|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хурмаст,
Хормуста.
"Хормуста, Хормуста-тенгри, Хормуста-хан, Хурмаст, Хан Хюрмас (Тюрмас, Хирмус, Хирмас, Хёрмос)-тенгpи (бурят.), Курбусту (тувинск.), Уч Курбустан, Кубустан-аакай (алт.), Хормусда (маньчж.), в мифах монгольских народов верховное небесное божество. Восходит к согдийскому Хурмазта (см. в ст. Мазда), который при принятии согдийцами буддизма был отождествлён с Шакрой (Индра), возглавляющим сонм 33 небесных богов. Хурмазта (Хурмузта) был воспринят средневековыми уйгурами-буддистами и затем (не позднее 15 в.) - монголами.
В ламаистской космологии X.- главный среди 33 тенгри, пребывающих на вершине Сумеру и ведущих постоянную войну с асурами. Ему подчинены также четыре махараджи - хранители сторон света (локапалы)', он - покровитель земли, всего видимого мира и обитающих в нём живых существ (по некоторым представлениям, его лоб украшает золотой диск в виде луны).
В средневековье X., очевидно, быстро сливается с центральным небесным божеством государственного шаманистского культа - Вечным небом (см. в ст. Тенгри), вплоть до полного отождествления (Хормуста-тёнгри иногда осмысливается как «небо»), и в таком качестве он фигурирует как отец (или создатель) Чингисхана. X.- небесный отец Гесера, по повелению Шакьямуни посылающий своего сына на землю. В монгольских шаманских призываниях X.- глава 33 или 99 тенгри; по некоторым версиям, он участвовал в творении верховных небесных богов. В поздних преданиях X. иногда выступает в роли демиурга. С природой небесного божества связаны его функции громовержца. Согласно сказочно-эпической мифологии, X.- владыка верхнего мира (в одной шаманской легенде описывается как старец, имеющий синюю шёлковую шубу), отец многочисленного семейства. В бурятской мифологии X.- глава добрых западных 55 тенгри (версия балаганских бурят), а также повелитель тёплых дождей, необходимых для травостоя, покровитель кузнечного ремесла. Помимо тенгри, ему подчинены их дети и внуки (ханы, эжины, заяны). Оружие бурятского X.: копьё из чёрного дерева, серебряный колчан со стрелами и жёлтый бухарский лук в серебряном футляре, петля с 13 узлами, кнут с 88 узлами и 99 пуговицами. Его воинское облачение составляют три слоя доспехов; на голове шлем в виде белой шапки, лучезарный, как звезда. Ездит X. на тёмно-гнедом коне величиной с гору.
С X. связан
ряд сюжетных линий в бурятском эпосе о Гесере: X. борется с Ата Улан-тенгри,
главой злых восточных тенгри, из-за обладания Саган Себдеком, нейтральным
божеством, не примыкавшим ни к западным, ни к восточным тенгри; он посылает на
землю своего сына (в земном перерождении - Абай Гесер Богдо), который сражается
со злыми силами, возникшими из тела низвергнутого на землю Ата Улана. В
результате модификации формы «Хормустан» появляется божество Уч Курбустан (уч -
«три» вместо исходного 33) у алтайцев, функционально сходное с Ульгенем, но в
отличие от него встречающееся прежде всего не в шаманской мифологии, а в
повествовательно-фольклорных сюжетах. Уч Курбустан фигурирует то как один
персонаж, то как трое небесных владык (иногда - три брата, восседающие на трёх
золотых престолах); урянхайское поверье называет их: Эрликхан (вопреки обычному
отнесению этого персонажа к нижнему миру; см. Эрлик), Орус-хан («русский царь»)
и Эджен-хан («государь-владыка»-китайский император). Теоним Хормос, который у
алтайцев приобретает форму «кормос», становится термином для обозначения
обширной категории шаманских духов - злых, тёмных, нечистых; демонов
преисподней, обитающих в нижнем мире, а также духов предков (напр., алт. кан
адалар кормос - духи предков по мужской линии)".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.
"Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.