|
|
|
|
|
|
|
Фрагменты
тематических групп. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
308а. Жива, Живот, Зевана, Дева.
живицы |
|
[193] |
Девы жизни у хорутан. Ср. кресницы. |
Жива |
слав. |
[32] |
"Жива (Живана, Сива) — богиня мировой жизни (весны),
плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим
воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит
воскрешает умирающую на зиму приду, дает земле плодородие, растит нивы и пажити.
В правой руке она держит яблоко, в левой — виноград.
В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка принималась за ее воплощение.
Прилетая из вирия, из той заоблачной страны, откуда нисходят души
новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка
ведает часы рождения, брака и смерти. Так доныне, заслышав весеннею порою
кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на белом
свете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше. Девушки
чествуют кукушку: крестят ее в лесу, кумятся между собой и завивают венки на
березе. «...Обряд этот (крещение кукушки)... связан с обновлением
жизненных сил природы: после зимнего умирания — возрождение и торжество
солнечного тепла. Другая сторона действа — повлиять на творческие силы природы,
вызвать обильный урожай. По представлениям древних славян,
в кукушку превращалась богиня жизни Жива» (А. Стрижен. «Народный календарь»)". |
Жива |
слав. |
[27] |
"Жива (Дева, Дзиева). Олицетворение плодоносной силы,
юности, красоты всей природы и человека — то есть весны. Жива властвует,
когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись
от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы,
красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.
Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее
молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на
нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветети зеленеет". |
Живана |
слав. |
[32] |
см. Жива |
живой |
слав. |
[27] |
"Живая и мёртвая вода. Полюбил Михаиле
Потык, богатырь былинный, красавицу Авдотью Лиховидьевну, чаровницу, явившуюся
ему поначалу в облике белой лебеди. Они были счастливы в супружестве. Но вот красавица
умирает, и богатырь, исполняя свой давний зарок, спускается вместе с
покойницей в царство мертвых. Там он бьется с чудовищным Змеем "о
двенадцати хоботах" и, победив супостата, заставляет
того принести мертвой и живой воды, дабы оживить Авдотью. В волшебных сказках
живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти
стихии, — Орел, Сокол, Ворон. Мертвую воду называют еще "целющей",
она сращивает части тела, разрубленного на куски. Остальное довершает вода
"живая" — возвращает жизнь, наделяет силой богатырской. В древние
времена славяне называли живыми воды, текущие из родников. Считалось, что у
живых вод обитают тридевять сестрениц-русалок". |
Живот |
слав. |
[32] |
"Живот — божество полянских славян, имя его означает
жизнедателя или сохранителя жизни". |
Зевана |
слав. |
[32] |
"Зевана (Дзевана) — юная и прекрасная богиня лесов и
охоты, которая любит охотиться в светлые лунные ночи; с оружием в руках
мчится она на борзом коне по лесам, сопровождаемая ловчими псами, и гонит
убегающего зверя. По народным рассказам, чудесная дева охотится в дебрях
Полабии и на высотах Карпатских гор. Изображается в куньей шубе, верх которой
покрыт беличьими шкурами. Сверху надета вместо епанчи кожа медведя. В руках
она держит натянутый лук со стрелою или капкан, подле нее положены лыжи и
битые звери, рогатина и нож. В ногах лежит собака. Этой богине молились
ловцы, прося у нее счастья в охоте. В ее честь приносилась часть добычи.
Жертвовали ей шкуры убитых зверей. В древности шкурки куницы и других пушных
зверьков использовали в качестве денег. Есть свидетельство о разрушении ее идола в Польше в 965-м году. В других племенах,
связанных с лесом и охотой, она называлась Дива, Дева, Дивия, Златая Баба,
Баба и т.п.". |
Зевс |
др. греч. |
[30] |
"Зевс — верховный бог. Бог неба, грома и молнии,
верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын
титана Кроноса и Реи. Низвергнув в Тартар своего отца Кроноса, стал владыкой
богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел;
местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Брат Аида, Деметры и
Посейдона. Зевсу соответствует римский Юпитер". |
Ζεύς |
др. греч. |
[38] |
Ζεύς,
gen. Διός (dat. Διΐ и Δί с ῑ,
acc. Δία, voc.
Ζεῦ; эп.-поэт.: gen. Ζηνός, dat. Ζηνί, acc. Ζῆνα
и Ζῆν, дор. Ζᾶν и Δᾶν; поздн. у Sext. gen.
