|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аид, тартар.
«Аид, Гадес («безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А.- олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. II. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Horn. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т.к. смертная участь не минует ни одного человека; А. именуется Плутоном («богатым»; V 489), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Нот. II. 484-845) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. II. V 395-403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику.
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Нез. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (Aristoph. Pax. 42; Hymn. Orph. XV 6).
А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл. Однако А. внушает ужас своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489-491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени, Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат»-символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Horn. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537-570), мрачные глубины А.- Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Нот. II. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Aen. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Horn. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а).
Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Нот. Od. XI
576-600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях
«Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112a-114с), у Вергилия. Подробное описание
царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI)
опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей
искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет
также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Нот. Od.
IV 561-569). Об «островах блаженных»
упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. II 54-88), так что
разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции
(Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С
проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и
тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона
неотвратимости (см. Адрастея}. А.А.Тахо-Годи».
Мифологический словарь. Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. Советская энциклопедия,
***
«Тартар, в греческой мифологии пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В Т.- жилище Никты (Ночи). Великой бездны Т. страшатся даже, боги. В Т. были низринуты титаны, побеждённые Зевсом. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие (Нее. Theog. 717-745). На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергнутых титанов; в Т.- боги прошлого поколения, отцы победителей. Т.- это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу). В дальнейшем Т. был переосмыслен как самое отдалённое место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои - Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней (Verg. Aen. VI 580--601), Сисиф, Титий, Тантал (ср. Horn. Od. XI 576-600). В «Теогонии» Гесиода Т. персонифицирован. Он - в числе четырёх первопотенций (наряду с Хаосом, Геей и Эросом) (116-120). Гея порождает от Т. чудовищного Тифона (821 след.). Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна (Apollod. II 1, 2). А. Т.-Г.».
Мифологический словарь. Гл.ред. Е.М.
Мелетинский - М. Советская энциклопедия,
***
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.