|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юнона.
«Юнона (Juno) -
древнеиталийская богиня, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним
по имени (Juno, из Jovino; существует также название богини - Jovia) и в
культе. Так, культом Юпитера заведовал flamen Dialis, культом Юноны - его жена
flaminica; Юпитеру приносились в жертву белые быки, Ю. - белые коровы; Юпитеру
были посвящены иды, Ю. - календы; Юпитер имел прозвание, между прочим,
Lucetius, Ю. - Lucetia или Lucina; Юпитер и Ю. посылали дождь, олицетворяли
воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу
первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Ю. обособилась как
богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию
древних италийцев, находилась под влиянием луны. Наряду с многочисленными
празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни
одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Ю.; посвященные Ю.
календы считались присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились
к числу праздников (feriae). Культ Ю. был распространен по всей Италии, включая
Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли себе
место все особенности отдельных местных культов Ю., отчасти как пережиток,
сохраненный населением от древней доисторической эпохи, отчасти как
заимствование, явившееся следствием завоевания городов-хранителей того или иного
культа. Пережитком древнего культа Ю. в Риме является обряд объявления
народившейся новой луны и нон, совпадавших с первой ее четвертью. На вершине
Капитолия находился храм Ю. Монеты (Советницы, по другому толкованию - Невесты;
впоследствии при храме был устроен монетный двор, причем эпитет богини стал
употребляться для обозначения как самого здания, так и монет), освященный в
Как богиня небесного и в частности лунного света (Lucina), Ю. имела
особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период
беременности; ей же приписывали силу помогать родильницам; под покровительством
ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины. Богиня
приводила невесту в дом жениха (Iterduca, Domiduca); ее призывали при
намазывании мазью дверных косяков в доме новобрачных (J. Unxia), при
распускании пояса невесты (J. Cinxia) и вообще при заключении брака (J. Juga);
как Fluviona она облегчала кровотечение во время менструаций; как Ossipago
помогала развитию зародыша; как Lucina призывалась женщинами (подобно греческой
Илифии) при разрешении от бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за
новорожденных детей определенную сумму денег (stips). Ю. посылала плодородие:
отсюда роль козлиной шкуры - символа страсти - в культе Ю. (и Фавна). В
октябрьские ноны (7 октября) на Марсовом поле приносили жертву J. Сuritis как
богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и покровительнице
семейного и родового быта, государственными органами которого были курии.
Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и культов в Рим,
греческая Гера ассимилировалась с Ю. Со второй Пунической войны Авентинская Ю.
Царица участвует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которые
назначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии и обрядности -
децемвирами sacris faciundis. Под влиянием греческих религиозных представлений
Марс стал именоваться сыном Ю. и Юпитера. Кроме индивидуальной богини у
римского Олимпа - Ю., в римской религии известны еще юноны, опекавшие жизнь
отдельных женщин: у каждой женщины была своя юнона, точно так же, как у каждого
мужчины был свой личный покровитель – гений».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.