Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Чорос, цорос.


 

"Чорос, Цорос, в ойрат-калмыцких мифах предок дербетских и джунгарских княжеских родов, найдёныш сверхъестественного происхождения, которого избирает князем часть племени, уцелевшая после кровопролитной войны и бежавшая в безлюдные, недоступные места. Ч. ребёнком лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева (имя Цорос иногда осмысливается как производное от цорго, «дупло») и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова. В некоторых вариантах дерево с наростом (или сам нарост на дереве - урун, или три дерева) и сова оказываются родителями Ч., при этом в одних текстах в роли отца выступает дерево, а матери - сова, в других - наоборот, или же само дерево происходит от совы. Обычно Ч. наделён прозвищем Удун Бадан (Удунтай Бадантай); удун - «ива» (хотя в ряде версий ребёнок лежит под берёзой), второй компонент имени (бадан) якобы объясняется с помощью слова будун - «мгла, туман, непогода», обступавшая младенца Ч. Ойратский миф о происхождении героя от дерева тесно связан с мифом о происхождении кыпчаков, рассказанный в легенде об Огузхане у Рашидаддина, Абулгази и др. С этими архаическими мотивами сливается более поздний, обосновывающий небесное происхождение Ч.; в нем используются, однако, и тотемические образы (ср. Борте-Чино и Хо-Марал) прежде всего лебедя (ср. генеалогический миф о Хоридое). Отцом Ч. выступает жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами, сын неба (тенгри), а его матерью - фея (дагини, см. Дакини) Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов, см. Лу). По другому варианту, Цорос родится от связи жены богатыря Йобогон-мергена («пеший стрелок»?), предка рода хойт, жившего за 3 поколения до Чингисхана, с чародеем Бо-ханом [Бо-нойоном - «государем (или « князем») шаманом»?] или Лусим-ханом (очевидно, Лусын-ханом, т.е. «ханом лусов»). В дальнейшем, очевидно, появляется миф о поисках после смерти бездетного джунгарского хана - преемника престола, им и оказывается Ч."..

 

Мифологический словарь/Глед. Е.М. Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.