Колесо в погребальных обрядах.
Погребения ранней бронзы с элементами транспортных средств в Северном Причерноморье.
В
Погребение 5 (рис. 1) находилось к востоку от центра,
впущено с уровня пятого слоя. Яма прямоугольной в плане формы, размерами 4,7 х
Погребение 20 (рис. 2) впущено к западу от центра с
уровня третьего конструктивного слоя. Яма прямоугольная в плане, размерами 3,4
х
Дубовые колеса сплошные с выступающей ступицей, вырезаны
из цельного куска дерева. На одном из них, как и в погребении 5, основание
ступицы имело характерный желобок. Реконструируемый диаметр колес
В настоящее время в Северном Причерноморье по разным
подсчетам обнаружено до 70 погребений ямной культуры, сопровождавшихся
повозками или их деталями (Избицер Е.В., 1993; Иванова С.В., Цимиданов В.В.,
1993; Кульбака В., Качур В., 2000). На их фоне публикуемые погребения
отличаются определенной оригинальностью. В первую очередь, это касается
месторасположения колес в этих погребениях. Как известно, наиболее
распространенным обычаем помещения разобранных частей повозок у ямных племен
было расположение их, чаще всего колес, вокруг могилы, на уступе или на
перекрытии (Избицер Е.В. 1993). Для территории Северного Причерноморья известно
лишь два погребения, в которых разобранные части повозок были помещены
непосредственно в камеру. Оба они происходят с территории Днестро-Дунайского
междуречья -Этулия 1/14 (Серова Н.А., 1981) и Курчи 20/16 (Иванова С.В., 1989).
Более широко обычай помещения повозок непосредственно в погребальную камеру
был распространен у раннекатакомбных племен (Избицер Е.В. 1993). Совершенно
экстраординарным является положение второго колеса в погребении 20 под ногами
умершего, семантическая нагрузка которого нуждается в дополнительном
изучении.
Сохранность дисков и обода колес из погребения 5
позволяет уверенно утверждать, что они были выполнены исключительно для
погребального ритуала и не использовались в обыденной жизни. Сохранность колес
позволяет также утверждать, что все они относятся к типу цельно дисковых,
поэтому мы не можем согласиться с мнением Е. В. Избицер, что в ямное время
была распространена исключительно трехчастная конструкция диска, а все находки
одночастных колес объясняются их плохой сохранностью (Избицер Е.В., 1991,
с.99). Ошибочным является, очевидно, и предположение Е.В. Избицер о сложности
изготовления цельных колес большого диаметра, что прекрасно демонстрируют наши
находки. В то же время, именно сложность изготовления подобного типа колес
позволяет предположить, что они изготовлялись не только для транспортировки
умерших к месту их упокоения, но и интенсивно использовались в быту. По
конструктивным особенностям оформления ступиц публикуемые колеса наиболее
близки колесам, найденным в Поднепровье и Крыму как в ямных, так и
раннеката-комбных погребениях - Староселье 1/10, Болотное 14/28,
Каменка-Днепровская 11/9 (Шилов Ю.А., 1975; Корпусова В.Н., Ляшко С.И., 1990;
Черных Л.А., 1991).
А.В.
Николова. К вопросу о культурной атрибуции погребений ранней бронзы с остатками
транспортных средств в Северном Причерноморье.
Археологические
памятники Восточной европы. Сборник. Воронеж, 2006.
Технология
изготовления цельных деревянных колёс.
В 2004 году Сугоклейской экспедицией Института археологии
НАН Украины под руководством Ю.В. Болтрика и А.В. Николовой в г. Кировограде
был исследован курган эпохи бронзы. Среди 26 погребальных комплексов выделялось
впускное ямное погребение 5. В могиле вдоль западной стенки на дне стояли
четыре цельных дисковых колеса с выступающими ступицами (рис. 1),
изготовленные из дуба (Quercus sp.). Они стояли в следующей последовательности:
одно колесо (северное), за ним два, прислоненные друг к другу, за ними -
четвертое. Колеса в момент расчистки очень хорошо сохранились и имели
золотисто-розоватый цвет. Диаметр (во время расчистки) был в среднем
Уже во время расчистки дерево начало быстро терять влагу
и деформироваться. Для немедленной консервации колес с помощью пропитки был
использован раствор полибутилметилакрилата (ПБМА) на ацетоне в возрастающей
концентрации. Состояние дерева удалось стабилизировать, однако колеса
приобрели неправильную форму и несколько уменьшились в размерах. Тем не менее,
хорошая сохранность их поверхностей позволила проследить на всех экземплярах
следы деревообрабатывающих инструментов и реконструировать технологию
изготовления цельных дисковых колес эпохи ранней бронзы.
Судя по направлению волокон, все четыре изделия были
изготовлены из плах расколотого по длине клиньями дубового ствола. Скорее
всего, бралась только центральная плаха, ведь даже в таком случае диаметр
ствола должен был составлять не менее метра, а заготовки для колес могли весить
в сумме до полутонны. Поиск, первичная обработка и доставка такого сырья в
степь, как минимум, за несколько десятков километров, уже представляли собой
значительные трудности. Отметим, что все дисковые колеса эпохи ранней и средней
бронзы, найденные на территории Европы, изготавливались именно на плахах. С.
