|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ахурамазда.
"Ахурамазда,
Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормазд
(пехл.), в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и
ахеменидского пантеонов (см. Амеша Спента). Буквальное значение - «господь
мудрый». Первоначально имя А., видимо, выступало в качестве замены запретного
имени божества. Оба элемента имени употреблялись раздельно даже в поздних
фрагментах «Младшей Авесты» (см. Мазда). «Авеста», в отличие
от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций
(хеттской, греческой, латинской, балто-славянской, ведийской), где верховным
божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Индра, Перун и т. д.), изображала А.
жрецом. Он творит мир усилием или посредством мысли («Ясна» 19,1-6) и
требует себе духовного поклонения, молитвы перед священным огнём («Ясна» 43,
7). В честь А. допускалось только возлияние смеси сока
хаомы с молоком («Ясна» 29, 6-7). Учение Заратуштры содержало
представления о личном избранничестве Заратуштры А. как посредника между небом
и землёй, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом А. («Ясна» 47, 6 и
др.), об абсолютной свободе воли А. (43, 1), о грядущей победе А. и его
приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед
А. (30, 3-6, 44, 14 и др.). В «Ясне семи глав» образ А. более
традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, «телом», назван огонь
(Атар; 36, 6), небесные воды именуются его жёнами. «Яшт» (XVII, 16) величает А.
отцом Аши, Сраоши (его посланника), Рашну, Митры и самой религии, его супруга -
Спента Армаити (Армайти). Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской
эпохи, А. выводился идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н. э.) и
сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царём-миродержцем: он «всемогущ,
велик, победоносен». Помимо этих двух основных трактовок, в «Авесте»
сохранялись остатки архаических представлений: «Ясна» (30, 5 и 51, 30) и «Яшт»
(XIII, 3) донесли раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения
небесной звёздной (ночной) тверди. Тот же «Яшт» (XIII, 80) приписывал А.
личного гения - фраваши, что подразумевало знак его. А., сотворённости и, тем
самым, вторичности (одновременно А.- создатель фраваши). Показательно, что
каноническая «Авеста» умалчивала о происхождении А.
Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и
братом-двойником злого духа Ахримана. В «Гатах» А.- отец святого духа
Спента-Майнъю и духа зла Ангро-Майнью; в «Младшей Авесте» Спента-Майнью
ипостась, творческий аспект А. Ахурамазда сотворил всё бытие («Ясна» 44, 4-5),
облёк предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли,
слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (их воплощает
триада А., Аша Вахишта, Boxy Мака) и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11)
в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Ангро-Майнью. А. в «Гатах»
стоит над этой борьбой. пребывая
в сфере чистой духовности «менок», но в «Младшей Авесте» он лично в ней
участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам
жертвенных ритуалов («Яшт» XIV 50) и шаманскому искусству гадать на птичьих
перьях («Яшт» XIV 35). Младоавестийский образ А. (греч.
форма имени - Оромаздес) был известен Платону и
Аристотелю (5-4 вв. до н. э.)".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.