|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чёрт.
"Чёрт
(рус. «чёрт», «чорт», укр.,
белорус, чорт, словен. crt, чеш., словац. cert, польск. czart, вероятно, из
праслав. *cьrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух. Образ Ч.
дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали
решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках
Ч.- антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и
копытами. В русской средневековой живописи облик Ч. отличается от человеческого
остроголовостью (или волосами, стоящими дыбом - шишом:
отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда - крыльями за спиной. У восточных славян Ч.- родовое понятие, часто включающее всю
нечистую силу («нежить», «нечистики»): водяных, леших, домовых и т. д. Само
происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о
падших ангелах (в русских легендах Ч.- ангелы, уставшие славить бога):
сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле,
превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем
собственно Ч. отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания
(преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог),
и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к
оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще - в
человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик
знакомого - соседа, мужа и т. п.). С вездесущностью Ч. связаны запреты
поминать их и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный,
немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др. Ч. в народных
верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности,
принуждают к неоправданным поступкам («вводят во
грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление,
самоубийство (самоубийца - «чёрту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу
человека; свои души продают Ч. колдуны и ведьмы (чертихи). Ч. могут жить
семьями, по другим поверьям - соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые
дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Ч. вселяется в человека,
тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. могут также насылать непогоду,
метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни,
уносящий проклятых детей; вихри-беснующиеся Ч., чёртовы сваты («чёрт с ведьмой
венчается»); если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью. Ч.
особенно опасны в «нечистых» местах и определённое время суток (от полночи до
первых петухов, реже - в полдень) или года (на святки и в канун Купалы}.
В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда Ч. призываются
в заговорах, во время гаданий и т.п.".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.