Ζεός, dat.
Ζεΐ, acc. Ζέα) Зевс (сын Кроноса и Реи -
Κρόνου
παῖς,
Κρονίδης
и Κρονίων
Hom., Hes.; его эпитеты преимущ. у Hom.: ἄναξ
βασιλεύς
«владыка и повелитель», πατέρ
ἀνδρῶν τε θεῶν τε «отец богов и
людей», μητιέτα,
ὕπατος
μήστωρ
«высший промыслитель», μέγα,
μέγιστος,
κύδιστος,
ὑπερμενής, ὑψίζυγος
«величайший из богов», πανομφαῖος «податель всех
знамений»: Ζ. αἰθέρι ναίων, νύκτες
τε καὴ ἡμέραι
ἐκ Διός εἰσιν, Ζ. ὕει, Ζ. νίφει;
νεφεληγερέτα,
κελαινεφής «тучегонитель», εὐρυόπα, τερπικέραυνος,
ἀργικέραυνος,
ἀστεροπητής, ὑψιβρεμέτης, ἐριβρεμέτης, ἐρίγδουπος,
στεροπηγερέτα «громовержец», αἰγίοχος
«эгидодержавный», ξείνιος
«блюститель законов гостеприимства», ἱκετήσιος
«покровитель просящих об убежище», μειλίχιος,
σωτήρ
«спаситель», ἐλευθέριος
«освободитель от иноземного ига», ἀγώνιος «бог
браней», ὃρκιος,
πίστιος
«страж и покровитель верности», μόριος
«защитник священных масличных рощ Аттики», ἑρκεῖος, ὁμόγνιος
«хранитель домашнего очага и семейных уз», он брат и супруг Геры - πόσις Ἥρης, бог племени
древних пеласгов - Πελασγικός, почитаемый во всей Греции,
но с главным культовым центром в Додоне -
Δωδωναῖος;
иногда он обособляется от сонма богов, напр. в обращении ὦ Ζεῦ καὴ
θεοί Xen.;
впоследствии отождествл. с римск. Juppiter). |
зевота |
слав. |
[32] |
см. лихорадка |
Зевксиппа |
др. греч. |
[30] |
"Зевксиппа — супруга Пандиона. Мать близнецов Эрехфея
и Бута, а также Филомелы и Прокны". |
Дий-хан-баба |
азиат. |
[29] |
"Бобо-дехкон, у узбеков, туркмен (Баба-дайхан), киргизов
(Баба-дьгикан), казахов (Дикан-баба, Дикан-ата), каракалпаков (Дий-хан-баба)
и таджиков (Вобо-и-дехкон) покровитель земледелия. Образ доисламского
происхождения, первоначально - местное божество. Обычно представлялся в виде
крепкого старика (у киргизов - также птицы). В мифах имеет черты культурного
героя. Согласно одному из них, Б.-д. изобрёл первый плуг (причём одна его
деталь была подсказана Б.-д. шайтаном). По туркменскому мифу, также
воспользовавшись подсказкой шайтана, Б.-д. провёл первый оросительный канал.
Т. к. вода ве шла в вырытый им арык, Б.-д. решил выпытать у шайтана, в чём
его ошибка. Нарядившись в праздничные одежды и взяв лепёшку хлеба, он с
радостным видом прошёл мимо шайтана. Не обнаружив притворства, тот сказал:
«Наверно, Баба-дайхан догадался, что арык должен быть не прямым, а
извилистым, как река». У узбеков и таджиков крестьянин, осуществлявший первую
символическую пахоту и сев, считался живым воплощением Б.-д.
(деда-земледельца). С В.-д. связывали и большинство других сельскохозяйственных
обрядов. Юго-западные туркмены посвящали Б.-д. специальный участок земли. В
кон. 19 в. Б.-д. часто отождествлялся с Адамом". |
Дикан-ата |
азиат. |
[29] |
см. Дий-хан-баба |
Дикан-баба |
азиат. |
[29] |
см. Дий-хан-баба |
дикий |
зап.-европ. |
[28] |
"Дикая охота (зап.-европ.) —
название возникающих на небе видений, которые воспринимались как группы
призраков и злых духов, носящихся по небу в сопровождении призрачных гончих
собак в дни зимнего ненастья (в период от Рождества до Богоявления).
