д)
Столбовидная фигура.
да) Малые формы.
да1)
Столбовидные (антропоморфные) изваяния.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
|
1 |
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
|
2 |
• Параллельные
горизонтальные линии разделяют столбовидную фигуру на несколько частей-ярусов,
символизирующих уровни мироздания. См. Ряды параллельных линий. |
|||||
3 |
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-008 |
|
• В нижней части столбовидной фигуры прочерчены ряды горизонтальных
параллельных линий, обозначающих нижний, земной мир. См. Ряды параллельных линий. |
||||||
4 |
Изделие из кости. |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-009 |
|
• Параллельные линии
являются одним из художественных элементов древних орнаментов, в том числе -
изображений, не обнаруживающих традиционные сочетания символических мотивов. См. Ряды параллельных линий. |
||||||
5 |
Антропоморфная фигурка, кость. |
П |
Дубовая Балка, Среднее Поднепровье. |
Костёнковская культура, 30 - 24 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-006. |
|
6 |
||||||
7 |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
См. рис.
101-013. |
|||
• Тело фигурки
ассоциируется с деревом (стволом дерева) - символом небес, высших природных
сил. См. символы лексической традиции: Человек > дерево. См. Антропоморфная
(женская) фигура. Лексические связи: череща "верх, вершина", "дерево, ствол
дерева", "небо, небосвод"; чересло "тело, плоть", "туловище". |
||||||
8 |
Антропоморфная фигурка, кость. |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
Костёнковская культура, 23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис.
101-015. |
|
• Тело столбовидной фигурки покрывает точечный орнамент.
См. Антропоморфная (женская) фигура;
Точечные
орнаменты: поле пестрин, щедрин.. |
||||||
9 |
Антропоморфная фигурка, кость. |
П |
Костёнки, Воронежская
обл. |
Костёнковская культура, 23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис. 101-015. |
|
10 |
||||||
11 |
Антропоморфная фигурка, кость. |
П |
Закавказье |
23 - 17 тыс. до н.э. |
См. рис. 121-001. |
|
12 |
||||||
13 |
||||||
14 |
||||||
15 |
Антропоморфная фигурка, кость. |
П |
Ушки, Камчатка |
Ок. 21 тыс. до
н.э. |
См. рис.
107-001. |
|
|
|
16 |
17 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
16 |
Женская фигурка из кости. |
Н |
Флорешты, Молдавия |
Трипольская культура, 6 - 5 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-013. |
17 |
|||||
|
|
|
|
|
|
да2) Столбовидные
женские фигурки.
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Женская фигура "царевна из Бурети", бивень мамонта. |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
100-002; 106-007 |
• Вертикальный ряд
косоугольных насечек на груди и животе фигурки символизирует ветви дерева.
Тело фигурки ассоциируется с деревом - символом небес, высших природных сил.
См. символы лексической традиции: Человек > дерево. См. Дендрон - символ
дерева; "Ёлочка"
- символ дерева. Лексические связи: череща "верх, вершина", "дерево, ствол
дерева", "небо, небосвод"; чересло "тело, плоть". См. Иконические и лексические символы. • Голова фигурки женщины с
изображением волос (головного убора) символизирует небесную вершину,
небосвод, солнце. Лексические связи: череща "верх, вершина", "голова",
"светило, солнце", "покрытие, оболока",
"волокна, нити, волосы". Ср. шишимора
"высшая сила (существо)", "хозяйка, правительница"; шмара,
шаматра
"женщина, мать"; шашмура, шамшура
"верх, покрытие, покрывало", "головной убор", "очепок, волосник". |
|||||
2 |
Женская фигура "царевна из Бурети"; бивень мамонта, высота |
П |
Буреть, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-009; 106-013. |
• Голова фигурки с
изображением головного убора. • Тело фигурки покрыто орнаментом
из поперечных насечек. На груди насечки образуют подобие волнистых линий. См. Волновая
линия. |
|||||
3 |
Столбовидная фигура с
женской головой, бивень мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-008 |
• Голова фигурки с
изображением головного убора. |
|||||
4 |
Женская фигура из бивня мамонта. |
П |
Мальта, Иркутская обл. |
22 – 20 тыс. до н.э. |
См. рис.
106-011. |
|
|
|
|
|
|
дб)
Монументальные формы.
