Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

 

Шулмасы, шолмосы, шумнасы, шимнусы, шулмы, чулме, чулмысы, шулбысы, шулбусы, чулбусы.


 

"Шулмасы, шумнасы, шимнусы, шолмосы (бурят.), шулмы (калм.), шулбысы, чулмысы (алтайск.), шулбусы, чулбусы (тувин.), чулме (хакас.), в мифах монгольских народов и саяно-алтайских тюрок злые духи, демоны. Этимология термина восходит к слову шимну - согдийская форма имени иранского божества Ангро-Майнью, при принятии согдийцами буддизма отождествлённого ими с демоном Марой; название шимну (шумну) вошло в буддийскую мифологию уйгуров, а затем - монголов. В ней фигурируют множество Ш., их царство, хан Ш. Прежде всего Ш.- демон-искуситель человека; он пытался отвратить от праведного пути Будду. По преданию, хан Ш., чтобы противостоять буддийской проповеди, изготавливает водку, а из утробной крови женщины-Ш. вырастает табак. Ш. способны принимать облик как женщин, так и мужчин. У калмыков Ш. наделяется как зооморфными чертами (козлиные ноги или борода, хвост верблюда вместо косы, голова лягушки), так и антропоморфными (принимает облик прекрасной девушки, угощающей путников отравленным питьём).

В монгольских мифах Ш. иногда выступает как неразмножающаяся, нестареющая и неумирающая ведьма, боящаяся козлов и колючек. Её магическая сила заключена в золотом волосе (у калмыков - в пучке волос на затылке, завладевший им человек вынуждает Ш. исполнять свои желания). Возможно, этот образ восходит к тибетской богине Ралчиема из свиты Лхамо (монг. Охин-тенгри) - одноногой «женщине с пучком волос» (см, в ст. Тхеуранг). Ср. также албасты.

Генетически связанный с иранским божеством тьмы, Ш. (или хан Ш.) выступает как персонификация тёмного начала, противостоящего светлому, которое олицетворяет Хормуста. Иногда Ш. называются подручные Эрлика. В качестве демонов-губителей, выполняющих поручение богов, Ш. часто фигурируют в сказочно-эпических повествованиях. Нередко в них термины «Ш.» и "яамгус" синонимичны, хотя в некоторых эпических традициях (в частности, южномонгольских) значение обоих терминов различно: Ш.,именуется жена, дочь или мать мангуса".

 

Мифологический словарь/Глед. Е.М. Мелетинский - М. "Советская энциклопедия", 1990 г.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.