|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аллах.
«Аллах (образовано из члена
al и арабского слова il â h), по толкованию арабов, должно обозначать
"достойный (или достойное) молитв", но на деле происходит
несомненно от древнесемитического имени Бога "Эль"; это — арабское
имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность
Мохаммедом. Таким образом это имя проникло в языки
всех мохаммеданских народов; хотя известия о религиозном быте арабов в
домохаммедово время очень скудны и отчасти труднопонятны, но можно принять с
большою вероятностью, что вера в единого всевышнего Бога, стоящего выше других
богов, была весьма распространена в Средней Аравии (Хиджаз). Когда Мохаммед
вследствие своих частых соприкосновений с евреями и христианами убедился в
истинности монотеистического учения, он примкнул к этому распространенному в
народе верованию в А. и перенес на этого последнего — конечно, сильно
видоизмененное — еврейское понятие Бога. Мохаммедово представление об этом Боге
— как оно изложено в Коране — чисто, полно достоинства и стоит выше национального
суеверия и восточной страстности. Прежде всего, он в противоположность
многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам
подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет
бога, кроме Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог
сам себе обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не
производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею
бесконечностью; Он — средоточие, в котором все соединяется, явен и скрыт. Он —
господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он всемогущ, премудр,
предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти качества Мохаммед делал
наглядными посредством популярного изложения, а часто также посредством смелых
образов. Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен, образуют
мохаммеданские четки, заключающиеся именем А. как сотым, вмещающим в себе все
прежние эпитеты».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.