Система исконной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целое, тело, вещь, предмет.

 

Для разъяснения особенностей применяемого в настоящем исследовании подхода к определению основных субстантивных понятий речи мы используем некоторые выдержки из работы А.И. Уёмова «Вещи, свойства, отношения» [300]. Это позволяет сопоставить, в общем, типичные для теоретической философии и лингвистики положения об определяющих признаках тела, вещи, предмета и воззрения, характеризующие естественный метод исследования этой проблемы на основе исконной парадигмы исконной речи.  

"… Уже В. Даль отмечает, что в широком смысле вещь — это все то, что доступно чувствам. Такое же значение этого слова выделяет и ряд других словарей. Так, вещь — это «всякий предмет чувственного восприятия», «предметы, явления объективного мира, существующие вне нашего сознания», «всякое материальное явление, отдельный предмет, изделие и т. п.»" [301, с.5].

Для ученого-материалиста естественным является представление, что слово вещь обозначает любое материальное явление, предмет чувственного восприятия, "то, что представляется чувствам". Т.е. мы именуем вещь (явление, предмет) как первичное материальное, воспринимается нами посредством органов чувств. Отраженный чувственный (чувственно-рациональный) образ материального, будучи вторичным, также может именоваться аналогичным образом. Из подобного понимания вытекают все последующие рассуждения.

"Что же обозначает слово «предмет»? Выражает ли это слово в русском языке понятия более широкие, чем те, которые были · рассмотрены выше? В. Даль пишет, что предмет — это все, что представляется чувствам. В словаре под редакцией Д. Н. Ушакова говорится, что предмет — это «всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами, чувств как нечто существующее особо, как субстанция, как вместилище каких нибудь свойств и качеств». В словаре С. Ожегова предмет также определяется как всякое материальное явление, вещь.

Совершенно очевидно, что это те же понятия, которые связаны со словом «вещь». Правда, слово «предмет» может применяться не только к материальному миру, но и к его отражению в человеческом сознании. Но такое же употребление возможно и для слова «вещь». В. Даль приводит пример: «Нехорошую вещь ты придумал». Ясно, что в этой фразе говорится не о материальной вещи.

Сказанного достаточно, чтобы считать слова «вещь» и «предмет» в их наиболее общих значениях логическими синонимами, т. е. словами, обозначающими одно и то же понятие. Рассмотрение вещей как частного случая предметов или наоборот, а тем более противопостав­ление этих понятий, что мы находим в работах неко­торых наших философов, противоречит сложив­шемуся в современном русском языке словоупотреб­лению.

Другим синонимом к слову «вещь» является слово «объект». Наиболее общее значение этого слова опреде­ляется как «предмет, вещь». Поэтому слова «вещь», «предмет» и «объект» везде ниже будут употребляться как равнозначные и заменяться друг другом лишь из стилистических соображений." [301, с.5].

Не можеть быть принято утверждение о том, что слова явление, предмет, вещь могут применяться "не только к материальному миру, но и к его отражению в человеческом сознании". Они не только могут, но и подразумевают сами по себе отраженное идеальное представление объекта. Когда мы называем любой предмет восприятия, мы именуем двуединое, неразделимое, целостное сущее, обозначающее и материальный предмет, будь то мир в целом или любая его отдельная часть, и его идеальный (чувственно-рациональный) образ. Слово, как знак, образ этого сущего, ассоциирует идеальное представление с реальным предметом и это делает возможным речевое общение людей.

Для обычного носителя (и создателя) речи любое явление – то, что явлено, дано в ощущениях, т.е. существует, чувствуется, видится, осязается, составляет, образует определенный чувственный (чувственно-рациональный) образ. Явлением может быть предмет материального мира, а также ощущение (чувство), связанное с ним или напрямую с ним не соотносящееся.

Если мы называем слова явление, предмет, вещь и др. общими понятиями, мы должны понимать их также как полные предельные понятия, т.е. охватывающие, подразумевающие, обозначающие всё сущее в целом и способные обозначать (денотативно или коннотативно) любую отдельную сущность-существо: материальную или идеальную.

