Символы 

 


Дополнительные материалы.

Колесо в погребальных обрядах.

 

Погребения ранней бронзы с элементами транспортных средств в Северном Причерноморье.

 

В 2004 г. экспедицией Института археологии Национальной Академии Наук Ук­раины в г.Кировограде были проведены раскопки кургана, содержавшего два погребе­ния, сопровождавшихся деталями повозок. Высота кургана составляла 5,6 м, диаметр 50 м. Насыпь кургана, сооруженная носителями ямной культуры, представляла собой сложное архитектурное сооружение. Согласно стратиграфии, среди 11 ямных погребе­ний выделяются три хронологические группы. Наиболее раннюю из них составляли последовательно впущенные погребения 14 (основное), 20, 8 и 5. Впускные погребе­ния находились в северном секторе кургана, располагаясь по ходу часовой стрелки.

 

 

Погребение 5 (рис. 1) находилось к востоку от центра, впущено с уровня пятого слоя. Яма прямоугольной в плане формы, размерами 4,7 х 4,2 м, была ориентирована по длине с севера на юг. На глубине 4,69-4,81 м обнаружен верхний уровень заклада, представлявший собой деревянную раму, на которую были уложены продольные жер­ди. Поверх рамы и рядом, на уступе, были прослежены остатки деревянных изделий, возможно, являвшихся ярмом и дышлом повозки. Ниже находился второй слой пере­крытия из 9 поперечно положенных дубовых бревен. На концах некоторых бревен хо­рошо сохранились следы рубящего орудия. С севера к закладу примыкало трапецие­видное деревянное изделие в виде «букрания». Ниже уступа яма прямоугольная в пла­не, размеры ее 2,4 х 1,7 м. Дно на глубине 6,66 м (на 1,67 м ниже уступа). Вдоль запад­ной стенки на дне стояли 4 дубовых колеса, в следующей последовательности: одно колесо (северное), за ним два, прислоненные друг к другу, за ними - четвертое. Колеса в момент расчистки очень хорошо сохранились и имели золотисто-розоватый цвет. Колеса цельные с выступающей ступицей. Погребенный мужчина 30-35 лет лежал скорченно на спине в деревянной раме, размерами 1,9 х 1,2 м. Ориентирован головой на север. На дне сложная многослойная подстилка. Под правой ногой обнаружены фрагменты ткани растительного происхождения простого полотняного плетения. По­сле снятия колес, справа от черепа, обнаружены остатки деревянной чаши, украшенной тиснением. В дне ямы, по углам и в центре у стен, располагались ямки полукруг­лой формы.

Погребение 20 (рис. 2) впущено к западу от центра с уровня третьего конструк­тивного слоя. Яма прямоугольная в плане, размерами 3,4 х 3,4 м. Вдоль она была пере­крыта также 9 дубовыми бревнами. В северной части ямы, на уступе, лежала деревян­ная конструкция трапециевидной в плане формы, размерами 3,4 х 0,9- 0,6 м, выдолб­ленная из цельного дубового ствола, толщиной 5-10 см. Правая бортовая часть этой конструкции провалилась в яму. Высота борта составляла 0.4 м, толщина не менее 4 см. Возможно, эта конструкция представляет собой остатки перевернутой вверх дном лодки-долбленки, первоначально, вероятно, стоявшей на левом борту. При разборке этой конструкции, на внутренней части, прослежены следы пропитки жировыми и смолистыми веществами. В кормовой части внутренняя поверхность долбленки имела следы обжига. Под этой конструкцией, у северо-западного угла камеры бнаружены остатки первого колеса, лежавшего горизонтально частично на уступе, его фрагменты провалились во внутрь ямы. Ниже уступа яма прямоугольная, размерами 2,1 х 1,1 м, ориентирована по длине с юго-запада на северо-восток. Дно на глубине 6,48 м (на 1,4 м ниже уступа). Скелет мужчины 45-50 лет лежал скорченно на спине, головой на юго-запад. Ступни погребенного стояли на втором колесе. Справа от черепа стоял со­суд. На дне коричневый тлен от подстилки. В углах ямы и по центру у стен в дне вы­копаны ямки.

