Рабочие материалы 

 

 


Раздел I. Общие представления о звуковоспроизведении и речи.

 

Шум, звук, голос, речь.

 

() Звук неразрывно связан с движением. Именно движение порождает колебательный процесс частиц среды в виде волны чередующихся импульсов повышения и понижения местного давления воздуха. Звуковая волна распространяется со скоростью звука от места возмущения среды. Акустические колебания в определённом диапазоне частот доступны для восприятия органами слуха - специализированными приёмниками звука, которые возникли в процессе биологической эволюции.

 

() В пределах атмосферы над земной поверхностью всегда существует звуковой фон - шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т.п. Наряду с фоновыми, свойственными стационарным процессам среды, существуют звуки, связанные с временными (переходными) природными явлениями или с жизнедеятельностью животных и человека. Эти "нефоновые" звуки следует обозначить как актуальные, поскольку они составляют совокупность звуковых сигналов, жизненно значимых для тех или иных представителей животного мира. Необходимость восприятия актуальных звуков как обязательного условия выживания обусловила возникновение средств акустической перцепции у животных.

 

() Органы слуха прошли эволюционный путь от простых рецепторов, специализирующихся на восприятии механических колебаний внешней среды, до сложных систем слухового восприятия высших животных и человека. При этом на каждом этапе развития и совершенствования органов слуха расширялись возможности идентификации звуковых сигналов, следовательно, повышалась жизнеустойчивость популяции или вида.

 

() Постепенно внутри популяций животных складывалась специфическая коммуникационная среда, в которой наряду с прочими (визуальными, запаховыми) особую роль выполняли звуковые сигналы опасности. При этом сигналом могли служить не только шумовые признаки актуального явления (источника опасности или объекта охоты), но и шумная реакция сородичей, характер которой изменялся в зависимости от степени аффектации. Упоминая об этой вариативности, не стоит переоценивать её "семантическую нагрузку", поскольку фонация животных не выражает ничего кроме чувства возбуждения (беспокойства, тревоги, страха), которое испытывает собственно голосящий.

 () Следующим уровнем акустических коммуникативных процессов можно считать звуковые сигналы биосоциального поведения, связанные с идентификацией статуса, половых, территориальных и т.п. притязаний, а также отношений родства или комплементарности. Сюда же следует, очевидно, отнести звуковые сигналы взаимодействия хищников при групповой охоте.

Физиологический механизм звуковоспроизведения для подобных сигналов также "запускается" первосигнальными рефлексами организма в связи с типовыми этологическими обстоятельствами, поэтому о знаковом содержании звуков, издаваемых животными, нельзя говорить в отрыве от поведенческих комплексов, свойственных популяции или группе (стае, стаду) в целом. Важным отличием сигналов этого уровня является то, что они могут иметь конкретного адресата.

 

() Зарождение искры будущего человеческого сознания произошло благодаря коммуникациям безопасности и сосуществования в условиях популяции семейных групп высокоразвитых всеядных приматов.

Очевидно, первым шагом на пути к формированию слов человеческой речи стали звуковые сигналы предупреждения о возможной опасности или наличии объекта охоты в связи с малыми изменениями фонового уровня звуков окружающей среды. К таким изменениям можно отнести лёгкий шорох в зарослях, журчание воды, плескание рыбы (других животных), а также отдалённые раскаты грома и т.п.

Сигналом о потенциальном (неявном) актуальном явлении в этом случае должен стать звукоподражательный комплекс, имитирующий акустические признаки явления. Этот комплекс и есть первое слово.

 

Механизмы речеобразования.

 

() Речевой аппарат человека принято сравнивать с духовыми музыкальными инструментами. Благодаря сокращению мышц брюшного пресса, диафрагмы и грудной клетки, меха-лёгкие проталкивают воздух через голосовые связки (источник колебательных движений) в надставную трубу-резонатор (полость глотки, рта, носа) и наружу. Колебания напряжённых связок под действием струи воздуха формируют тональный звуковой сигнал, который дополняется резонаторными тонами и обертонами в речевом тракте (надставной трубе) и, благодаря этому приобретает характерные свойства, именуемые тембром. На этом сходство речевого аппарата с музыкальным инструментом заканчивается, едва начавшись: органы речи и специализированные структуры мозга, управляющие процессами речевоспроизведения, образуют сложную многоуровневую систему.

 

() Для дальнейших выводов стоит ограничиться преимущественно рассмотрением функций "исполнительных" органов речи: активных и пассивных.

Активные органы речи (гортань с голосовыми связками, фарингс, язык, губы, нёбная занавеска с увулой, нижняя челюсть) вследствие своей подвижности способны менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха; пассивные (твёрдое небо, зубы, альвеолы) играют вспомогательную роль.

