|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шива.
"Шива (др.-инд., «благой», «приносящий счастье»), в
индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой, и
Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве
самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200
до н. э.), однако истоки его
культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов
долины Инда (3-2-е тысяч, до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого
зверями, в котором можно усмотреть прототип Ш. в его функции «хозяина животных»
(Пашупати). Многие атрибуты Ш. были присущи ведийскому
Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры - Ш. стал основным
именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом. О
позднем и не вполне органичном вхождении Ш. в индуистский пантеон рассказывает
миф о жертвоприношении Дакши,. Согласно одной из версий этого мифа (Мбх.
XII 283-4; Ваю-пур. 30; Вишну-пур. I 8, и др.), Ш.
первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый
на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить
её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В
процессе длительной ассимиляции в Ш. были синтезированы черты различных
арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты
иногда противоречиво переплетаются в образе Ш. и отражены в его эпитетах. Ш.- «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени
(Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы (Мбх.
II 20), и он - истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость acypoe
- Трипуру (Шат.-бр. III 4, 4; Мбх. VIII 24; Матсья-пур. 125, 40; Шива-пур. II
5). Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух
главных направлений в индуизме, Ш.- высшее существо, олицетворяющее созидающие
и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий
господин»), Бхава («сущее») и т. п.
Воплощением
космической энергии Ш., регулирующей мировой порядок, является его оргиастический
танец - «тандава», который Ш. в качестве Натараджи («царя танца») исполняет
вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры
Апасмары (ср. дионисийский культ). Согласно одному из пуранических мифов, змей
Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу
Ш. По другому мифу, Ш. покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те
вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на
Ш., но Ш. содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на
него змею и антилопу, но Ш. надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно
зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой
власть Ш. Представление о созидающей энергии Ш. воплощено в его основном символе
- линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны,
покоящейся на йони - женском символе, распространены по всей Индии и являются
главным объектом культа Ш. В «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Упаманью
говорит, что знак творения - не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не
ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Ш.- верховный бог и творец мира.
Согласно другому мифу, во время спора Врахмы и Вишну, кого из них почитать
творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь
найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в
виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они
признали Ш. величайшим из богов (Линга-пур. I 17; Шива-пур. II б; Ваю-пур. 55, 21-61). Сходный аспект культа Ш. отражён
также в представлении о нём как о двуполом существе - Ардханаришваре, с правой - мужской и левой - женской половинами (Матсьяпур.
280, 1-10, и др.).
Будучи
богом-созидателем, Ш.- одновременно и бог-разрушитель; в частности в этой
функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему
отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны
многие устрашающие черты облика и культа Ш. Свиту Ш. составляют праматхи
(«мучители»), бхуты, веталы и пишачи - злые духи и оборотни, живущие на
кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа,
представляющие собой эманацию духа Ш.: тысячеголовый и
тысячерукий Вирабхадра, исторгнутый изо рта Ш. ради разрушения жертвоприношения
Дакши; имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Ш. для уничтожения
Раху; Вхайрава («ужасный») - чудовище с гигантскими клыками, опоясанное
черепами и змеями, которое Ш. сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме.
По одному из мифов, Ш., разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но
за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета»
(Махайогина) Ш. изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими
копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой
шкуре и погружённым в глубокую медитацию.
Посредине лба
Ш.- третий глаз, который появился у него, когда жена Ш. Парвати, подойдя к нему
сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Ш. особенно губителен: его
пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических
подвигов. Волосы Ш. украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга,
которую Ш., когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью
своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Ш. во время пахтанья богами
океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея -
синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Ш. у
него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу),
маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с
черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т. д.
Со своей женой, имеющей множество имён и ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали,
Ума и др.), Ш. живёт на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и
предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное
(вахана) Ш. и его постоянный помощник - бык Нандин. В пуранах
перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Ш. Помимо названных ранее, среди них
наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»),
Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша
("властитель гор"), Джатадхара [«носящий копну (волос)»], Ишана
(«властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин («с гирляндой из черепов»),
Махеша («великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана
(«пятиликий»), Стхану («твёрдый»), Трилочана («трёхглазый»), Чандрашекхара
(«увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный») и др.
".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.