Дубовые колеса сплошные с выступающей ступицей, вырезаны из цельного кус­ка дерева. На одном из них, как и в погребении 5, основание ступицы имело характер­ный желобок. Реконструируемый диаметр колес 70 м, диаметр ступиц 20 м, высота ступиц 10 см, диаметр отверстий 6 см. Колеса плохой сохранности (рис. 401-002).

В настоящее время в Северном Причерноморье по разным подсче­там обнаружено до 70 погребений ямной культуры, сопровождавшихся повозками или их деталями (Избицер Е.В., 1993; Иванова С.В., Цимиданов В.В., 1993; Кульбака В., Качур В., 2000). На их фоне публикуемые по­гребения отличаются определенной оригинальностью. В первую очередь, это касается месторасположения ко­лес в этих погребениях. Как извест­но, наиболее распространенным обы­чаем помещения разобранных частей повозок у ямных племен было распо­ложение их, чаще всего колес, вокруг могилы, на уступе или на перекры­тии (Избицер Е.В. 1993). Для терри­тории Северного Причерноморья из­вестно лишь два погребения, в кото­рых разобранные части повозок были помещены непосредственно в каме­ру. Оба они происходят с территории Днестро-Дунайского междуречья -Этулия 1/14 (Серова Н.А., 1981) и Курчи 20/16 (Иванова С.В., 1989). Более широко обычай помещения повозок непосредственно в погре­бальную камеру был распростра­нен у раннекатакомбных племен (Избицер Е.В. 1993). Совершенно экстраординарным является поло­жение второго колеса в погребении 20 под ногами умершего, семанти­ческая нагрузка которого нуждает­ся в дополнительном изучении.

Сохранность дисков и обода колес из погребения 5 позволяет уверенно утверждать, что они бы­ли выполнены исключительно для погребального ритуала и не использовались в обыденной жиз­ни. Сохранность колес позволяет также утверждать, что все они относятся к типу цельно диско­вых, поэтому мы не можем согла­ситься с мнением Е. В. Избицер, что в ямное время была распространена исключительно трехчастная конструкция дис­ка, а все находки одночастных колес объясняются их плохой сохранностью (Избицер Е.В., 1991, с.99). Ошибочным является, очевидно, и предположение Е.В. Избицер о сложности изготовления цельных колес большого диаметра, что прекрасно демонст­рируют наши находки. В то же время, именно сложность изготовления подобного ти­па колес позволяет предположить, что они изготовлялись не только для транспорти­ровки умерших к месту их упокоения, но и интенсивно использовались в быту. По конструктивным особенностям оформления ступиц публикуемые колеса наиболее близки колесам, найденным в Поднепровье и Крыму как в ямных, так и раннеката-комбных погребениях - Староселье 1/10, Болотное 14/28, Каменка-Днепровская 11/9 (Шилов Ю.А., 1975; Корпусова В.Н., Ляшко С.И., 1990; Черных Л.А., 1991).

 

А.В. Николова. К вопросу о культурной атрибуции погребений ранней бронзы с остатками транспортных средств в Северном Причерноморье.

                         Археологические памятники Восточной европы. Сборник. Воронеж, 2006.

 

 

Технология изготовления цельных деревянных колёс.

 

В 2004 году Сугоклейской экспедицией Института археологии НАН Украины под руководством Ю.В. Болтрика и А.В. Николовой в г. Кировограде был исследован курган эпохи бронзы. Среди 26 погребальных комплексов выделялось впускное ямное погребение 5. В могиле вдоль западной стенки на дне стояли четыре цельных диско­вых колеса с выступающими ступицами (рис. 1), изготовленные из дуба (Quercus sp.). Они стояли в следующей последовательности: одно колесо (северное), за ним два, прислоненные друг к другу, за ними - четвертое. Колеса в момент расчистки очень хорошо сохранились и имели золотисто-розоватый цвет. Диаметр (во время расчист­ки) был в среднем 65 см, диаметр ступиц до 20 см, диаметр отверстия 8-10 см, высота ступиц 10 см. Толщина дисков колес 4 см (рис. 401-001).

