Раздел II. Четыре
модели генезиса речи.
2.1. Модель 0. Субъект начала истории.
()
Возникновение речи означает рождение человеческого сознания. С этого
условно-конкретного события начинается отсчет истории цивилизации.
В то же
время остаётся открытым вопрос, каким образом люди овладели речью.
Ф. Энгельс
утверждает: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь
явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны
постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с
обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству...
Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то
сказать друг-другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань
обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляции для всё более
развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один
человеческий звук за другим". [14].
Подобная
точка зрения, несмотря на всю её несостоятельность, с незначительными модификациями сохраняет свою актуальность в
теориях антропогенеза и поныне. Ввиду такой парадоксальной преемственности
необходимо зафиксировать следующие принципиальные позиции модели 0:
1) Труд, а
первоначально - способ добывания пищи, является лишь одним из многих факторов,
определяющих этологические различия между животными сообществами. Преувеличение
его роли, даже ради принципов "научной" солидарности, по меньшей мере
- ошибка.
2) С
технической точки зрения невозможно представить себе, чтобы обезьяны, не
имеющие способности к модуляции звуков с помощью гортани, начали освоение
звуков речи именно с невозможного. Этот, а также другие, упомянутые выше (см. табл.
2.03) факты, подтверждают вывод: органические ресурсы общения
с использованием звуковых сигналов у обезьян исключают их участие в
антропогенезе.
3) Без речи
нет мышления, без мышления нет людей. Для того чтобы чувственные образы были
инвертированы в мысленные, они должны быть идентифицированы с помощью речевых
знаков и подтверждены соответствием в групповом представлении (общественном
сознании). Другими словами, развитие второй сигнальной системы, отличающей
человека от животного, происходило на основе речи и синхронно с ней. Нельзя
говорить о "формировавшихся людях", ощутивших однажды потребность
"что-то сказать друг-другу".
4)
Потребность – категория этологическая. Формирование потребности в речи было
подготовлено всей эволюцией живых существ – от низших к высшим. Синхронно с
процессами филогенеза и онтогенеза вырастали из примитивных и развивались
новые, более сложные формы организации животных сообществ, что влекло за собой
усложнение механизмов взаимодействия особей. Соответственно возрастали
потребности в средствах общения.
У обезьян не
было и нет этологических предпосылок к возникновению потребности в речи. Здесь
совершенно прав Ф. Энгельс: "… То, что даже наиболее развитые из них
{животных}, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи
членораздельной речи. В естественном состоянии ни одно животное не испытывает
неудобства от неумения говорить" [14].
К носителям
человеческой речи вело совсем иное этологическое направление эволюции,
распространяющееся за пределы животных инстинктов и условных рефлексов.
() Не
подвергаемый сомнению факт наличия общего предка у человека и обезьяны по
филогенетической линии никоим образом не исключает эволюцию сообществ
(популяций) приматов по различным этологическим направлениям. Специфические экологические (внешние) и
этологические (внутренние) условия развития таких сообществ закономерным
образом приводили к различиям в процессах онтогенеза и дифференциации
морфологических признаков особей. Со временем сформировались десятки новых
филогенетических ветвей приматов в спектре морфологических и (или)
этологических различий от низших обезьян до высших, примыкающих к обезьяноподобным
гоминидам и далее – до высокоразвитых гоминид.
В самом
общем виде процесс выделения из среды древних приматов таксонов гоминид и
обезьян представлен на схеме рис. 1.1.
()
Реконструкция основных этапов развития этологических (социальных) процессов
становления сообщества высокоразвитых гоминид (людей говорящих) представлена в табл.
2.04.
() Модель 0
исключает использование понятий типа "человекообразные обезьяны", а также
продуктов биологизаторских усилий в антропологии.