Пигготт подчеркивал, что в историографии цельные колеса «часто рассматривались
как поперечно нарезанные из ствола дерева, подобно кусочкам салями, игнорируя
присущее таким дискам свойство легко ломаться и фактическую необходимость
использования длинной металлической пилы современного типа, не известной в
ранней древности» (Piggott S., 1983, p. 16). Тем не менее, и в новейших
работах, касающихся колесного транспорта эпохи бронзы, продолжают встречаться
подобные ошибочные реконструкции (Ляшко С.Н., 1994, с. 141, рис. 41).
Следы орудий, использовавшихся для первичной выборки
древесины при выделении ступиц, обода и плоскости диска, полностью
снивелированы при дальнейшей обработке колес.
Однако можно предполагать, что для этого применялись
крупные каменные (в частности, кремневые) тесла и долота-стамески. Находки
подобных изделий (с углом заострения около 30 градусов) известны как в ямных
слоях Михайловского поселения (Лагодовська О.Ф., Шапошникова О.Г.,
Макаревич М.Л., 1962,
с. 124; Спицына Л.А., 2001, с. 70), так и в погребениях ямной культурно-исторической
общности Северного ПричерНоморья (Тесленко Д. Л., 2001, с. 149). Использование
тесел и долот из мышьяковистой бронзы для первичной
обработки являлось, по нашему мнению, нерациональным по причине их небольших
размеров и сравнительно низкого качества металла.
Практически все следы орудий, сохранившиеся на
поверхности колес, появились в процессе их окончательной отделки. На плоскостях
дисков мы можем выделить две основные разновидности следов орудий, связанные с
разными операциями.
Первая разновидность представляет собой борозды длиной 5-
Вторая разновидность следов, гораздо более редкая,
представлена выемками длиной 2-
Особого рассмотрения заслуживают ступицы колес. Они у
основания подчеркнуты желобком и в разрезе имеют бочонковидную форму. Подобные
формы ступиц, очевидно, имеющие функциональное значение, известны еще в нескольких
ямных и катакомбных комплексах на территории Северного Причерноморья (Черных Л.
А., 1991, с. 139). При переходе в плоскость диска заметны неглубокие выемки,
образовавшиеся при подрубке щепы, снятой металлическим долотом с прямым
лезвием. Следы такого долота фиксируются на наружных сторонах ступиц (ширина
лезвия около1,5 см). Следует отметить, что поверхности ступиц тщательно
заглажены, видимо, металлическим ножом. Эта особенность отличает их от
плоскостей дисков. Отверстия для осей также выбирались с двух сторон с помощью
желобчатого металлического — долота-стамески с шириной лезвия 1,52 см, а затем
подравнивались с помощью ножа. Следов сверления, предполагаемого в некоторых
реконструкциях (Ляшко СЛ., 1994, с. 142, рис. 41), не обнаружено. На стенках
отверстий ступиц не зафиксированы и следы износа в процессе эксплуатации
колес.
Поверхность обода на всех колесах везде, где она
сохранилась, тщательно обработана и остругана, очевидно, также ножом. Прямой
угол с плоскостями дисков четко выражен, следы износа на ободах отсутствуют.
Следовательно, данные экземпляры колес могли использоваться по назначению
только в погребальном ритуале, для транспортировки тела умершего на небольшое
расстояние. Впрочем, мы не исключаем, что они вообще не функционировали в
качестве составных частей повозки.
Итак, процесс изготовления цельного дискового колеса
эпохи ранней бронзы может быть реконструирован во всей полноте. Сначала от
дубовой плахи отделялась и размечалась (с помощью веревки или примитивного
циркуля) заготовка размерами примерно 1 х 1х
Параметры
лезвий металлических орудий,
оставивших рассмотренные следы, полностью аналогичны параметрам лезвий
немногочисленных бронзовых тесел и долот, обнаруженных в комплексах ямной
культурно-исторической общности на территории Северного Причерноморья (Черных
Л. А., 1997, с. 98-104, рис. 1-3).
Таким образом, в эпоху ранней бронзы были выработаны
устойчивые технические приемы, и сформировался набор столярного,
преимущественно металлического, инструментария, позволявшие изготавливать такие
сложные для этого времени конструкции, как колесные повозки. Это производство,
подобно металлургическому, требовало наличия ряда специальных навыков, что,
однако, пока не позволяет говорить о существовании в ямной среде
ремесленников-«колесников», живущих за счет реализации своей продукции.
Отметим также, что колеса, скорее всего, были изготовлены
специально для погребения, хотя, очевидно, являлись полностью пригодными для
повседневного использования.
Расставить точки над «i» в изучении технологий
изготовления колесного транспорта эпохи бронзы должны экспериментальные исследования
с использованием реплик различных металлических и каменных орудий. Авторы
надеются, что данная работа послужит еще одной отправной точкой для
моделирования производственных процессов древности.
Г.Ф. Коробкова, С.Н. Разумов. К изучению
технологии изготовления цельных деревянных колёс эпохи ранней бронзы. Археологические памятники Восточной Европы.
Сборник. Воронеж, 2006.