В конкретных обстоятельствах слова, обозначающие полные предельные понятия, могут использоваться как номинативы различных объектов восприятия – в согласии с традициями (установками) синхронного дискурса. При этом сохраняется коннотативная связь с общим понятием.

Далее А.И. Уёмов рассматривает значения лексемы тело в сопоставлении со словами предмет, вещь.

"Очевидно, что слово «тело» не применяется к мыслям. О понятии или суждении нельзя сказать, что это «тело». А применительно к материальному миру? Совпадают ли в этом случае значения слов «вещь», «предмет», «объект» и «тело»?

В словаре В. Даля мы читаем, что тело — это «вещество, материя в границах, в наружных пределах своих; вещество в размерах, в трояком протяжении своем, наполняющее известное пространство, в длину, в ширину и в вышину». То же самое в сущности говорится и в современных словарях. Так, в словаре С. Ожегова слово, «тело» определяется как «отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом и ограниченная замкнутой поверхностью».

Эти определения не дают очевидного ответа на вопрос о соотношении понятий материальной вещи и тела. Поэтому для правильного его решения необходим специаль­ный логический анализ признаков, входящих в содержание этих понятий." [301, с.6].

То, что слово тело "не применяется к мыслям" мы не можем ни утверждать, ни отрицать, поскольку нас интересуют не столько формальные определения общего понятия тело и частного понятия мысль, сколько смысл, сообщаемый этими словами.

Во-первых, человек мыслит образами, конвертируя их в слова или воспроизводит слова, мысленно или вслух, сверяя их с собственным мысленным образом (образами), воспроизводя целостное представление, сложную картину сущего. Включая отвлечённые представления, составляющие некое определённое целое, незримую субстанцию, тело, материю. Для слова тело всегда существует образ сущего, облеченный в мысль (представление). Ср. тело (др.-русск., русск.-цслав.) "образ"  [171], [198], "тело невещественное, бесплотное, коим облекается дух наш по смерти; образ" [Д].

Во-вторых, В. Даль указывает, что тело есть "материя, вещество, наполняющее известное пространство; отвлеченное понятие о теле, воображаемое вещество в размерах; одни очертания их без тели, без вещества; простор, пустота в пределах". Т.е. слово тело у Даля денотативно определено и как реальный объект, некое целое (ограниченное пространство, предмет, вместилище; содержащее), и как отвлечённое понятие: мысленно представляемое вещество, материя в пределах; содержимое, суть, смысл (у Даля – мысел), разумное основание, мысль (ср. др.-чеш. mysl, духъ, смыслъ, содержание [171]). Таким образом, мысль, следуя Далю, следует понимать как некую материю, вещество, тело.

В связи с этим, само собой разумеющимся является допущение того, что для мысленного образа (в т.ч. - отвлечённого понятия) имеет место коннотация (ассоциация) с некой целостностью, ограниченной подобно реальному предмету (телу), существующей в воображаемых очертаниях, пределах.

О вещных коннотациях абстрактных существительных пишет В. Успенский: "Отвлеченное существительное может иметь такую лексическую сочетаемость, как если бы оно обозначало некоторый материальный предмет (образующий материальную, или вещную коннотацию рассматриваемого существительного), и потому в мысленном эксперименте может быть воспринято как конкретное существительное, обозначающее этот предмет. Выдвигается гипотеза, что это явление носит достаточно распространенный характер..." [302].

Слово тело выражает общее (полное предельное) понятие в той же мере, что и понятия явление, предмет, вещь и др. Справедливость этого утверждения будет понятна позднее, а пока последуем за дальнейшим ходом рассуждений в труде А.И. Уёмова.

"В понятии тела заключаются прежде всего признаки отдельности, индивидуальности. Эти же признаки являются существенными и для понятия вещи" [301, с.6].

