|
|
|
|
|
|
Справочные материалы. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ад, геенна, чистилище.
«Ад — обозначает, по словам
древних, ту часть преисподней, куда идут души грешников для наказания, картины
чего фантазия разных народов рисовала себе различно. У греков и римлян эта
часть преисподней называлась тартаром (см. это слово). Евреи, как и греки и
римляне, полагали, что души всех умерших, расставшись с телом, спускаются в
мрачное место — у евреев шеол (преисподняя для грешников), у греков гадес — и
влачат там бездеятельное, безрадостное, равнодушное существование. Со времени
вавилонского пленения представление о шеоле расширилось; его стали делить на
рай (см. это сл.), обитель душ праведников, и на геенна (собственно — геинном,
от Инном, названия долины около Иерусалима, куда выбрасывали для сожжения трупы
нечистых животных и преступников) — место мучений, наказания грешных душ. В
числе мучений главную роль играет огонь, вследствие чего ад представляли себе обителью
огня, морем кипучей серы и огня, и считали вулканы за входы в него. В этом виде
застало представление об аде у евреев учение Христа и изменило его согласно
высокому своему учению о воскресении душ. По учению церкви, души как
праведников, так и грешников должны воскреснуть для Страшного Суда — души
праведников взойдут в царство небесное, души же грешников низвергнутся в геенну
огненную. По словам Евангелия, ад представляли себе царством мрака, где
грешники воют и скрежещут зубами от пожирающего их огня, который никогда не
угасает, от червя, который гложет их, никогда не умирая. Относительно
продолжительности наказания существовало разногласие. Господствующим стало с V
века учение о вечности страданий в аду. Рядом с ним возникло учение о чистилище
(см. это сл.). Данте в своей "Божественной комедии" говорит о трех
местах пребывания душ умерших: рай, чистилище и ад. Восточная церковь отвергает
учение о чистилище, но в некоторых религиозных сочинениях также упоминается о
месте наказания для некоторых душ, прежде чем они достигнут наконец блаженства.
Учение о вечности адских мучений принималось протестантизмом как учение церкви.
Только в XVIII столетии начали раздаваться голоса против этого учения ввиду
противоречия его исправительным целям наказаний вообще и несогласия его с
мудростью, милосердием и справедливостью Бога. Физический характер страданий
был постепенно значительно смягчен супернатуралистами. Вместо мучения огнем
стали полагать внутренние нравственные страдания, бесконечно долгие. По мнению
Лессинга, разница в добром и злом на земле должна выразиться в загробной жизни
точно такой же разницей в степенях совершенства и блаженства, не могущей
исчезнуть совершенно даже и при бесконечно долгом своем развитии. В
противоположность этому в толках под влиянием Шлейермахера распространилось
толкование, по которому искупление Христом Спасителем грехов всего мира должно
по самому смыслу своему вести к спасению всех людей в мире, так как, если хотя
бы только одна часть человечества не нашла еще спасения, то и само искупление
не может быть полным. Толкование это логически следовало из учения о
непреодолимости благодати Божией. Ввиду свободы воли человека мыслимо было,
однако, предположение, хотя бы и чисто гипотетическое только, что могут же
существовать такие закоснелые грешники, которые останутся упорными до конца,
что неоднократно и высказывалось. Вейсе и другие старались разъяснить вечное
осуждение теорией окончательного уничтожения упорных грешников. Весь вопрос
может иметь, конечно, значение только для верующего в загробную жизнь; всякая
попытка облечь в материально-определенную форму философское учение о
постепенном и прогрессивном искоренении зла и обречении его на гибель
исторически должна вести к противоречиям, раз мы станем относить осуществление
этой идеи ко всем людям в загробной жизни. Некоторые из современных писателей
сомневаются в возможности допущения в загробной жизни реального места
физических мучений и наказаний, но истинно христианское учение дает вернейшее
толкование Евангельскому учению о загробной жизни и вечных мучениях, ожидающих
грешника».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
«Ад, преисподняя [лат. (locus) infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l'Enfer; нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», ср. др.- сканд. hel - Хель], пекло (в слав. языках, напр. польск. piekto, букв.- «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников.
