|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ашвины.
"Ашвины
(«обладающие конями» или «рождённые от коня»), в ведийской и индуистской
мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе. В «Ригведе» им
посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний А. идут сразу же после Индры,
Агни, Сомы.). А. принадлежат к небесным божествам и связаны
с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на
золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т. п.), запряжённой
конями, птицами (орёл, лебеди, соколы) и т. д.» или на стовесельном корабле по
небу над всем миром в сопровождении Сурьи. Они объезжают за день вселенную и
прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся.
А.- знатоки времени (РВ VIII, 5, 9, 21), они рождены небом, их место в обоих
мирах. А.- спасители, помогающие в беде (111 8,6-10и др.);
они приносят дары для ариев (I 117, 21), богатство, пищу, коней, коров, быков,
детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу; они защищают
певцов, вознаграждают их. Подчёркивается роль А. как
божественных целителей (А.- «божественные врачи», «всезнающие»): они возвращают
жизнь умершим (1117, 7,24; X 65,12 и др.), излечивают слепых и хромых (I 112,
8; 117, 19; X 39, 3; Мбх. I 3: история Упаманью),
совершают другие чудесные поступки. Они спасают
гибнущих в водной пучине (ср. историю Бхуджью}; они же дают Шунахшепе совет,
как спастись от заклания (Айт.-бр. VII, Рам. I и Др.).
Эта функция А. фиксируется и в более поздних текстах («Махабхарата»,
«Гопатха-брахмана» и др.). А. связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им
жертву, везут мёд на колеснице и т. д.) и сомой, на основании чего была
выдвинута гипотеза о замене в Древней Индии старого опьяняющего напитка из мёда
сомой. А. нетерпимы к чужим; они выступают против злых
духов, болезней, скупцов, завистников. Из всех божеств ведийского пантеона
именно А. теснее всего связаны с солярными божествами и, как и последние,
принимают участие в свадебных ритуалах (РВ Х 85).
А. изображаются юными (они - самые юные из богов, но вместе с тем и
древние, VII 62, 5), сильными, прекрасными, обладающими здоровьем;
подчёркивается их яркость, золотой цвет (цвет мёда; несколько раз они названы
красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами (I 117, 9),
украшены гирляндами из лотоса; они танцоры (VI 63, 5). Их сравнивают с
птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т. д. Позднейшая
иконография уточняет эти описания А. Главная особенность А.- парность (III 39,
3 и др.); и, хотя А.- близнецы, иногда указывается, что они родились порознь (V
73, 4); согласно древнеиндийскому лексикографу Яске (Нирукта XII 2), один из
А.- сын ночи, другой - сын рассвета (один - сын Сумакхи, другой - сын неба; РВ
I 181, 4). Не вполне ясно, как дифференцировались А. между
собой в ранний период; позже (ср. уже Шат.-бр. IV I,
5, 16 и др.) оформляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан
каждый из А.: небо - земля, день - ночь, солнце - месяц и т. д. Их отец - Дьяус
- Небо или Вивасват (в другой версии - Мартанда); матерью называют Ушас, Океан,
реку Синдху, Саранью. Жена их - Ашвини (V 46, 8). Вместе с тем Ушас
выступает и как сестра А.; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (А.
одновременно её мужья и сваты для Сомы, Х 85); Пушан - их сын, вместе с тем А.
(порознь) - родители Накулы и Сахадевы - двух младших пандавов. А. также выступают
вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т. д.
В ряде
мифологических сюжетов А. играют видную роль. Основной из них
(Шат.-бр. III) описывает рождение А. Дочь Теаштара
Саранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями,
Саранью, не любившая супруга, подменяет себя во всём подобной ей женщиной, а
сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват,
превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения
Саранью рождает двух близнецов-братьев - Насатью я Дасру, которые и стали
называться Ашвинами (также и Насатьями). А. выступают и в сюжете поединка Индры
со своим бывшим другом асурой Намучи. А. приготовили лекарство, вернувшее Индре
силу. А. исцеляют Индру и тогда, когда он выпивает чрезмерное количество сомы
после убийства Вишеарупы («Махабхарата» и др.). Один из
наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с А., излагается в
«Шатапатха-брахмане» (IV), «Махабхарате» (III), «Брихаддевате» и др. (ср. также
упоминания о нём в «Ригведе» и иную версию в Джайм.-бр. III 120-127). А. (Насатья и Дасра) однажды увидели красавицу
Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе
мужа. Суканья отказалась, т. к. у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана.
Тогда А. омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных
юношей, не отличимых друг от друга. По тайному знаку Суканья всё-таки сумела
выбрать Чьявану, который в благодарность дал А. долю в возлияниях
сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры. Другие мотивы: А. дают брови Кали;
особенно многочисленны мотивы спасения А. кого-либо из беды.
Почитание А.
продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, "Хариванше"
они именуются Ашвиникумара, т. е. «дети кобылы», хотя их конская природа, как и
в ведийских текстах, остаётся завуалированной. В дальнейшем появляются другие
пары близнецов, дублирующие А. В образе А., по всей вероятности, нужно видеть
следы древнего индоевропейского культа близнецов (см. Близнечные мифы). А.
близки древнегреческим Диоскурам. Как и А., они связаны с конями, сменой дня и
ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мотив рождения Диоскуров
из яйца соотносим с тем, что А.- сыновья Мартанды (букв.
«яйцо смертного»; см. Мбх. XII 208,
17). Образ А. проник в некоторые культурные традиция народов
Юго-Западной Азии".
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.