Уже во время расчистки дерево начало быстро терять влагу и деформироваться. Для немедленной консервации колес с помощью пропитки был использован раствор полибутилметилакрилата (ПБМА) на ацетоне в возрастающей концентрации. Состоя­ние дерева удалось стабилизировать, однако колеса приобрели неправильную форму и несколько уменьшились в размерах. Тем не менее, хорошая сохранность их поверхно­стей позволила проследить на всех экземплярах следы деревообрабатывающих инст­рументов и реконструировать технологию изготовления цельных дисковых колес эпо­хи ранней бронзы.

Судя по направлению волокон, все четыре изделия были изготовлены из плах расколотого по длине клиньями дубового ствола. Скорее всего, бралась только цен­тральная плаха, ведь даже в таком случае диаметр ствола должен был составлять не менее метра, а заготовки для колес могли весить в сумме до полутонны. Поиск, пер­вичная обработка и доставка такого сырья в степь, как минимум, за несколько десят­ков километров, уже представляли собой значительные трудности. Отметим, что все дисковые колеса эпохи ранней и средней бронзы, найденные на территории Европы, изготавливались именно на плахах. С. Пигготт подчеркивал, что в историографии цельные колеса «часто рассматривались как поперечно нарезанные из ствола дерева, подобно кусочкам салями, игнорируя присущее таким дискам свойство легко ломать­ся и фактическую необходимость использования длинной металлической пилы совре­менного типа, не известной в ранней древности» (Piggott S., 1983, p. 16). Тем не менее, и в новейших работах, касающихся колесного транспорта эпохи бронзы, продолжают встречаться подобные ошибочные реконструкции (Ляшко С.Н., 1994, с. 141, рис. 41).

Следы орудий, использовавшихся для первичной выборки древесины при выде­лении ступиц, обода и плоскости диска, полностью снивелированы при дальнейшей обработке колес.

Однако можно предполагать, что для этого применялись крупные каменные (в частности, кремневые) тесла и долота-стамески. Находки подобных изде­лий (с углом заострения око­ло 30 градусов) известны как в ямных слоях Михайловско­го поселения (Лагодовська О.Ф., Шапошникова О.Г., Макаревич  М.Л.,   1962,   с. 124; Спицына Л.А., 2001, с. 70), так и в погребениях ямной культурно-исторической
общности Северного ПричерНоморья (Тесленко Д. Л., 2001, с. 149). Использование тесел и долот из мышьяковистой бронзы для первичной
обработки являлось, по нашему мнению, нерациональным по причине их небольших размеров и сравнительно низкого качества металла.

Практически все следы орудий, сохранившиеся на поверхности колес, появились в процессе их окончательной отделки. На плоскостях дисков мы можем выделить две основные разновидности следов орудий, связанные с разными операциями.

Первая разновидность представляет собой борозды длиной 5-20 см (в среднем около 10 см), шириной и глубиной примерно 0,10-0,15 см. Там, где поверх­ность колес сохранилась лучше, видно, что один край таких борозд несколько выше другого. Подавляющее большинство таких следов находится под углом примерно 45 градусов по отношению к направлению древесных волокон (некоторые от 30 до 90 градусов), иногда борозды пересекаются. Следовательно, они не могли появиться в процессе подтески при первоначальном уплощении поверхности дисков, так как в этом случае их направление совпадало бы с направлением волокон. Происхождение таких следов мы связываем с окончательным оформлением плоскостей колес, когда тонким металлическим теслом с прямым лезвием снимались остатки стружки и ниве­лировались углубления. Тесло, выступая в роли своеобразного «рубанка», располага­лось под очень острым углом к поверхности диска, и один из углов его лезвия мог ос­тавлять вышеописанные бороздки.

Вторая разновидность следов, гораздо более редкая, представлена выемками длиной 2-2,5 см, шириной до 0,5 см и глубиной до 0,2 см. Судя по форме уг­лублений, такие следы могли остаться от нанесенных почти отвесно ударов металли­ческого рубящего орудия с несколько выпуклым и линзовидным в поперечном сече­нии лезвием (угол заострения около 20-15 градусов). Лезвие располагалось под углом приблизительно в 45 градусов по отношению к направлению древесных волокон. Ве­роятно, таким образом подрубалась образовывавшаяся при подтеске поверхности ко­лес щепа и стружка, и местами, там, где удары были достаточно сильны, эти следы сохранились и после окончательной отделки.

