|
|
|
|
|
|
|
Фонетико-морфологическая
система. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Звукоподражание и реверберация.
Изначально человеческая речь как явление и составляющие её древнейшие лексические формы являются звукоподражательными по своему происхождению. Поскольку те или иные звуки в природе для первобытного человека свидетельствуют прежде всего о соответствующем действии, следствием которого является именно эти звуки или ему подобные, звукоподражательные слова речи обозначают звук-действие, а также неразрывно связанные с ними представления об источнике (воз)действия-звука, о деятеле и т.п. Значимость для древнего человека представляют не все звуки - только те, которые связаны с безопасностью и обеспечением жизненных потребностей. |
Звукоподражательный характер происхождения человеческой речи обусловлен рядом сопутствующих условий, некоторые из которых были нами отмечены ранее, во введении к настоящему исследованию. Более подробно остановимся на двух обстоятельствах раннего этапа развития речи: |
1) Начинающий говорить древний человек был способен производить в обычном состоянии гортанные и задненёбные звуки: шипящие, хрипящие (типа кх-х или хр-р), а также носовые (мычащие) звуки. Первые слова древней речи представляли собой совокупность таких звуков. |
Прототипом древнейших слов речи служит фонетическая модель праслова вида: jъ(schtň)ъ(hrň)ъ(schtň)jъ, где [ň] - изначально диффузный носовой звук, впоследствии - любой носовой или назально-лабиальный звук или их сочетание. Используя эту модель можно установить связь любого известного нам слова с исходным прототипом. Именно таким образом были определены диахронные пласты (массивы) слов исконной речи и первый из них, соответствующий в наибольшей степени исходному прототипу, содержит лексические формы, основы которых начинаются на шипящий. |
Наиболее полно соответствуют исходной модели-прототипу лексические формы: а) назально-лабиального направления эволюции речи - шмарящий, шумаркающий, шварящий, шваркающий(ся), шпарящий, шеперящий(ся) и т.п.; б) язычного направления - шуршащий, шарашащий(ся), шурчащий, чертящий, русин. черчачий и т.п.1) Более подробно значения этих слов будут рассмотрены ниже, однако здесь отметим, что все эти лексемы обозначают действие, состояние (действия, движения), свойство или состояние кого-л., чего-л. способного производить или осуществляющего в текущий момент какое-л. определённое, значимое (интенсивное), повторяющееся или способное повториться движение, действие, звук(и) и, таким образом, именуют (номинируют) определённого деятеля, орудие, место действия или объект, подвергающийся воздействию. |
Примечание 1. Приводя слова украинской речи, западно-украинских, русинских наречий в качестве примеров где бы то ни было с пометой "укр.", "з.укр.", "русин." мы имеем в виду, что языки окраинной руси, т.е. народный украинский язык и его западные диалекты, русинское наречие, во многих случаях значительно лучше сохранили речь Древней Руси, чем многострадальный русский язык, нивы которого истоптали греко-латинские и немецко-франкофильские стада цивилизаторов вкупе с быдлом отечественных учёных лингвистов. |
2) На одном из ранних этапов развития речи в составе шумных полифтонгов формируются так называемые реверберативные связки типа: шипящий-хрипящий-шипящий, шипящий-носовой-шипящий, шипящий-взрывная смычка-шипящий и т.п. |
Предполагается, что связки такого типа и соответствующая речевая традиция возникли в процессе перехода к фонационному дыханию, когда шумный вдоховый приступ предшествовал произносимому на выдохе слову. Однако нельзя исключать и второй путь: образование реверберативных связок в длительном процессе развития речи, когда те или иные элементы основы разделяются и/или редуцируют, в том числе - под влиянием древней традиции. В табл.1 указаны возможные варианты преобразований исходных реверберативных прототипов основ, начинающихся на шипящий (буква "ш" в большинстве случаев может быть заменена на "щ" или "ч"). Консонантные сочетания 1-й и 9-й групп (шрш, шрлш, шлш, чрш(щ), чрч, члч и т.п.) в дальнейшем будут именоваться реверберативными сочетаниями (реверберантами) 1-го типа. Сочетания 11-й группы (шш, щщ, шч, чш, чщ, чч) - реверберанты 2-го типа, к которому также относятся любые сдвоенные консонанты или их повторяющиеся сочетания в основе или в аффиксе слова. Наконец, консонантные сочетания 7-й и 10-й групп (шнш, шмш, швш, шпш, шбш, чнш, чнч, чмч, чвч, шхш, шкш, чхч, чкш, чкч и т.п.) - реверберанты 3-го типа. Прочие группы основ, производных от исходного реверберированного прототипа являются близкородственными к основам, классифицированным по типам и мы это будем учитывать в дальнейшем. |
Табл. 1.3. Консонантные основы древнейшего лексического пласта, производные
от реверберативных прототипов
|
Реверберативные прототипы. |
||||||||||
sch(ň)r(ň)sch |
sch(t)r(t)sch |
sch(t)sch |
|||||||||
Группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Консонантные основы |
шрш |
шрмш |
шлмш |
шмрш |
шмлш |
шмнш |
|
шхрш |
шт(ч)рш |
шт(ч)ш |
шш |
шрлш |
шрнш |
шлнш |
шнрш |
шнлш |
шн(н)ш |
шнш |
шкрш |
шт(ч)лш |
шч |
шхш |
|
шлш |
шрвш |
шлвш |
шврш |
швлш |
|
шмш |
шкрлш |
шт(ч)рлш |
|
шкш |
|
|
шрпш |
шлпш |
шпрш |
