|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Илия, пророк.
«Илия, пророк (с евр. — "Бог моя сила").
— По своему происхождению из города Фисвы он называется И. фесвитянин; был
ревностнейшим поборником религии Иеговы и грозным
обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Его деятельность относится к
царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя,
финикиянка Иезавель, порешила водворить сладострастный
культ Ваалу и Астарте. Истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и
при дворе учрежден был штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни
явился пророк И., который совершал много чудес, долженствовавших вразумить
нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается
в 3 и 4 Книгах Царств (3 Цар. XVII — XX гл. и 4 Цар. I
— III). Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в
грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в
руках — явился в Самарию,
направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну
постигает трехлетний голод. Но Ахав не раскаивался,
началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во
время жертвоприношения на горе Кармил, устроенного с целью убеждения в
сравнительном могуществе Иеговы и Ваала, жрецы последнего потерпели полное
поражение и собственноручно были избиты торжествовавшим пророком. Но этим он
еще более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить И.
Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорива, И. опять
возвратился в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника
у Навуфея, избрал себе ученика и преемника в лице Елисея (см.), окончательно
смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни
к аккаронскому идолу Веельзевулу. И. затем живым взят был на небо, оставив
залог своих духовных сил Елисею в виде сброшенной ему уже с огненной колесницы
милоти (верхней одежды). У иудеев сложилось убеждение, что он должен был вновь
явиться на землю пред пришествием Мессии, и потому старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана
в духе и силе И. и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Во время
преображения И. Христа И. являлся, вместе с Моисеем, одним из свидетелей Его
божества. И. должен также явиться пред вторым пришествием
Христа на землю (Апок. XI, 3-12). Предания об
И. сохраняются и у магометан, и ему воздается высокая похвала в Коране.
Православная церковь чтит память его 20 июля, и среди русского народа св. И.
пользуется особенным уважением. Подробнее см. у Krum m acher'a, Stanley, а
также в новейшей монографии Milligan, "Elijah, his life and times".
A. Л.».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.