Подпись:
 

 

 

 

 

 

 


Золотые скрижали из Пирги.

 

Подпись: В 1961 году при раскопках этрусского города Пирги были найдены три золотые пластины с надписями на двух языках: одна на пуническом и две на этрусском языке. Это "двуязычие" тут же вызвало в памяти Розеттский камень, которого не хватало для того, чтобы расшифровать этрусский язык. Увы, исследователей ждало разочарование: не только надпись на пуническом языке оказалась не до конца понятной, но и надписи на этрусском языке дословно не соответствовали пуническому тексту. 
Эти три пластины имеют десяток отверстий, так как они прикреплялись гвоздями у входа в одно из зданий – вероятно, в храм. Они датируются началом V века до н.э. 
Обе этрусские надписи (первая состоит из 16 строк и 37 слов, вторая – из 9 строк и 15 слов) сделаны алфавитом, распространенным в городе Цере. Последняя строка в первой надписи и последняя строка во второй надписи, будучи много короче, чем другие строки, примыкают к правому краю пластин, совершенно определенно свидетельствуя, что надпись идет справа налево, то есть от правого края пластины к левому. [Ж-Н. Робер, Этруски, М. 2007].
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Замечания и комментарии:

 

1. Если при письме с использованием двунаправленного текста появление зеркально отражённых этрусских письменных символов понятно и объяснимо, то построчный текст с зеркально отражёнными этрусскими буквами нельзя объяснить особенностями написания текста. См. этрусский алфавит.

 

2. На рис. 1б видно, что текст построчный, направление – слева направо. Слова разделены. Глубокомысленный вывод Ж.-Н. Робера о том, что письмо направлено справа налево, поскольку последние строки короче, оказывается справедливым ровно настолько же, насколько и ложным.

 

3. Текст не переведён. На основании отверстий сделан вывод, что таблички крепились "у входа в храм". Отсюда название – "скрижали".

Вообще, крепить золотые таблички снаружи здания, очевидно, было заурядной практикой этрусских жрецов.

 

 

 

<< предыдущая  <<  содержание  >>  следующая  >>