Считались опасными для людей, особенно на перекрестках дорог". |
дикинький |
слав. |
[27] |
"Дикинькие мужички. Это существа небольшого роста с
огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь
в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их
по всему телу костяными пальцами, пока они не умирают". |
Дика |
др.греч. |
[28] |
"Дике, Дика (греч.) — божество справедливости и правосудия,
дочь Зевса и Фемиды, одна из гор. Считалось, что она хранит ключи от ворот,
через которые пролегают пути дня и ночи". |
Дике |
др.греч. |
[28] |
см. Дика |
дзевана |
слав. |
[32] |
см. Зевана |
дзевко |
слав. |
[27] |
"Дзевко-Купало. У Белорусов до сих пор существует
древний языческий обычай: с рассветом Иванова дня крестьяне выбирают самую
красивую девушку, окутывают с ног до головы гирляндами из цветов. Затем
отправляются в лес, где Дзевко-Купало (так называют избранницу) раздает своим
подругам заранее приготовленные венки. К этому она приступает с завязанными
глазами, в то время как вокруг нее движется веселый девичий хоровод. Смотря
по тому, какой венок кому достанется, заключают о своей будущей судьбе:
свежий венок сулит богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой,
увядший — бедность и несчастливый брак". |
дзива |
слав. |
[32] |
см. Сива |
дзивожёны |
слав. |
[32] |
"Дзивожёны (дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов,
родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на
неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам,
хлопают в ладоши, и, завидя путника, бросаются на него и начинают щекотать.
Гуцулы представляют их высокими, худощавыми, с бледными лицами и длинными,
растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены
боятся цветов, называемых колокольчиками, т.е. собственно обнаруживают
страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается
всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некрещеных младенцев и вредят
родильницам; чтобы противодействовать их замыслам, под подушку родильницы
кладут нож — символ разящей молнии. Если ребенок явится на свет мертвым, в
этом виноваты дивьи жены". |
дзиева |
слав. |
[27] |
см. Жива |
Даозос |
шумер. |
[29] |
см. Думузи |
Διός |
др. греч. |
[38] |
см. Ζεύς |
единорожецъ |
русск.-цслав. |
[198] |
Животное, изображаемое в виде лошади или оленя с одним рогом
на лбу. Сеи животный наричется единорожець не видѣхъ ж его телеса же его мѣдяна
поставлена въ Ефиопии въ храмѣ.
Козма Инд., 230. XVI в. со XIV—XV вв. По гречески моноцеросъ, а по латине уникомнисъ, се есть
единорожецъ по русски. Мат. медиц., 162. |
единорожъ |
русск.-цслав. |
[198] |
Прил. к единорогъ. Спей мя от устъ лвовъ и от рогъ
единорожь смѣрение
мое. (Псал. XXI, 22) Библ. Генн. |
единорогъ |
русск.-цслав. |
[198] |
Животное, изображаемое в виде лошади или оленя с одним
рогом на лбу. .Единорог есть звѣрь,
подобен коню; един рогъ имать на главѣ; велми же крѣпок
и страшен; подружил не имать. Алф. х, 101 об. XVII в. — Ср. единорожецъ,
одинорогъ. |
единорог |
|
Д |
Баснословный однорогий конь. |
єдинорiг |
укр. |
[200] |
Фантастическое животное в виде коня с одним
рогом. |
дева |
слав. |
[32] |
"Дева-Солнце — взирая на весеннее солнце, выступающее
в грозовой обстановке, древние поэты рисовали это явление в двух различных
картинах: с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого
лебедя купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изображали
лебедиными девами, а солнце их воинственным атрибутом — блестящим
щитом". |
Дева |
слав. |
[27] |
см. Жива |
Дева |
слав. |
[32] |
см. Зевана |
Дева |
др.инд. |
[28] |
"Дева (др.-инд.) — «бог» — класс богов, распределяемых
по трем космическим сферам: небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи,
Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные — Индра,маруты, Ваю, Вата, Трита, Аптья, Апам, Напат, Матаришван,
Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные — Притхиви, Агни,
Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.". |
Дева |
др.инд. |
[29] |
"Дева («бог», собств. «небесный», от «див» -
«сиять»), в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах
(хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по
трём космическим сферам: небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья,
Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные
(воздушное пространство) - Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат,
Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные -
Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят
на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же
принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви,
Индру, Праджапати - в разных сочетаниях). В умозрительных системах
упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых -
установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных
космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так,
в «Врихадараньяка-упанишаде» (III 9, 1-5) васу-огонь, земля, ветер, воздушное
пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры -10 органов жизнедеятельности
и мировой дух Атман; адитьи -12 месяцев года. Особый вид объединения
богов уже в «Ригведе» Вишведева, т.е. «все-боги» -весь
пантеон с некоторыми расширениями,- представляемые как единое целое. Иногда
конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более
или менее случайном распределении. В класс богов входят также
персонифицированные абстрактные понятия: Шраддха - «Вера»,
Манью - "Гнев", Вач - «Речь», Кала - «Время», Ниррити - «Гибель»,
Арамати - «Благочестие» и т. п., которые, видимо, могли относительно свободно
включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение Д. (боги)
получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим
колдовской силой (майя). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам
относили и ряд Д.- адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе»
боги-девы более не назывались асурами; последнее название было закреплено за
демонами; боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (ср.
упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные
мифы актуализируют противопоставление богов (Д.) асурам, рисуя постоянные
битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие
Д. и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [ср.
дэвы, лат. «деус» (и «дивус»), др.-ирл. «диа», др.-герм.
«тейва», др.-исл. «тивар», литов. Диевас, рус. Див и
др.]". |
Дева |
христ. |
[28] |
Дева Мария (христ.) — см. Мария. |
Дева |
слав. |
[32] |
"Дева-кан — прекрасная дева, которая является по вечерам
в села, приманивает детей лакомствами, одевает их облаком и увлекает с
собою". |
Девы |
слав. |
[32] |
"Девы негласные — вещие служительницы при неугасимом
огне Перуна. Они являются с священными атрибутами
судебной власти: с досками правдодатными, на которых начертаны законы, и с
мечем-карателем кривды, символом бога-громовника и его разящих молний; они
собирают и голоса в народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее
правду, и стоит вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозрение
и очищает невинного от ложных обвинений". |
Девы |
слав. |
[32] |
"Девы судьбы (суденицы) — воспламеняют таинственный
светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами,
т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы
принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок". |
Деви |
индуист. |
[28] |
"Деви (индуист.) — «богиня» — жена бога Шивы. В соответствии
с двумя аспектами Шивы, благим и губительным, Д. также выступает в двух
обликах и имеет несколько ипостасей. В кротком и милостивом
облике она известна как Парвати, Ума («светлая»), Гаури («белая»), Джаганмата
(«мать мира»), Аннапурна («богатая пропитанием») и т. п. В грозном облике —
как Дурга, Кали, Чанди («гневная»), Бхайрави («ужасная»), Махешвари («великая
госпожа») и т. п.". |
Дивия |
слав. |
[32] |
"Дивия (Дива) — богиня природы, мать всего живого.
Имя богини Дивии находится в переводной «Беседе Григория Богослова об
испытании града (градом)» в той ее части, которая признается вставкой
русского книжника XI века. Здесь перечисляются различные пережитки язычества
вроде молений у колодцев с целью вызова дождя или почитания реки богиней и
принесения жертв. Далее следует: «Овъ Дыю жъретъ, а другьш — Дивии...» Кого
подразумевать под богиней Дивией — не известно, но, во всяком случае, это
должна быть какая-то первостепенная богиня, равновеликая Дыю. В «Слове об
идолах» богиня Дива упомянута после Макоши и перед Перуном, что также говорит
о важном месте, занимаемом этой богиней в языческих представлениях
славян". |
Дивия |
слав. |
[27] |
см. Заря |
дивии |
слав. |
[32] |
"Диви народы (бич божий) — великаны разрушительных бурь
и гроз. Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых,
диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому
«бичем божьим»". |
дивии |
слав. |
[27] |
"Дивии-люди. Баснословные
получеловеки об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы
двинуться с места, принуждены складываться надвое — и тогда бегают с
изумительной быстротою. Они плодятся, выделывая себе
подобных из железа. Дым и смрад, исходящие из их кузниц, разносят по
белому свету повальные болезни: мор, оспу, лихорадки и т.д. По некоторым
позднейшим народным легендам, дивии люди обитают близ Волги, в Змеиной
пещере, вместе с прикованным там к стене Стенькою Разиным, которого сосет за
сердце летучий змей". |
дивожёны |
слав. |
[32] |
см. лисунки |
дивы |
слав. |
[32] |
"Дивы — облачные духи, великаны и лешие. У сербов Див
— великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно «див» означает: светлый,
блестящий — и принималось славянскими племенами за название небесного свода;
но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых
туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных
змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях
предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див»
стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов". |
дивы |
|
[29] |
см. дэвы |
Дива |
слав. |
[32] |
см. Дивия |
Дива |
слав. |
[32] |
см. Зевана |
Дива |
слав. |
[27] |
см. Заря |
Дива |
др.инд. |
[29] |
см. Див |
дива |
|
[187] |
"Древнія Рускія слова диво и дива близки съ
Латинскими divus, divа.. или съ упоминаемыми въ Салійскихъ пѣсняхъ
Deivos sanos и Deiva sana , божествъ солнца и луны, сходныхъ съ нашими Ладо и
Ладою". |
divа |
лат. |
[187] |
см. дива |
Deiva |
лат. |
[187] |
см. дива |
Диев |
слав. |
[29] |
см. Диевас |
диво |
|
[187] |
см. дива |
Див |
слав. |
[32] |
"Див — небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и
создатель молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские
памятники говорят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве
вероятнее видеть указание на светлое небесное божество, то все-таки не может
быть сомнения, что уже в отдаленной древности со словом «дивы» связывалось
понятие о драконах и великанах туч. «Слово о полку Игореве» упоминает о
диве, восседающем на дереве, подобно Соловью-разбойнику и мифическим змеям.
