот она передо мной - "Северные письма"  К. Мармье. Открыл,  и, сразу за титульным листом, первая же глава - "Мекленбург", Северная Германия - два герцогства,  примыкавшие  к  Балтийскому морю. Как  раз на  этой  территории обитали в  средневековье славянские племена. В центре  земли  бодричей стоял город  Зверин (позже  Шверин),  на  побережье  -  Росток,  сохранивший  свое название  до  наших дней,  а  также  Рарог, называвшийся  уничтожившими  его датчанами Рериком.

 К.  Мармье  был  слишком  далек от затянувшегося диспута норманистов  и антинорманистов,  он скорее  всего  вообще  ничего  не знал о  нем, как и  о приписываемой Иокиму  летописи. Просто юный путешественник довольно подробно записал  легенду, которую услышал в бывшей  земле бодричей,  и так  как  она публикуется на русском языке впервые, то я  приведу ее подстрочный дословный перевод, максимально приближенный к подлиннику. Перед этим большим абзацем - переложения  древнейших мекленбургских мифов, не  имеющих отношения к  нашей теме, а далее следует  нужный нам текст, перелагающий средневековую легенду, сохранившуюся в памяти далеких потомков балтийских славян до XIX века. Вот это место, слово в слово:

 "Другая  традиция  Мекленбурга  заслуживает  упоминания,  поскольку она связана с историей великой державы. В VIII веке нашей эры племенем оботритов (в подлиннике  Obotrites,  то  есть  ободритов, бодричей,  рарогов.- В.  Ч.) управлял  король  по  имени  Годлав  (Godlav),  отец трех  юношей, одинаково сильных, смелых и  жаждущих славы. Первый звался Рюриком (Rurik-paisible, то есть "тихим", "мирным", "кротким", "смирным", "безмятежным"), второй Сиваром (Siwar-victoricux-"победоносным"), третий Труваром   (Truwar-fidele "верным").  Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость  в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли.  Они  направились  на восток и  прославились  в тех странах, через  которые  проходили.  Всюду, где  братья  встречали  угнетенного,  они приходили   ему на помощь,  всюду,  где  вспыхивала  война  между   двумя правителями, братья пытались понять  ("разобраться"),  какой из них прав,  и принимали  его сторону. После многих благих деяний  и страшных  боев братья, которыми восхищались  и  благословляли,  пришли в  Руссию    подлиннике en Russie.-B. Ч.).  Народ этой страны страдал (буквально gemissai, "стонал".-В.Ч.)  под бременем  долгой  тирании,  против  которой  больше те  осмеливался восстать. Три  брата, тронутые  его несчастьем,  разбудили в нем  усыпленное мужество, собрали  войско,  возглавили  его  и  свергли  власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу,  но благодарный народ упросил  их  не уходить и занять  место  прежних королей.  Тогда  Рюрик  получил  Новгородское  княжество    подлиннике  la principaute   Nowoghorod),  Сивар   -  Псковское  (de   Pleskow),  Трувар - Белозерское  (de  Bile-Jezoro).  Спустя  некоторое время,  поскольку младшие братья умерли,  не оставив  детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал  главой династии, которая царствовала до 1598 года" (Marmier X. Lettres sur le Nord. Paris. 1857, p. 25-26; Мармье К. Северные письма. Париж, 1857, с. 25-26)».

 

 

Отрывок из романа-эссе В. Чивилихина «Память» — М.: Художественная литература, 1984.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.