в) Змея.
поз. |
знак, образ |
носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
|
Столб с
орнаментом из змей, высота - |
Н |
Гебекли-Тепе, Верхняя Месопотамия |
Ок. 7 тыс. до н.э. (?) |
См. рис.
323-004. |
• Под навершьем столба
изображён "гобелен" в виде переплетающихся змей. Изображение
символизирует "нижнее" небо, покрытое (грозовыми) тучами. См. символы
речевой традиции: Туча, зимний морок > чудовище, ящер, змей; Покрывало,
одеяние. Лексические
связи: череща, шишимора, шмара "облако, туча", "гроза, гром,
молния"; черсак "змея"; шишимора,
шмур, шнур "ящер, змея"; шашмура,
шамшура "покрывало, пелена,
оболока". Ср. гроза
"буря, ненастье с громом и молниями"; гюрза
"змея". См. Столб. |
||||||
2 |
|
• На боковой стороне столба
изображены стрелы-змеи, направленные от навершия вниз, обозначающие молнии. Лексические
связи: чересло "остриё, стрела"; стрела, голомя
"гром, молния"; стрела, головня
"змея". |
||||
3 |
|
Керамический
сосуд, изображение змеи. |
Н |
Ленковцы, Западная Украина |
Трипольская культура. 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-015; 301-034. |
4 |
|
Сабатиновка, Западная Украина |
См. рис.
301-034. |
|||
5 |
|
Новые Русешты, Молдавия |
||||
6 |
|
Траян-Дялул Фынтынилор, Румыния |
||||
7 |
|
Женская фигура "трипольская
женщина-птица", керамика. |
Н |
Кукутени, Румыния |
Трипольская культура, 5-4 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-004; 301-011. |
• На груди фигурки
изображёна змея, символизирующая грозу, грозовые тучи (облака),
"нижнее" небо. Изображение
змеи расположено между вершиной-головой фигуры - символом верхнего мира и
символом земли, черевом, лоном - нижним миром. В мифических
представлениях с образом змея (чудовища, зверя) - стража верхнего мира, связываются грозовые тучи, отделяющие
обитель высших сил от нижнего мира. Образ
"змея на груди", помимо прочего, связан с символом-образом
ожерелья. Лексические связи: чересло "черево, тело, плоть", "часть тела,
грудь"; черес "вервь, шнур", "ожерелье,
поднизь"; червак "шнур, змея"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея". |
||||||
8 |
|
Керамический
сосуд, орнамент в виде извивающихся змей. |
Н |
Траян Дялул Вией, Румыния |
Трипольская культура. 5 - 4 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-012. |
9 |
|
Керамический
сосуд, орнамент в виде ломаных линий - змеек. |
Фрумушика, Румыния |
|||
• Ломаные
линии - змейки могут обозначать небесные хляби, грозовые тучи, грозу, громы и
молнии, змей. См. Ломаная линия. |
||||||
10 |
|
Керамический диск с орнаментом. |
Н |
Райки, Западная Украина |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-024. |
• В
символическом поле небесного пространства - знаки высших небесных существ:
птицы с распростёртыми крыльями, змеи, головы рогатого животного (небесной
коровы, быка). См. Окружность, круг, диск, овал; Птица с распростёртыми крыльями; Голова рогатого животного. |
||||||
11 |
|
Трипольские
орнаменты, керамика. |
Н |
Сарата Монтеору, Румыния |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-031. |
• Волнистые линии-змейки с четырёх сторон
окружают солнечный круг-венец. См. Солнечный круг с лучами - венец; Волновая линия; Голова
(верхний мир, солнце) в обрамлении. • В
символическом поле небесного пространства - знаки высших небесных существ:
птицы с распростёртыми крыльями, змеи, небесного рогатого животного (коровы,
быка). |
||||||
12 |
|
Трипольские
орнаменты, керамика. |
Н |
Кукутени-Четацуя, Румыния |
Трипольская культура, 4 - 3 тыс. до н.э. |
См. рис. 301-031. |
•
Симметричная волновая линия может представлять собой знак змеи, витых рогов,
рогатого животного (коровы, быка). См. Волновая линия; Рог, бодец; Голова рогатого животного. |
||||||
13 |
|
Керамический
сосуд, элемент орнамента. |
Н |
Сиалк, Иранское плато |
4 тыс. до н.э. |
См. рис. 322-001. |
• Роспись
сосуда содержит изображения вертикальных рядов волновых линий, змей и
символов головы рогатого животного. См. Волновая линия; Рог, бодец; Голова рогатого животного. |
||||||
14 |
|
Каменная
стела - антропоморфная фигура с посохом. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• В нижней части стелы
извивами показаны червеобразные (змеевидные?) существа. Эта часть стелы,
по-видимому, изображает нижний подземный мир, обитель гадов, нечисти. Лексические
связи: черево "нутро, утроба, пучина", "живое
существо"; червак, червяга "змея"; червак,
червяк "червь, безногое
пресмыкающееся". |
||||||
15 |
|
Каменная
стела - антропоморфная фигура с ожерельем. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• В нижней части стелы
извивами показаны червеобразные (змеевидные?) существа. |
||||||
16 |
|
Фигура женщины-птицы, керамика. |
Н |
Алтын-Депе, Туркмения. |
3 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-011. |
• На голове фигуры прочерчены волнистые линии-змейки,
которые могут обозначать волосы, а также служить символами грозового неба,
молний, дождевых потоков. См. Волновая линия.
|
||||||
17 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Алтын-Депе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
326-009. |
• Голова фигурки обрамлена косами-змеями.