шплш |
шмпш |
|
шхлш |
|
|
|
|
|
шрбш |
шлбш |
шбрш |
шблш |
шмбш |
|
шклш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
швнш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
швш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шпш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шбш |
|
|
|
|
Говоря о реверберантах, мы имеем в виду повторяющиеся звуки (группы звуков) в слове, содержащие одинаковый консонантный состав, независимо от способов вокализации данного слова. Т.е. в словах варворка, фарфорка, фарафорка, балаболка ("привеска, подвеска, шарик, кисточка; то, что болтается, раскачивается") реверберантами являются сочетания вр-вр, фр-фр, бл-бл (1-й тип); а в словах веверица, вевёрка, вивера ("пушной зверёк"), ваворок ("туша морского животного") - сочетания вв или ввр для группы слов (2-й тип). Тот же подход соблюдается для сочетаний рл и лр. В словах шурлить, орлить, ралить, рулить, рало выделяется реверберант рл. Соответственно, в формах колер (укр. кольор), лира, ларь выделяем реверберативное сочетание лр. |
Изначально реверберативные (или редупликативные) связки используются в словах речи: а) для выражения интенсивности движения, действия; б) для обозначения длящихся (текущих), повторяющихся, чередующихся, переменчивых шумов, звуков, движений, действий или процессов действия, изменения. Производные от таких слов и, тем более, производные от производных, не обязательно обнаруживают непосредственную связь с указанными выше признаками интенсивности, переменчивости, повторяемости действия и т.п. Однако такую связь, если она существует, можно восстановить на основании совокупности этимологических (родственных) связей лексем. |
Множественность номинативных свойств реверберантов объясняется достаточно просто: издревле они присутствуют в лексемах, обозначающих движение=течение, точение, сопровождающееся звуком2). Знак равенства между словами "движение" и "течение, точение" обусловлен тем, что они обозначают одни и те же действия или процессы, т.е. выражают одно понятие или категорию понятий3). Глаголы течь, точиться, др.-русск. тещи, течи, укр. точитися имеют значения "двигаться, перемещаться, распространяться", "идти, бежать; катить(ся)", "плыть, лететь", "литься, струиться", "брызгать(ся), сыпать(ся)", "протекать, проходить", "быть изменчивым, неустойчивым, колеблющимся, текучим", "волновать(ся), колебать(ся), качать(ся)" и т.п. Являются производными от реверберированного прототипа, к которому восходят также близкородственные лексемы чичи, тиччи, киччи со значением "течь" [136]. Форма с неполной основой чичи (редуцирован скользящий: [r] > 0) близкородственна русинским лексемам с полной основой ([r] > [р]) черчати "журчать; течь, струиться", черчачий "журчащий" [153], русск. чиручить, чирючить "течь; лить, точить" [112], чиричить "капать, лить по каплям" [139]. С другим вариантом начального шипящего - близкородственные формы шурлить "журчать при быстром течении" [3], шурчать "журчать" [Ф]. |
Примечание 2. Строго говоря, не всегда движение (течение) сопровождается звуком,
шумом. Однако исходный смысл понятия, как уже говорилось выше, связан с актуальными,
жизненно значимыми для древнего человека проявлениями звука-движения, (воз)действия. Да, со временем это понятие распространяется на
более широкий круг явлений и ситуаций, в том числе и на такие,
в которых движение (действие) не связано со звуком. Более того, первоначальная архетипическая суперкатегория понятий
звука-движения, действия разрастается, разветвляется на множество больших
понятийных категорий различных видов движения, действия, процессов и т.п.,
будто-бы независимых друг от друга, а на самом деле – тесно взимосвязанных и
взаимообусловленных. Тем не менее, эти факты не отменяют звукоподражательное
происхождение глагольных и иных, связанных с ними форм. Что касается глагола течь, одним из его значений является
"звучать, плыть в воздухе, распространяться в пространстве (о
звуках)". Ср. течь
"плавно звучать (о звуках, словах, речи)" [Е]. |
Примечание 3. Содержание понятия определяется не только смыслом слова-определителя, обозначающего это понятие, но и совокупностью лексико-семантических связей с другими словами, составляющими родственное лексическое окружение определителя с учётом условий конкретного синхронно-диахронного дискурса. Лексическое окружение слов двигать(ся) и движение в современном письменном дискурсе составляют только производные формы, в т.ч. префиксальные, напр. продвигаться (ср. укр. довжина, продовжуватися). Ниже будут показаны родственные связи слова двигать(ся) с укр. товкти(ся), текти; русск. толочь(ся), торочить(ся), точить(ся), а также с длить(ся), должина, укр. довжина и др. |
Из вышесказанного следует: процессы словообразования исконной речи ведут своё начало от звукоподражания, на основе которого были сформированы первые древнейшие прототипы слов. Связь звук-движение, действие составляет один из основных системных смыслов исконной речи на ранних этапах и сохраняется в виде семантических (коннотативных) синхронно-диахронных связей в более поздней диахронии. Наличие реверберативной связки в глагольной или отглагольной форме даёт нам основание находить связь её значения с категориями звука - движения. |