Со словом «диво» однозначительно чудо, встречаемое в старинных рукописях в
значении исполина, гиганта; Морское чудо (Морской Царь), владыка дожденосных
туч, точно также как Лесное чудо — леший, обитатель облачных лесов. |
Див |
слав. |
[27] |
"Одно из воплощений верховного бога Сварога. Память об
этом сказочном, невероятном существе сохранили для нас слова
"диво", "удивление": то есть нечто, вызывающее
изумление. Облик Дива никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели
его по-разному! Сходятся отзывы о нем в одном: это вихрь-человек,
сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска,
идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то
благоприятные. Помните, в "Слове о полку Игореве": "Див кличет
вверху дерева..." Трусливым хотелось бы
думать, что это просто птица недобрая, ворон каркает, ревет ветер, грохочет
буря, но Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он
силился упредить людей об опасности. Но ведь судьбу обмануть невозможно, не
уйти от нее никому... а потому пророчества Дива, точно так же, как греческой
Кассандры, оставались неуслышанными, непонятыми — и никому не приносили
удачи и счастья. В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто был
обречен на поражение, и клики его чудились погребальным плачем, последним
прощанием с жизнью, с белым светом...». |
Див |
слав. |
[29] |
"Див, дива, в восточнославянской мифологии
демонический персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях
против язычества (в форме <дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»:
приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз
("уже връжеся дивъ на землю"). Демон и женский мифологический
персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muz, diva
zena, польск. dzivozona; серболужицк. dziwja zona, dziwica, обычно
связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы). Слово
первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными
славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и
балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр.
дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при
латыш, dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»;
ср. также родственное хеттское Siu-«6or» в Siunas guitar, «животные богов»,
т.е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esda Sel, «дикий
олень», т.е. «олень бога Эся». Развитие в славянском
отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской
мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог»
(см. также Дый) превратилось в обозначение отрицательного мифологического
персонажа - дэва (см. Дэвы). В значении «бог» у иранцев выступило
переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти
взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» можно
видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском
«сверзился с неба») и древнегреческом «сверженный с неба»; ср. также хеттский
миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.). |
Дейвс |
слав. |
[29] |
см. Диевас. |
Deivos |
лат. |
[187] |
см. дива |
Диевс |
слав. |
[29] |
см. Диевас. |
divus |
лат. |
[187] |
см. дива |
Диевас |
слав. |
[29] |
"Диевас, Диевс, Диев, Дейвс (литов. dievas, латыш,
dievs, прус. deiws), в балтийской мифологии обозначение божества и вместе с
тем главного из богов. Иногда этот главный бог имеет и другие названия, например
прус. Окопирмс, «самый первый», латыш. Debesteva или Debesa tevs, «отец неба»
и др. Д. стоит над всеми богами, но обычно он пассивен и непосредственно не
влияет на судьбы людей. У Д. есть помощники и дети. Нередко его помощником
оказывается громовержец Перкунас; впрочем, часто Перкунас смешивается с Д. и
выступает в его качестве. У бога есть сыновья (литов.
Dieyo euneliai, латыш. Dieva dell, наряду с Perkona deli,
«сыновья Перкона»), с которыми связан целый комплекс архаических
представлений, восходящий к индоевропейскому культу божественных близнецов.