Представления об А. (противопоставляемом раю), имеющие своими предпосылками формирование понятий о дуализме небесного и подземного, светлого и мрачного миров, о душе умершего (резко противопоставляемой телу) - в сочетании с возникновением идеи загробного суда и загробного воздаяния - сравнительно позднего происхождения. В дохристианскую эпоху наглядно-материальные, детализированные картины потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их, присущи не только мифологии, связанной с египетским культом Осириса, или проникнутым дуализмом древнеиранским религиозно-мифологическим представлениям, но и философской «мифологии» пифагорейцев и Платона (ср. видение Эра в «Государстве» Платона). В канонических ветхозаветных текстах подобные мотивы практически отсутствуют (см. Шеол). В каноне Нового завета предупреждение об угрозе страшного суда и А. занимает важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. Состояние пребывающего в А. описывается не извне (как зрелище), но изнутри (как боль); упоминания об А. в притчах Иисуса Христа рефреном замыкаются словами: «там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12; 13, 42 и 50; 22, 13; 24, 51; 25, 30). А. определяется как «мука вечная» (25, 46), «тьма внешняя» (8, 12 и др.; по церковно-славянски «тьма кромешная»). Пребывание в А.- это не вечная жизнь, хотя бы в страдании, но мука вечной смерти; когда для него подбирается метафора, это не образ пытки, а образ умерщвления (осуждённого раба из притчи «рассекают», Матф. 24, 51), а сам страждущий в А. сравнивается с трупом [ветхозаветные слова о трупах отступников - «червь их не умрёт, и огонь их не угаснет», Ис. 66, 24 (ср. Геенна как синоним А.) трижды повторены Иисусом Христом об отверженных в А.: Мк. 9, 44, 46, 48]. Наиболее устойчивая конкретная черта А. в Новом завете - это упоминание огня, символический характер которого выявлен через очевидную цитатность соответствующих мест: уподобление А. «печи огненной» (Матф. 13, 42) соотносится с контекстом популярных легенд о каре, которой были подвергнуты Авраам и гонители трёх отроков, а образ А. как «озера огненного и серного» (Апок. 20, 10; 21, 8; уже в кумранских текстах А. назван «мраком вечного огня» и говорится о наказании «серным огнём») - с образностью ветхозаветного повествования о дожде огня и серы над Содомом и Гоморрой (Быт. 19, 24). Символика огня получает особенно глубокие измерения, поскольку огонь - это метафора для описания самого бога: Яхве - «огнь поядающий» (Втор. 4, 24, цитируется в Новом завете - Евр. 12, 29); явление духа святого - «разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян. 2, 3); причастие сравнивается в православных молитвах с огнём, очищающим достойных и опаляющим недостойных. Отсюда представление, что по существу нет какого-то особого адского огня, но всё тот же огонь и жар бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжёт чуждых ему и холодных жителей А. (такова, например, интерпретация сирийского мистика 7 в. Исаака Сириянина). Такое понимание А. не раз возрождалось мистическими писателями средневековья, а в новое время - художественной и философско-идеалистической литературой (вплоть до Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» и Ж. Бернаноса в «Дневнике сельского кюре»).
Однако одновременно создаются чувственно-детализированные картины А. и адских мучений, рассчитанные на устрашение массового воображения. А. рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами (чертями) в роли усердных палачей; как место чувственных пыток, применяемых за различные категории грехов по некоему потустороннему уголовному кодексу (причём в соответствии с духом архаического судопроизводства виновный терпит кару в погрешившем члене своего тела, вообще род наказания наглядно отвечает роду преступления: клеветники, грешившие языком, за язык и подвешены; лжесвидетели, таившие в устах ложь, мучимы огнём, наполнившим их рот; ленивцы, в неурочное время нежившиеся в постели, простёрты на ложах из огня; женщины, вытравлявшие плод, обречены кормить грудью жалящих змей, и т. д.). Эти подробности в изобилии содержатся в многочисленных апокрифах и «видениях» - от раннехристианского «Апокалипсиса Петра» (нач. 2 в.) и «Апокалипсиса Павла» (различные слои текста от 2 или 3 в. до 5 в.) до византийского «Апокалипсиса Анастасии» (11 или 12 в.), западноевропейского «Видения Тнугдала» (сер. 12 в., позднейшие переработки)».
Мифологический словарь. Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М. Советская
энциклопедия,
***
«Геенна — новозаветное название "долины Енномовой" (по-еврейски Гегинном) идущей от горы Сиона к долине Кедронской. По преданию, здесь во времена усиления идолопоклонства среди израильтян народ приносил своих детей в жертву Молоху. Благочестивый царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство осквернил эту долину в глазах народа, сделав ее местом свалки нечистот. Смрад, шедший от этой долины, сделал ее впоследствии символом ада (Евангелие от Матфея, V, 22). А. Л.».
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
***
«Чистилище (purgatorium,
purgatoire, Fegfeuer). — Учение о Ч. представляет собой одно из характерных
отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По
учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми,
направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами,
направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами
и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,
промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии"
Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями
средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во
внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого
идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на
поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских
богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским
и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут
искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго
пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать
Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо
для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы
понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное
большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства
существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни
католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто
скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа
Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф., XII, 32).
2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне
открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор., III,
13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в
земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором — слова об огне,
испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле
[В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам,
непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12
апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"),
находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении
второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение
человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут,
постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном
испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви
в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном
Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника
проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает"
("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют
их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не
в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее
раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв,
добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч.
может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о
сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы,
предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в
средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании
нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги
Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее
представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в
действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном
месте. Блаженный Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться
очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем
Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а папа
Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно
разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат
Флорентийским собором
Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.