Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Чума.


 

"Приближаясь к городу или деревне, она точит свои стрелы, и кому случится выйти на ту пору в поле — в того и стреляет, а затем уже входит в са­мое село или город. Оттого первые заболевающие страшным недугом бывают приезжие или странники. Наравне с ведьмами Чума может оборачиваться кош­кою, лошадью, коровою, птицею и кдубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворона или филин, и, садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. Уверяют, что во вре­мя чумы петухи хрипнут и замолкают, а собаки теряют способность лаять, а только ворчат и с визгом бросаются на ужасную гостью. Один крестьянин спал на стогу сена; пробужденный шумом, он увидел огромную женщину, в белой одеж­де (в саване), с растрепанными волосами, которая бежала от стаи собак; она вскочила на лестницу, приставленную к стогу, и стала дразнить собаку но­гою. Крестьянин узнал Чуму, подкрался сзади и столкнул ее с лестницы; Чума погрозила ему пальцем и исчезла, и хотя он остался в живых, но с той са­мой минуты беспрестанно дергал ногою. Петуший крик и колокольный звон признаны были за целебное средство против болезней. По народному убеждению, собака одарена чрезвычайно тонким чуть­ем и острым зрением; она узнает присутствие нечис­тых духов, чует приближение Чумы и Смерти и ки­дается на них, как верный страж домохозяина и его семьи. Когда собака воет — это считается знаком, что она видит Смерть. Отсюда возникли поверья, что Чума боится собак, что у петухов она отымает голос и вырывает хвосты и что там, где владычествует не­чистая сила смерти — зараза, уже не раздается ни пе­тушиный крик, ни собачий лай; согласно с этим ма­лорусские заговоры отсылают сестер-лихорадок и дру­гие болезни в те пустынные страны, где не слышит­ся ни пения петухов, ни лая собак, ни церковного звона, то есть собственно в царство туч, оцепененных холодным дыханием зимы (в вертепы северного ада). Рассказывают также, что Чума не любит кошек и при удобном случае убивает их. В давнее время, по словам болгар, кошка была старшею сестрою Чумы и часто била ее; теперь же, при появлении Моровой язвы, кошки прячутся от нее в печках. Любопытно, что чехи, для излечения детей от сухотки, купают их в ключевой воде вместе с собакою или кошкою".

 

Ю.Медведев, Е. Грушко "Словарь славянской мифологии".

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.