|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Янус.
«Янус, римский бог (Janus) —
один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага
Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного
представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались
различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел
в Я. божество входа и выхода; другие полагали, что Я. олицетворяет собою хаос
(Ja nus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я.
с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе;
другие считают Я. символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших
исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому
толкованию, по которому имя Я. отожествляется с латинским словом ianus (дверь,
дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода.
Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Я. стали
изображать двуликим (geminus) — образ, естественно вытекающий из представления
двери, как двустороннего предмета. Итак, Я. первоначально был божественным
привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или
Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и
необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей — палка. Как в
противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный
очаг — Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь,
ведшая в атриум государства — на римский форум, так называемый Janus Quirinus.
Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части
форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными
перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я. была
сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию
царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка
запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно,
чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и
Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после
битвы при Акции, в
Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium —
вход и начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем
всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова
Варрона: в руках Я. — начало, в руках Юпитера — все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник
римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был
посвящен утренний час (отсюда эпитет бога — Matutinus), в периоде месяца —
календы (первое число), в периоде 12-месячного года — первый месяц, названный
по имени Я. январем (Januarius). По свидетельству Варрона, Я. было посвящено
двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось
несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на
римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Я. не было, если не
считать арки Двуликого Я. на римском форуме. Первый
храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного
Гаем Дуилием в битве при Милах (
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.