Дабы не впадать в словесный блуд, оставляем в покое индивидуальность и переходим непосредственно к понятию отдельности. На мировоззренческом уровне, т.е. в отвлечении от обыденного понимания слова отдельный = отделённый, т.е. "оторванный, отколотый, отбитый" и "не являющийся частью чего-л. целого, единого", отдельность, как и определённость означает (денотативно и коннотативно) свойство, состояние чего-л. (всего) отдельного, отделённого (от окружающего, внешнего мира), определённого; предельность, очерченность, проявление, существование в чётких (видных) пределах, границах, очертаниях; а также что-л. (всё) отдельное, определенное, очерченное, ограниченное, обозначенное, целое, целостное, единое: совокупное или единичное, одиночное, одно, отдельно взятое; тело, вещь предмет или часть целого (тела, предмета). См. Отдельное, отделённое и определённое.

К такому же выводу подводит нас и автор цитируемой работы.

"Данное тело выделяется из остального мира с помощью более или менее отчетливой пространственной границы. Границы и то, что внутри них, относятся к данному телу, то, что вне границ,— к остальному миру. " [301, с.6].

" Считается (об этом по существу пишет Даль в своем словаре), что всякую вещь можно выделить из остального мира с помощью чувств. Из всех чувств наибольшее значение для человека имеет зрение при познании отдаленных предметов и осязание при изучении близких вещей…

Но какую границу можно определить таким образом? Ясно, что только пространственную… Всякий предмет отождествляется с соответствующим телом. Такое пространственное понимание вещи можно назвать традиционным вследствие его распространенности не только в обыденном сознании, но также и в философии" [301, с.7-8].

Любое тело (предмет, вещь) отделяется от прочего сущего с помощью более или менее отчетливого, видимого или воображаемого предела, границы (пределов, границ). Граница тела (целого) обычно, но не всегда, относится к данному телу, обладающему определённой формой. Границей жидкости в сосуде можно считать стенку сосуда или весь сосуд, в котором находится жидкость. Граница раздела разнородных сред, масс может относиться к каждой из них или представлять собой линейную протяжённость, видимую линию, черту, очертание. Пределы любой совокупности (тел, масс, предметов и т.п.) определяются пространственными границами расположения, распространения данной совокупности или границами (объёмом) пространства-вместилища. Пределами движения (действия) могут быть временные или пространственные моменты его начала и конца, исходное и конечное состояние, границы области распространения и т.п.

Отдельность, отделённость, определённость тела (предмета, явления) является необходимым и безусловным его признаком (свойством).

В связи с присущим предметам свойством видимой отдельности (определённости) А.И. Уёмов высказывает предположение, что такое свойство связано со способностью предметов «бросаться в глаза» и ссылается на мнение В.П. Тугаринова: «Что же разумеется под указанным признаком предметности? Это прежде всего отдельность, индивидуальное существование и отсюда наглядность, резкое отличие одного предмета от других предметов; отсюда — русское слово «предмет», т. е. то, что «мечется» или «метит» вам в глаза; отсюда также немецкое название предмета Gegenstand, т. е.— что стоит перед вами (буквально: против вас)» [301, с.7-8].

В принципе, стоит согласиться с высказанными соображениями при условии некоторого уточнения.

Предмет – это любое явление (т.е. то что явлено), "конкретное, материальное, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее" [Е]. Также существуют "просторечные" слова придмет, придмета и укр. прикмета, значение которых, буквально: "примета", т.е. "приметка, заметка; предмет, вещь, знак (являющиеся доказательством чего-л)." [64]; "явленье; веха; поличное (свидетельство)" [Д]; "явление, признак (предвещающий что-л.) [Е]; "то, что свидетельствует о чём-н." [200]; "цель" [198] и т.п.

Здесь мы видим, что придмет(а) или примета – это любой воспринимаемый (видимый) предмет (явление), значащий, означающий, определяющий что-л., имеющий целевое назначение, свидетельствующий о чем-л.

