Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

Аллах.


 

«Аллах (образовано из члена al и арабского слова il â h), по толкованию арабов, должно обозначать "достойный (или достойное) молитв", но на деле происходит несомненно от древнесемитического имени Бога "Эль"; это — арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность Мохаммедом. Таким образом это имя проникло в языки всех мохаммеданских народов; хотя известия о религиозном быте арабов в домохаммедово время очень скудны и отчасти труднопонятны, но можно принять с большою вероятностью, что вера в единого всевышнего Бога, стоящего выше других богов, была весьма распространена в Средней Аравии (Хиджаз). Когда Мохаммед вследствие своих частых соприкосновений с евреями и христианами убедился в истинности монотеистического учения, он примкнул к этому распространенному в народе верованию в А. и перенес на этого последнего — конечно, сильно видоизмененное — еврейское понятие Бога. Мохаммедово представление об этом Боге — как оно изложено в Коране — чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и восточной страстности. Прежде всего, он в противоположность многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: "Нет бога, кроме Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею бесконечностью; Он — средоточие, в котором все соединяется, явен и скрыт. Он — господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки, заключающиеся именем А. как сотым, вмещающим в себе все прежние эпитеты».

 

Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.