Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Чжуаньсюй.


 

"Чжуаньсюй, в древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по другой версии, правнук) Хуан-ди. Этимология имени Ч. не совсем ясна: по одним предположениям, восходящим к словарю «Толкование знаков» (1 в.), словосочетание «чжуаньсюй» означает «настороженный облик», считается, что подобный облик Ч. унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по другой версии, это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной- «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвёртой - «человек с ровной, словно выточенной из нефрита, головой» (признак мудреца). Существуют предания о чудесном рождении Ч. от луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекитайским мифологическим представлениям, радуга - дракон с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Ч. родился со щитом и копьём на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Ч., судя по описаниям в апокрифических сочинениях рубежа н. э., прослеживаются крайне архаические черты, отражённые в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, вариант - сросшиеся рёбра, сросшиеся брови). В "Вёснах и осенях Люя" (3 в. до н. э.) говорится, что Ч. до 10 лет воспитывался у Шаохао, а в 20 лет взошёл на престол и мудро правил 78 лет. Он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил своему внуку духу Чжуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть другого внука - духа Ли, поручив ему править землёй и людьми. Таким образом, люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Ч. Чжун и Ли прервали сообщение между небом и землёй (первый поднял небо вверх, а второй придавил землю книзу), чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Ч. поручил Фэйлуну («летящему дракону»), подражая свисту ветрам восьми направлений, создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди. Согласно «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), Ч. воевал с богом вод Гун-гуном. По другим источникам, он вёл войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо. Ч. приписывается изобретение одной из систем счёта времени (т.н. «календарь Ч.»), а также введение установлении, определяющих подчинённое положение женщины в обществе. При Ч., видимо, были введены наказания и за инцест (Рань Бао, «Записки о поисках духов», 4 в. н. э.). В историографической традиции даётся характеристика Ч. как идеального правителя (Сыма Цянь). В древних памятниках упоминаются три сына Ч. и другие его потомки, например племя трёхликих и одноруких, или праправнук Ч. Пэн-цзу".

 

Мифологический словарь/Глед. Е.М. Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.

 

 

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.