Скрепа, оберег, обвязь, обворот,
ожерелье.
а) Обворот, обвязь в форме
креста.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
|
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-003; 101-002. |
• Шею и грудь
фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. Вид
обвязи обусловлен древним способом утепления верхней части тела с помощью
длинного (мехового, шерстяного) воротника (кушака, ширинки), скрещенного на
груди и завязывающегося за спиной. Такой обворот оберегает от холода верхнюю
часть тела. Ср. об(в)орачивать и
оберечь. Фигура
олицетворяет образ матери-природы, высшей сущности-существа. Обвязь-обворот,
укрывающая и оберегающая верхнюю часть тела фигуры ассоциируется (в
позднейшей символике?) с символами змей-туч, окружающих и оберегающих верхний
мир. См. Змея. См. символы
речевой традиции: Ящер, змей > стража. Лексические связи: череща "оболока, покрытие, укрытие", "облако,
туча"; череща, черес(ло), хрещь, хрест, крест
"скрепа", "ограда, оберег, защита"; черес "вервь, шнур, обвязь, обворот"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея". См. Иконические и лексические символы. • Кольцо и
крест служат знаками-символами солнца. В этом значении изображение
обвязи-украшения представляет собой символ солнечного креста-оберега. См. Крест с
кольцом; Крест линейный косой. Лексические связи:
череща, хрещь
"огонь, свет", "светило, солнце"; череща, хрещь, хрест "переплетение, скрещивание, скрест, крест"; *чершти, черсти, хрестить
"светить, гореть, греть",
"охватывать, обнимать", " покрывать(ся), укрывать(ся),
ограждать(ся)", "вязать, скреплять". Ср. расхристаться,
расхрыдаться "расстегнуться,
обнажить, открыть шею, грудь"; расхриста "неаккуратный, в незастегнутой одежде
человек"; укр. розхристаний
"расстёгнутый, распахнутый". |
||||||
2 |
|
Фигурка "великой матери из
Костёнок", бивень мамонта. |
П |
Костёнки, Воронежская обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-004. |
• Шею и грудь
фигурки охватывает обвязь-украшение в форме креста с вершиной-окружьем. |
||||||
3 |
|
Антропоморфная фигурка-оберег из глины. |
Н |
Трудешти, Румыния |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
• Тело
фигурки охватывает обворот-обвязь в форме косого креста. См. Крест
линейный косой. |
||||||
4 |
|
Женская фигура "трипольская
царь-девица", керамика. |
Н |
|
Трипольская культура, 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004. |
• В верхней части фигуры -
изображение обворота-обвязи в форме креста с вершиной-окружьем. См.
Женская
статуэтка. |
||||||
5 |
|
Фигура женщины-птицы, керамика. |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-011. |
• На спине фигуры
изображена крестообразная обвязь. См. Крест линейный косой. |
||||||
6 |
|
Антропоморфная (женская) фигурка из глины. |
Н |
Анатолия, Турция |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-040a. |
• В средней части фигуры
(на груди) косые линии образуют крест. См. Женская
статуэтка; Крест линейный косой. |
||||||
7 |
|
Изображение на столбе, мужская фигура. |
Б |
Месопотамия |
XII в. до н.э. |
См. рис.
423-002. |
|
|
|
|
|
|
|