 

() Если бы речь должна была появиться благодаря вокализации, вершиной эволюции были бы поющие обезьяны. Кроме тональных звуков, образуемых голосовыми связками, в процессе речепроизводства участвуют шумовые звуки. Их можно разделить на две группы по виду процессов звукообразования: турбулентный шум, возникающий вследствие завихрений потока воздуха в щелевидных проходах речевого тракта и импульсный шум, возникающий в результате взрывного выброса струи воздуха при разрыве смычки в речевом тракте (см. табл. 1.01).

 

() Звуки, формируемые на основе работы голосовых связок с минимальным присутствием шумов, называются сонорными. К этой группе относятся все гласные, дрожащий [р] и боковой [л]. К сонорным отнесены также носовые [н] и [м], а также фрикативный [й].  Остальные звуки (все - согласные) по акустическим признакам образуют группу шумные. В зависимости от участия голоса в формировании звука их разделяют на глухие и звонкие.

 

Глухие произносятся без голоса (т.е. связки не напряжены), звонкие, соответственно, - при тоновом сопровождении. Почти все шумные звуки образуют пары: глухой - звонкий. Таким образом, основным отличием в работе органов артикуляции для каждой пары шумных согласных является степень напряжения голосовых связок.

 

 

Турбулентные

Аффрикаты

Взрывные

Фрикативные

Глухие

[ш]

[с]

[щ]

[х]

([ф])

[ч]

[ц]

[к]

[т]

[п]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звонкие

[ж]

[з]

 

 

[в]

[дж]

[дз]

[г]

[д]

[б]

 

Табл. 1.01. Шумные звуки.

 

() Согласные звуки различаются также в зависимости от способа и места образования препятствия для струи выдыхаемого воздуха и степени включения носового резонатора (см. табл. 1.02). Артикуляция шумных звуков может осуществляться на всём протяжении речевого тракта - от гортани до губ.

 

() Гласные звуки образуются по принципу свободного прохода воздуха. Разнообразие гласных звуков достигается изменением положения той или иной части языка, формой выходного отверстия ротового резонатора (и степени включения носового резонатора - для назальных гласных).

Для артикуляции всех без исключения гласных требуется достаточная упругость стенок голосового тракта, в особенности - ротовой полости. Мягкие, неупругие поверхности речевого тракта резко снижают резонацию звуковой волны, гасят её. Вследствие этого разрушается формантная (резонаторных тонов) структура звуков, гласные звуки ослабляются - редуцируют.

В русском языке различаются редуцированные [ъ] - твёрдый, и [ь] - мягкий, что соответствует по классификации МФА (Международной фонетической ассоциации) понятию: нейтральный гласный звук, произносящийся с нейтральным положением языка и губ.

 

() Необходимым условием фонации является синхронизированное с алгоритмом артикуляции дыхание.

Фонация - это звукообразование, совместная работа речевых органов в процессе звукопроизводства, а также его результат - воспринимаемое слухом звучание речи. Фонационное дыхание обеспечивает подачу струи воздуха из лёгких в речевой тракт на выдохе, отдельными порциями. Физические параметры импульсов давления выдыхаемого воздуха строго обусловлены характеристиками речевого сигнала.

Для формирования глухих согласных требуется наибольшая сила выдоха (экспирации) по сравнению с другими звуками. Поэтому они называются сильными, в отличие от слабых звонких. Ещё слабее, чем у звонких сила выдоха у сонорных, а самая слабая - у гласных звуков.

 

() Циклы фонационного дыхания синхронизированы с фазами артикуляции (рабочих движений органов речи).

В общем случае алгоритм артикуляции при воспроизведении звуков речи разделяется на три фазы, которые принято именовать: приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Во время приступа органы речи переходят из условно нейтрального состояния в рабочее положение, необходимое для формирования конкретного звука.

Предполагается, что в течение фазы выдержки органы речи сохраняют рабочее положение, после чего в фазе отступа возвращаются в нейтральное состояние. Однако поименование процессов активной деятельности органов речевого аппарата словом "выдержка" является очевидным недоразумением. Умозрительная статичность органов артикуляции в момент "выдержки" является атрибутом метафизическим и к реальным условиям речи отношения не имеет. Поэтому процессы рабочей фазы артикуляции ниже именуются экспрессией.

При слитном произношении последовательности звуков задействованные органы речи после фазы экспрессии переходят в фазу рекурсии, являющуюся одновременно приступом к следующему звуку.

Вдох может производиться в промежутках между фазами экспрессии.

 

 

Далее