Особого рассмотрения заслуживают ступицы колес. Они у основания подчеркну­ты желобком и в разрезе имеют бочонковидную форму. Подобные формы сту­пиц, очевидно, имеющие функциональное значение, известны еще в нескольких ямных и катакомбных комплексах на территории Северного Причерноморья (Черных Л. А., 1991, с. 139). При переходе в плоскость диска заметны неглубокие выемки, образовавшиеся при подрубке щепы, снятой металлическим долотом с прямым лезвием. Следы такого долота фиксируются на наружных сторонах ступиц (ширина лезвия око­ло1,5 см). Следует отметить, что по­верхности ступиц тщательно заглажены,   видимо,   металлическим   ножом. Эта особенность отличает их от плоскостей дисков. Отверстия для осей также выбирались с двух сторон с помощью желобчатого металлического — долота-стамески с шириной лезвия 1,5­2 см, а затем подравнивались с помощью ножа. Следов сверления, предпо­лагаемого в некоторых реконструкциях (Ляшко СЛ., 1994, с. 142, рис. 41), не обнаружено. На стенках отверстий сту­пиц не зафиксированы и следы износа в процессе эксплуатации колес.

Поверхность обода на всех колесах везде, где она сохранилась, тща­тельно обработана и остругана, очевид­но, также ножом. Прямой угол с плос­костями дисков четко выражен, следы износа на ободах отсутствуют. Следо­вательно, данные экземпляры колес могли использоваться по назначению только в погребальном ритуале, для транспорти­ровки тела умершего на небольшое расстояние. Впрочем, мы не исключаем, что они вообще не функционировали в качестве составных частей повозки.

Итак, процесс изготовления цельного дискового колеса эпохи ранней бронзы мо­жет быть реконструирован во всей полноте. Сначала от дубовой плахи отделялась и размечалась (с помощью веревки или примитивного циркуля) заготовка размерами примерно 1 х 1х 0,5 м. Затем массивными рубящими орудиями и долотами начерно выбиралась древесная масса по периметру обода и вокруг ступицы, вероятно, по сек­торам, с оставлением временных перегородок во избежание раскалывания заготовки (Ляшко С.Н., 1994, с. 142). Поверхности дисков и ступиц уплощались ударами метал­лического тесла, направленными под острым углом вдоль древесных волокон. При этом несильными, почти отвесными уда­рами тесла с узким, слегка выпуклым лез­вием (шириной около 3-4 см) подрубалась щепа. Оформление плоскостей диска за­вершалось строганием с помощью тесла, призванным убрать следы предыдущих операций. Ступицы и отверстие для оси формировались ударами металлических долот (стамесок) с лезвиями шириной 1-2 см, а затем тщательно остругивались но­жом. Последняя операция применялась и для завершения оформления обода. Все четыре колеса были изготовлены в совер­шенно идентичной технике.

Параметры  лезвий  металлических орудий, оставивших рассмотренные следы, полностью аналогичны параметрам лезвий немногочисленных бронзовых тесел и долот, обнаруженных в комплексах ямной культурно-исторической общности на территории Северного Причерноморья (Черных Л. А., 1997, с. 98-104, рис. 1-3).

Таким образом, в эпоху ранней бронзы были выработаны устойчивые техниче­ские приемы, и сформировался набор столярного, преимущественно металлического, инструментария, позволявшие изготавливать такие сложные для этого времени конст­рукции, как колесные повозки. Это производство, подобно металлургическому, требо­вало наличия ряда специальных навыков, что, однако, пока не позволяет говорить о существовании в ямной среде ремесленников-«колесников», живущих за счет реализа­ции своей продукции.

Отметим также, что колеса, скорее всего, были изготовлены специально для погребе­ния, хотя, очевидно, являлись полностью пригодными для повседневного использования.

Расставить точки над «i» в изучении технологий изготовления колесного транс­порта эпохи бронзы должны экспериментальные исследования с использованием реп­лик различных металлических и каменных орудий. Авторы надеются, что данная ра­бота послужит еще одной отправной точкой для моделирования производственных процессов древности.

 

                                                    Г.Ф. Коробкова, С.Н. Разумов. К изучению технологии изготовления цельных деревянных колёс эпохи ранней бронзы. Археологические памятники Восточной Европы. Сборник. Воронеж, 2006.