В латышских народных песнях сохранились фрагменты мотивов и
символы, связывающие детей Диеваса с обожествляемыми близнецами других
традиций - древнегреческими Диоскурами, древнеиндийскими Ашвинами: сыновья
бога влюблены в дочь бога (литов. Saules dukte, латыш. Saules melta, «дочь солнца», отсюда и эстонская Сальме); ожидая
её, они зажигают два огня на море, катают дочь солнца по морю в яблоневой
лодке, по суше едут к её дому на двух конях. Этот
мотив связан с мифом о «небесной свадьбе» (см. Аусеклис, Аушра), в котором
сам Д. персонифицирует сияющее небо: это подтверждается и этимологией имени
(ср. др.-инд. Дева, др.-иран. Дэвы, лат. deus, рус.
Див и др.). Д. чаще всего оказывается вне сюжетов,
если не считать мотива супружества Д. и Дейве, в др. вариантах мифа - Сауле
(Солнца) или дочери Сауле". |
девичий |
слав. |
[27] |
"Девичьи зори. Так называются три звезды подле Млечного
Пути. Когда-то они были тремя сестрами-красавицами, которые поведьмились и
связались с Огненным Змеем, а потом выяснилось, что они были прокляты на
роду. Вот и досталось им после смерти худое житье: век гореть зорями, да и
тех уж почти не видно, только три красноватых пятнышка еле-еле
разглядишь". |
девять |
христ. |
[28] |
"Девять чинов ангельских (христ.) — согласно иерархии
Псевдо-Дионисия Ареопагита ангельские существа образуют три триады. Первая триада (ближняя к богу) — серафимы, херувимы, престолы;
вторая — господства, силы, власти; третья — начала, архангелы, собственно
ангелы". |
Девалока |
будд. |
[28] |
"Девалока (будд.) — «мир богов» — в буддийской
мифологии — один из разделов сансары. Находится на вершине горы Меру и выше.
В Д. живут боги. Они, как, и другие живые существа, подчинены законам кармы и
перевоплощения, поэтому после смерти могут воплотиться в более низких
разделах сансары. Продолжительность жизни в Д. очень велика, в ней преобладает
наслаждение или духовное созерцание. Д. состоит из 26 отдельных
небесных Д., высшей из которых считается брахмалока". |
Девалока |
будд. |
[29] |
"Девалока («мир богов»), в буддийской мифологии один из
разделов сансары. Находится на вершине горы Меру и над нею. В Д. живут боги.
Как и другие живые существа, они подчинены законам кармы (т. е. рождаются и
умирают). В Д. чрезвычайно велика продолжительность жизни, преобладают
наслаждение или глубокое духовное созерцание. Но, поскольку Д. не освобождает
существа от оков сансары (после жизни в качестве бога
возможно переродиться в более низких разделах сансары), то она (в отличие от
нирваны) не считается высшим идеалом стремлений буддиста. Д. состоит из 26 отдельных
небесных Д., расположенных в иерархическом порядке: самые низкие -
чатурмахараджика, траястринса, яма, тушита, нирманарати,
паранирмитавасавартин, составляющие вместе с регионами людей, животных, асур,
прет и наракой т. я. «сферу
желаний» сансары, Д. более высокого уровня – брахмалока". |
девапутра |
будд. |
[29] |
"Девапутра, в буддийской мифологии группа
второстепенных божеств, подчиняющихся некоторым главным богам общебуддийского
пантеона (напр., Шакре, Яме). Многие сутры, особенно махаянские, содержат
описание того, как бог (обычно Шакра) присутствует при проповеди дхармы
Шакьямуни вместе с Д. После того как кушанский
правитель Канишка (78-123, есть и другие датировки) присвоил себе титул
«девапутра» (перевод титула китайского императора «сын неба»), слово «Д.»
стало обозначать также правителей и великих учителей". |
Дий |
слав. |
[67] |
"Дий, Дый — Зевс в древнерусской
литературе". |
Дий |
др. греч. |
[67] |
"Дий — в древнегреческой мифологии одно из имен
Зевса. |
Дий |
др. греч. |
[67] |
"Дий — персонаж древнегреческой мифологии, сын
Приама. См. Список детей Приама". |
Дий |
др. греч. |
[67] |
"Дий (отец Мелиты) — в древнегреческой мифологии сын Аполлона". |
Διΐ |
др. греч. |
[38] |
см. Ζεύς |