Происхождение слов придмет(а), предмет, примета, укр. прикмета связано с глаголами тмить(ся), тямить(ся), сов. *притмить(ся), притямить(ся), укр. кмiтити, прикмечати, сов. прикмiтити, также метить(ся), примечать(ся), сов. приметить(ся), понимать(ся), воспринимать(ся): видеть(ся), замечать(ся), определять(ся); соображать, смыслить; це́лить(ся); намечать(ся), обозначать(ся) и т.п. Т.е. слова придмет(а), предмет, примета, укр. прикмета обозначают объект или результат действия по знач. указанных глаголов; то что воспринимается, существует, видится, замечается, намечается, метится человеком, определяется, определяет что-л.; обозначается; обозначает, значит что-л.; является существующим, понятым, понятным, видимым, видным, приметным, замеченным, намеченным, определенным, обозначенным, значимым и т.п.

Предмет – это образ и соответствующая ему материальная субстанция, цель, мета действия, деятельности человека: объект, что-л. (всё) существующее, целое, мир, вселенная и предел, конечный результат действия (деятельности). Значимым и существенным для человека - из всего, что "мечется, бросается в глаза" - является то, что занимает его мысль, является целью устремлений, т.е. нечто отдельное, определенное, целое, предмет, существо, индивид.

Ср. цель, то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел; предмет, место (в которое направляют выстрел, бросок, удар.) [Е]; объект, мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта; явление, предмет, на который направлена какая-л. деятельность [Е]; мир, вселенная, система мироздания как целое; земля (со всем существующим на ней), земной шар [Е]; индивид, неделимое, составляющий собой и по себе нечто целое; лицо, особь, личность, единица, быть или жить; предмет или существо, отдельно по себе созданное [Д];

Таким образом, мы можем обозначить основные аспекты представления (понятия) о теле: тело - это а) определенное (очерченное, ограниченное, обозначенное) целое; что-л. единое, обособленное от прочего видимыми очертаниями, обозначенными пределами; состав, сложение, устройство, совокупное единство, "состоящее из согласованно действующих частей" [271]; б) живое существо; человек, животное, растение; "организм человека, животного, растения" [271]; в) определённая протяжённость со всем её содержимым; "пространство, заполненное какой-н. материей, веществом; часть пространства; вместилище; объем, ограниченный со всех сторон замкнутой поверхностью" [У]; г) предел (пределы, границы) этого пространства; собственно наружная (ограничивающая, ограждающая) поверхность; "покров; кожа (человека" [64]; д) "форма (физическая), внешнее проявление" [271]; фигура; телосложение; е) "совокупность чувств телесных; образ, вид, изображение" [171]; облик, лик, явление (то, что явлено); ж) внутреннее содержимое; плоть; "вещество, материя (в границах, в наружных пределах своих); тель; (растений) мякоть, мезга; древесина; деятели (невесомые), не тяготеющие, свет, тепло и пр." [Д]; "то, что заполняет что-н.; мякоть, мясо" [У]; "субстанция" [198]; стихия, начало, первооснова; земля, вода, воздух (дух), огонь; з) основа, основание; толща, масса; часть тела; "основная (наиболее массивная) часть чего-либо; туловище, корпус (человека, животного, птицы); ствол дерева, растения" [271]; и) "отдельный предмет в пространстве" [Е]; к) "жизнь" [64]; природа, мир, вселенная; сущее, сущность, "существо материальное (как противоположность духу)" [171].

По морфологическим признакам слово тело располагается в ряду метаморфных лексем: чело, челое, чельное, челесное - цело, целое, цельное, целостноетело, тельное, телесное. Слова целое (цело) и тело являются синонимами. См. Целое и тело.

В наиболее общем виде понятие целое можно определить следующим образом:

Целое – общее (всеобщее, полное, предельное) понятие, означающее всё (что-л.) сущее, определённое (предельное; ограниченное, обозначенное), представляющее собой любое явление, то, что явлено, дано в чувственно-рациональном образе (т.е. тело, существо, предмет, состояние и т.п.), как нечто единое (единство, совокупность), полное, совершенное или как часть, принадлежность совокупного единства, составляющая по себе определенное (отдельное) целое.