Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Чингисхан.


 

"Чингисхан, мифологический персонаж у монгольских народов, чей образ восходит к реальному лицу - полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Роду Ч. приписывается небесное происхождение (см. Бодончар). Культ Ч. был учреждён его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Ч. вписался в традицию почитания у монголов духов предков (см. Онгоны). Ч. был объявлен великим предком рода монгольских великих ханов, ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Ч. существовал культ его сульде - его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («чёрное знамя»). Для знамён Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде - вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана. С культом Ч. связан культ членов его семьи: матери, жён, сыновей и др.

Образ Ч. претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16-18 вв. По преданиям, Ч. как грозное божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Ч. и ключи увёз в Тибет. Ч. был включён в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Ч. от мифического индийского царя Маха Самади.

В мифах монгольских народов Ч. выступает как культурный герой, учредитель некоторых свадебных обрядов, изобретатель водки, кумыса и табака, покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимические сюжеты объясняют происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Ч.: Алтай улгий («золотая колыбель») - место его рождения; Тогон Шулун («каменный котёл») и Санага («черпак») - места забытых его воинами вещей; гора Дёш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) - место, где Ч. ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой - на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней своё оружие. Ряд мифов посвящён предполагаемому месту нахождения могилы Ч.: на дне специально отведённого русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни - горы Byрхан-халдун и др.".

 

Мифологический словарь/Глед. Е.М. Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.