Рабочие материалы 

 

 


Раздел II. Четыре модели генезиса речи.

 

2.1. Модель 0. Субъект начала истории.

 

() Возникновение речи означает рождение человеческого сознания. С этого условно-конкретного события начинается отсчет истории цивилизации.

В то же время остаётся открытым вопрос, каким образом люди овладели речью.

Ф. Энгельс утверждает: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству... Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг-другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один человеческий звук за другим". [14].

Подобная точка зрения, несмотря на всю её несостоятельность, с незначительными  модификациями сохраняет свою актуальность в теориях антропогенеза и поныне. Ввиду такой парадоксальной преемственности необходимо зафиксировать следующие принципиальные позиции модели 0:

1) Труд, а первоначально - способ добывания пищи, является лишь одним из многих факторов, определяющих этологические различия между животными сообществами. Преувеличение его роли, даже ради принципов "научной" солидарности, по меньшей мере - ошибка.

2) С технической точки зрения невозможно представить себе, чтобы обезьяны, не имеющие способности к модуляции звуков с помощью гортани, начали освоение звуков речи именно с невозможного. Этот, а также другие, упомянутые выше (см. табл. 2.03) факты, подтверждают вывод: органические ресурсы общения с использованием звуковых сигналов у обезьян исключают их участие в антропогенезе.

3) Без речи нет мышления, без мышления нет людей. Для того чтобы чувственные образы были инвертированы в мысленные, они должны быть идентифицированы с помощью речевых знаков и подтверждены соответствием в групповом представлении (общественном сознании). Другими словами, развитие второй сигнальной системы, отличающей человека от животного, происходило на основе речи и синхронно с ней. Нельзя говорить о "формировавшихся людях", ощутивших однажды потребность "что-то сказать друг-другу".

4) Потребность – категория этологическая. Формирование потребности в речи было подготовлено всей эволюцией живых существ – от низших к высшим. Синхронно с процессами филогенеза и онтогенеза вырастали из примитивных и развивались новые, более сложные формы организации животных сообществ, что влекло за собой усложнение механизмов взаимодействия особей. Соответственно возрастали потребности в средствах общения.

У обезьян не было и нет этологических предпосылок к возникновению потребности в речи. Здесь совершенно прав Ф. Энгельс: "… То, что даже наиболее развитые из них {животных}, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи членораздельной речи. В естественном состоянии ни одно животное не испытывает неудобства от неумения говорить" [14].

К носителям человеческой речи вело совсем иное этологическое направление эволюции, распространяющееся за пределы животных инстинктов и условных рефлексов.

 

() Не подвергаемый сомнению факт наличия общего предка у человека и обезьяны по филогенетической линии никоим образом не исключает эволюцию сообществ (популяций) приматов по различным этологическим направлениям.  Специфические экологические (внешние) и этологические (внутренние) условия развития таких сообществ закономерным образом приводили к различиям в процессах онтогенеза и дифференциации морфологических признаков особей. Со временем сформировались десятки новых филогенетических ветвей приматов в спектре морфологических и (или) этологических различий от низших обезьян до высших, примыкающих к обезьяноподобным гоминидам и далее – до высокоразвитых гоминид.

В самом общем виде процесс выделения из среды древних приматов таксонов гоминид и обезьян представлен на схеме рис. 1.1.  

 

() Реконструкция основных этапов развития этологических (социальных) процессов становления сообщества высокоразвитых гоминид (людей говорящих) представлена в табл. 2.04.

 

() Модель 0 исключает использование понятий типа "человекообразные обезьяны", а также продуктов биологизаторских усилий в антропологии.

 

 

Далее