Справочные материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх.

 

Кремень.


 

Кремень м. самый твердый и жесткий из простых камней, служивший прежде особенно для добычи огня (до самогарных спичек).

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.

 

***

Кремень, минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (Опала, Халцедона или Кварца). К. широко распространён в природе в виде конкреций, желваков и пластов, залегающих согласно среди известняков и меловых отложений либо секущих слоистость. Образуются при диагенезе осадков, катагенезе горных пород и при выветривании. Твердость К. по минералогической шкале 7. Излом раковистый.

Благодаря способности образовывать при сколе острый режущий край К. с глубокой древности вплоть до железного века использовался человеком для выделки каменных орудий (см. Каменный век).

 

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

***

Кремень сначала был единственным каменным материалом для изготовления орудий и оружия. Это объясняется присущими ему свойствами и широким его распространением в Азии и Европе, где зародилась человеческая культура. Твердость и хрупкость кремня позволяла легко разбивать его. Затем человек начинает использовать обсидиан, кварцит, песчаник, жильный кварц, яшмы, халцедон, окремнелый известняк, полевой шпат, нефрит, железный колчедан и др.

В местностях с большим количеством кремния или другого подходящего камня возникали настоящие мастерские по обработке камня или, как их называют археологи, "каменные кузницы". Посредством меновой торговли изделия из камня распространялись на большие расстояния.

В мезолите совершенствуется техника изготовления кремневых орудий, а размеры орудий с правильными геометрическими очертаниями трапеций, сегментов и ромбов, становятся небольшими (2-3 см). Они вставлялись в деревянную или костяную оправу, и таким путем получались своеобразные ножи, стрелы и т. п. В это время появились лук и стрелы, значительно облегчившие охоту. На каменных стенах пещер древний человек изображал многофигурные сцены сражений, охоты, загона животных. Силуэты животных заливались черной или красной краской, а человеческие фигуры наносились схематично, отдельными штрихами. Картины древних художников удивительно выразительно передают движение.

 

 

 

 

Рис.1.

 

В неолите (новый каменный век) кремень по-прежнему служит важнейшим материалом для изготовления острых режущих или заостренных инструментов и мелких орудий. Нужда в камне заставила человека не только расширить поиски на поверхности земли, но и перейти к добыче под землей. Это были зачатки горного дела. Древние подземные разработки кремня в виде колодцев и шахт обнаружены в Бельгии, Франции, Англии, Италии (Сицилия), Польше, Швеции и других странах. Инструментами первых горняков служили каменная кирка (ею разрыхляли грунт) и каменный молот (с его помощью разбивали камень). Использовалась также кирка из оленьих рогов. Уже в те чрезвычайно отдаленные времена применяли огонь и воду для облегчения тяжелой работы по раскалыванию камня.

В Бельгии археологи открыли древнейшие шахты по добыче кремня. У селения Спиенн одна из них достигает 17 м в глубину и почти по всей высоте имеет одинаковый поперечник - около метра. У дна шахты отходят в стороны низкие, но достаточно широкие горизонтальные ходы. Древние горняки заботились и о своей безопасности - для предотвращения обвалов в подземных галереях оставлялись земляные подпоры (теперь их называют охранными целиками), а чтобы в отработанных местах не случались обвалы и не угрожали соседним, где проводилась добыча, галереи засыпали землей и щебнем. Спиеннская шахта служит наглядным примером высокого мастерства человека неолита в проходке горных выработок.

В неолите техника обработки каменных орудий достигла высокого уровня. Каменные изделия становятся не только изящными и легкими, но многие из них шлифуются и полируются. Поэтому неолит еще называют веком "шлифованного камня". Шлифовка топоров, молотков, долот, наконечников палиц производилась сухим и влажным песком. Эти изделия настолько совершенны по своим пропорциям и качеству отделки, что в них мы узнаем формы современных орудий труда - молотков, ножей, долот, скребков и т. д. (рис. 1). Сходство настолько велико, что кажется, будто они выполнены по современным образцам.

 

Лебединский В.И. "В удивительном мире камня" - Москва: Недра, 1978.

 

***

 

 

 

В настоящем разделе исходный текст источника может быть сокращён.