Косы (с завитками) могут ассоциироваться с изображениями (образами) змей,
являться их символами. См. Голова (вершина, верхний мир), солнце в обрамлении;
Спиральный завиток, волюта. "Лицо
обрамлено двумя вьющимися косами-змеями, нередко толстая налепная коса
спускается и на спину. На некоторых особенно тщательно выполненных
экземплярах по обе стороны головы на уровне глаз отчетливо видны небольшие
головки змей, которые, как бы стоя на хвосте, окружают шею и голову. "
[102]. |
||||||
18 |
|
Женская фигура, керамика. |
Б |
Намазга-Тепе, Туркмения |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
426-001. |
19 |
|
См. рис.
426-001. |
||||
20 |
|
Элементы
египетских орнаментов - змеи с овалом солнца на голове. |
|
Египет |
3 тыс. до н.э. (?) |
См. рис.
925-004. |
21 |
|
|
Египет. |
|
См. рис.
925-002. |
|
22 |
|
Элементы
египетских орнаментов - крылатый диск солнца и змеи. |
|
Египет. |
|
См. рис.
925-002. |
• Диск солнца показан в
обрамлении двух змей, изображённых в позиции угрозы. См. Голова
(вершина, верхний мир), солнце в обрамлении. |
||||||
23 |
|
Крест прямой фигурный, бронза. |
Б |
Гисар, Северо-Восточный Иран. |
2 тыс. до н.э. |
См. рис.
322-003. |
• Композиция креста
фигурного с четырёхугольником в центре. Внутри четырёхугольника волнистые
линии-змейки образуют косой крест с четырьмя малыми овалами (змеиными
головками) в углах. См. Крест фигурный; Крест линейный косой: Волновая
линия; Четырёхугольник. |
||||||
24 |
|
Бронзовая нагрудная
пластина (кираса). |
Ж |
Эшери, Абхазия |
"Скифская" культура, VIII - VII вв. до
н.э. |
См. рис.
501-018. |
• Нагрудная пластина является
защитой, оберегом тела. В этом отношении функции нагрудной пластины смыкаются
с назначением обвязи-обворота верхней части тела. См. Обворот,
обвязь в форме креста; Обворот,
ворот. Изображение
змеи - символ грозовой тучи, оболоки, покрытия. Подобно тому как облака
(тучи) закрывают небо (оберегают обитателей верхнего мира), так и кираса
укрывает грудь человека. См. символы
речевой традиции: Ящер, змей > стража. Лексические
связи: череща "оболока, покрытие, укрытие", "облако,
туча"; череща, черес(ло), хрещь, хрест, крест
"скрепа", "ограда, оберег, защита"; кираса "нагрудные латы"; черес "вервь, шнур, обвязь, обворот"; черсак "кто-л. жалящий, причиняющий боль; змея". См. Иконические и лексические символы. • Здесь же, на пластине,
содержится изображение символа солнца. См. Концентрические окружности; Голова (вершина, верхний мир), солнце в обрамлении. |
||||||
25 |
|
Золотая чаша. |
Ж |
Куль-Оба, Керченский п-ов |
"Скифская" культура, IVв. до н.э. |
См. рис. 591-207;
591-210; [105], табл. 207, 210. |
• Донце чаши с рельефной чеканной поверхностью исполнено
в виде многолепестковой розетки, на листках которой нанесены изображения
головы "медузы" с волосами-змеями и спиральные завитки. См. Солнечный цветок,
розетка; Орнамент на
донце сосуда; Голова злой бабы, медузы;
Спиральный
завиток, волюта. |
||||||
26 |
|
Нагрудник
скифского панциря, железо. |
Ж |
Елизаветинская,
Нижнее Прикубанье |
"Скифская" культура, IV- III вв. до
н.э. |
См. рис.
501-008, 501-012. |
• "В нижней высоким
рельефом выбито изображение головы Медузы. По обеим сторонам из ее волос вырастают
по три змеи. По одной змее находится в верхней части нагрудника, закрывавшей
грудь. Между двумя
верхними змеями изображено растение с листьями-завитками (лотос)" [93]. Изображение
головы страшной бабы, медузы может являться символом грозы, грозовой тучи. |
||||||
27 |
|
Керамический
сосуд, оттиск клейма на донце. |
|
Донецкое городище, Харьковская обл. |
X-XIII вв. |
См. рис.
801-002. |
• Двувершие в виде змеи.
См. Двувершие;
Орнамент на
донце сосуда. |
||||||
28 |
|
Обруч. |
|
Б. Брембола, Ярославская обл. |
XI-XIII вв. |
См. рис.
802-013. |
• Обруч в виде двуглавого
ящера-змея с орнаментом из змеек. См. Обруч,
обручье, браслет; Ящер, змей; Двуглав,
две головы, два лика. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|