дб1)
Столбовидная (монументальная) антропоморфная фигура.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Каменная стела - антропоморфная фигура
"старца с посохом". |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• Фигура подпоясана
кушаком, который разделяет символическое поле стелы на верхнюю и нижнюю
части. См. Пояс. Пояс может символизировать
линию горизонта (округу), разделяющую верхний, небесный и нижний, земной
(подземный) миры, Лексические
связи: чересло, черес "окрест(ность), округа", "пояс, кушак". • На лицевой стороне стелы,
слева, изображён T-образный (крестообразный) посох-жезл, заткнутый за
пояс-кушак. Рядом с посохом изображены два клюковидных
предмета (две клюки), кнут. Посох-жезл
(стега, палица, колотушка) является символом высших сил, (высшей) власти;
принадлежит к группе знаков, производных от символа "древа жизни",
"мирового дерева". Такое же значение могут иметь изображения клюки,
кнута-батога. См. Посох, жезл; Крест с двумя вершинами. • Здесь же, в верхней части
фигуры, показано лопатообразное весло. См. Весло. • В нижней части фигуры
изображён прямоугольник (квадрат). См. Прямоугольник, квадрат. • Рядом с прямоугольником
имеются изображения собаки и, по-видимому, овцы (козы). См. Овца, коза. • На тыльной стороне -
изображение посоха во всю высоту стелы, совмещено с орнаментом в виде
"ёлочки", образованной рядами параллельных косых линий. См. "Ёлочка"
- символ дерева. • На тыльной стороне стелы,
в области пояса фигуры, нанесены продолговатые овалы, сходные с изображениями
следов ног. |
|||||
2 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
клюкой. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• На груди (в руках) фигуры
изображён солнечный диск в виде окружности из точечных углублений (ямок,
щедрин). • Тело столбовидной фигуры покрывает точечный орнамент.
См. Точечные
орнаменты: поле пестрин, щедрин. • Фигура подпоясана
кушаком, который разделяет символическое поле стелы на верхнюю и нижнюю
части. См. Пояс. • Левой рукой фигура
опирается на клюку, заткнутую за пояс-кушак. См. Посох, жезл. • На тыльной стороне -
изображение посоха, совмещено с орнаментом в виде "ёлочки",
образованной рядами параллельных косых линий. См. "Ёлочка" - символ дерева. • Косые линии образуют
изломы на торцевых поверхностях стелы и заходят на лицевую сторону, образуя
подобие крыльев, сливающихся на изображении с руками. См. Птица с
распростёртыми крыльями. • На тыльной стороне стелы,
у пояса фигуры, нанесены изображения следов ног. Стела
символизирует высшую небесную сущность. Следы человеческих ног обозначают жизненный
путь человека, его судьбу, которая находится во власти высших небесных сил
(матери-природы). Говоря современными
словами: судьбы людские начертаны на небесах. Если судьба благосклонна к
человеку, говорят: жить у бога за пазухой (т.е. за кушаком). Лексические
связи: стежь, стега "вязок, скрепа", "обвязь, застег, запон",
"кушак, пояс"; стежь, стега, след "дорога, тропа, путь"; следь "жизненный путь, судьба",
"смерть", "здоровье". |
|||||
3 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
посохом. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• Человек держит посох-жезл
T-образной формы на уровне груди. См. Посох, жезл. • Изображение пояса
отделяет верхнюю часть символического поля стелы от двух нижних. См. Пояс. • В области пояса фигуры
изображены следы ног. • В самой нижней части
стелы извивами показаны червеобразные (змеевидные?) существа. Эта часть
стелы, по-видимому, изображает нижний подземный мир, обитель гадов, нечисти.
См. Змея. |
|||||
4 |
Каменная стела - силуэт верхней части
антропоморфной фигуры. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
5 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
посохом. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• На шее фигуры изображён обворот-ворот. См. Обворот, ворот. • Среднюю часть фигуры
охватывает пояс. См. Пояс. • Посох-жезл T-образной формы
заткнут за пояс-кушак слева. См. Посох, жезл. |
|||||
6 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
ожерельем. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• На шее фигуры несколькими
рядами точек-углублений (ямок, щедрин) изображёно ожерелье. См. Ожерелье,
бусы. • Верхняя часть символического
поля стелы отделена от нижней неровной линией. • В нижней части стелы
извивами показаны червеобразные (змеевидные?) существа. См. Змея. |
|||||
7 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
ожерельем. |
Н |
Северо-Западное Причерноморье. |
"Ямная" культура, 3 тыс. до н.э. |
См. рис.
301-010 |
• На шее фигуры несколькими
рядами точек-углублений (ямок, щедрин) изображёно ожерелье. См. Ожерелье,
бусы. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
8 |
Каменная стела - антропоморфная фигура с
мечом и рогом. |
Ж |
Северное Причерноморье |
"Скифская" культура. VII-IV вв. до н.э. |
См. рис.
