Рабочие материалы 

 

 


Введение. Методология и принципы исследования.

 

 

Восстановить с той или иной достоверностью содержание исторических процессов возможно только путём реконструкции связной последовательности событий по известным фактам, полагая их достоверными. В случае с историей возникновения и развития речи таковых фактов, точнее – артефактов, очень много: вся лексикография мировых языков и мегатонны лингвистической литературы. Однако вся эта информация относится только к завершающему этапу генезиса речи.

При этом этимологические теории далее откровения о сходстве английского и "индийского" языков не продвинулись, как и основанные на этой догме сведения о праязыке. Таким образом, в качестве исходной схемы для моделирования процессов генезиса речи имеем "чёрный ящик", на входе которого нуль информации, а на выходе, практически – бесконечность.

Задача кажется неразрешимой только на первый взгляд. На самом деле нужно делать то же, что любой вменяемый человек делает ежедневно, ежечасно и ежеминутно: заниматься последовательным моделированием систем с произвольной степенью неопределённости.

В любых случаях мыслительной или двигательной целевой активности человека присутствует постоянный по составу обязательных элементов алгоритм деятельности. Причём естественная последовательность реализации основных этапов этого алгоритма неизменна: целеполагание / планирование – сбор (первичной) информации – целевая деятельность – сбор (вторичной) информации и контроль соответствия результатов – целеполагание / планирование (корректирование целей/планов) – и т.д.  Точная идентификация главной и промежуточных целей предопределяет содержание дальнейшей деятельности.

Исходная цель, обозначенная как реконструкция процессов генезиса речи, может быть достигнута при условии решения трёх задач: а) определения исходных условий возникновения и развития речи; б) выявления системных связей между процессами словообразования, структурными элементами языка на входе и на выходе, т.е. в начальный период истории и в современности; в) оптимизации, структурирования и систематизации данных итогового словарного массива на основании данных решения второй задачи.

Решение вышеперечисленных задач достигается путём последовательного моделирования систем, в результате которого будут созданы:

а) Модель 0 – система исходных условий для возникновения и развития речи;

б) Модель П – фонетическая модель праслова;

в) Модель Р – модель основных процессов развития фонетического и морфологического состава исконной речи;

г) Модель А – модель системных взаимосвязей между словами, семантическими полями исконного русского языка.

 

В процессе формирования модели А производится проверка её соответствия требованиям моделей П и Р, а также координация в системе диахронных и синхронных связей исконного русского языка. При наличии несоответствий производится циклическая корректировка взаимосвязанных данных всех моделей или сбор дополнительной информации  для модели А.

 

В дальнейшем, после завершения разработки модели А  в полном объеме словарного запаса исконной русской речи, может быть выполнено компьютерное моделирование этой же системы на основании детализированных алгоритмов моделей П и Р и последующая сверка двух вариантов модели А.

 

После окончательной корректировки модели А производится её преобразование в форму модели Б,  на основании которой устанавливаются точные хронологические рамки периодов синхронии и диахронии процессов и форм, состав семантических полей в течение каждого периода и другие данные, необходимые, помимо прочего, для определения этимологии каждого слова исконного русского языка.

 

() Для того чтобы уловить системные связи между словами и их естественное происхождение, человеку, знающему и понимающему русский язык, вовсе не обязательно разбираться в предварительных построениях упомянутых выше моделей. Поскольку разделы I и II настоящего исследования изложены в тезисном виде, с неизбежным использованием специальной терминологии, в содержание этих разделов можно особо не вникать. Чтобы составить собственное представление об исконной русской речи достаточно внимательного прочтения смысла слов, систематизированные сведения о которых изложены в последующих разделах.

 

Далее