501-003. |
• На шее фигуры изображён обворот, ворот. См. Обворот, ворот. • Фигура охвачена поясом.
См. Пояс. • Левой рукой фигура
опирается на меч, подвешенный на поясе слева. См. Меч, нож. • В правой руке изображён
рог. См. Полная
чаша, рог изобилия. |
|||||
9 |
Каменная стела - антропоморфная фигура. |
Ж |
Северное Причерноморье |
"Скифская" культура. VII-IV вв. до н.э. |
См. рис.
501-003. |
• В средней части фигуры
имеется изображение пояса. См. Пояс. |
|||||
10 |
Каменная стела - мужская фигура, "вож с жезлом и луком". |
Ж |
Ольховчик, Донецкая
обл., Украина |
"Скифская" культура. VII-IV вв. до н.э. |
См. рис.
501-004. |
• Голову фигуры покрывает
округлая шапочка. См. Голова, покрытая волосами, головным убором. • Шею охватывает обворот, ворот. См. Обворот, ворот. • Руки сложены на груди. • В средней части фигуры
имеется изображение пояса. См. Пояс. • На правом боку изображён
посох-жезл T-образной формы. См.
Посох, жезл. |
|||||
11 |
Каменная стела - мужская фигура "вож с мечом и рогом". |
Ж |
Северное Причерноморье |
"Скифская" культура. VII-IV вв. до н.э. |
См. рис.
501-003. |
• Голову фигуры покрывает
клобук, капюшон. См. Голова, покрытая волосами, головным убором. • Фигура охвачена поясом.
См. Пояс. • Левой рукой фигура
опирается на меч (нож), подвешенный на поясе слева. См. Меч, нож. • В правой руке изображён
рог. См. Полная
чаша, рог изобилия. |
|||||
12 |
Каменная стела - антропоморфная фигура. |
Ж |
Черноморск, Крым |
"Скифская" культура. VII-IV вв. до н.э. |
См. рис.
501-003. |
• На груди фигуры изображён
лук. См. Лук, стрелы. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
14 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
13 |
Каменная стела - антропоморфная фигура. |
|
Перу. |
|
См. рис.
937-001. |
• Антропоморфность фигуры определяется наличием у неё человеческой
головы. • Тело фигуры разделено
бордюрными выступами-поясами на несколько частей. Верхний бордюр разделяет
грудь и живот. Нижний пояс отделяет живот от конечностей, обозначенных с
помощью вертикальной линии разреза ног. См. Пояс. • На нижнем поясе
изображены два треугольника вершинами вниз. См. Треугольник вершиной вниз. |
|||||
14 |
Каменное изваяние - мужская фигура. |
|
Перу. |
|
См. рис.
937-001; 937-002. |
• Голову фигуры покрывает
округлая шапочка. См. Голова, покрытая волосами, головным убором. • Среднюю часть фигуры
охватывает пояс. См. Пояс. |
|||||
|
|
|
|
|
|
дб2)
Столбовидные (монументальные) женские изображения.
См.
Женская
фигура – монументальные формы.
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
поз. |
образ, носитель образа, изделие |
эпоха |
место находки (изготовления) |
арх. культура, датировка |
прочие сведения |
1 |
Каменное изваяние
("баба"), гранит. |
|
Мордвиновка, Тамбовская
обл. |
X – XI в. (?) |
См. рис.
801-001. |
• Груди обозначены
округлыми линиями, между ними обозначен треугольник вершиной вниз. См. Женская
фигура с великими формами. • На груди прочерченными линиями
обозначено ожерелье ("три (?) гривны из гладкого дрота"). См. Ожерелье. |
|||||
2 |
Каменное изваяние ("баба"). |
|
Козловский уезд, Тамбовская
обл. |
X – XI в. (?) |
См. рис.
801-001. |
• На груди прочерченными
линиями обозначено ожерелье. |
|||||
3 |
Каменное изваяние ("баба"),
песчаник. |
|
Политово, Тамбовская
обл. |
X – XI в. (?) |
См. рис.
801-001. |
4 |
Каменное изваяние - женская фигура,
"мексиканская богиня маиса". |
|
Мексика. |
|
См. рис.
937-001, 937-003. |
|
• На голове фигуры -
огромный головной убор в виде балдахина, сени. См. Голова,
покрытая волосами, головным убором. • Головной убор украшен
розетками. См. Солнечный цветок - розетка. • Среднюю часть фигуры
охватывает пояс. См. Пояс. |
||||
|
|
|
|
|
|